- формировать умения давать сравнительный анализ образа жизни на примере Спарты и Афин. Характеризовать основные группы населения и их положение в обществе;
- вырабатывать умения использовать информацию исторической карты и дополнительных источников.
- проследить влияние природных условий Пелопоннеса на занятия жителей Лаконики, помочь учащимся составить представление о древних законах Спарты;
- характеризовать воспитание детей в Спарте, сравнивать с воспитанием детей в Афинах, с современным воспитанием.
- показывать на карте полис Спарта и объяснить особенности его географического положения;
- объяснять особенности спартанского воспитания и высказывать своё отношение к нему (выделять его «плюсы» и «минусы»).
уметь читать историческую карту, извлекать нужную информацию из исторического источника, применять понятийный аппарат , давать характеристику спартанского воспитания.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли, самостоятельно формулировать учебную проблему, давать определении е понятий, анализировать, сравнивать факты и явления.
обрести мотивацию к изучению нового материала, опыт эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого.
Местоположение и природные условия Спарты, история ее заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Лаконичная речь. Спартанцы, илоты, периеки, Совет старейшин, Народное собрание, цари, государство.
Этап урока | Методы обучения | Содержание деятельности | Формируемые УУД | Оценка / самооценка |
учителя | Ученика |
1.Организационный момент Цель - создать благоприятный психологический настрой на работу | Фронтальная. Слово учителя | Приветствует уч-ся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
2. Актуализация знаний
Цель-проверка усвоения пройденного материала. | Работа с картой Фронтальная беседа | Предлагает показать на карте Древнюю Грецию, описать местоположение Афин. Осуществляет фронтальный контроль. Проводит беседу по вопросам. | Находят на карте Грецию, Афины, характеризуют реформы Солона | П. воспроизводят в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | |
3. Постановка учебной задачи Цель - мотивировать учеников изучать Древнюю Грецию, Спартанское госудаоство | Фронтальная. Рассказ. Работа с картой | Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: «Наша Родина Эллада как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство». Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи. | Слушают учителя. Называют тему урока, формулируют задачи. | Р. Принимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно.
К. Планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. | |
4.Усвоение новых знаний
Цель - изучить местоположение и природные условия Спарты, историю ее заселения, занятия | Фронтальная, словесный, наглядный Организует работу с текстом, иллюстрациями
| Предлагает совершить путешествие в Древнюю Спарту. Рассказывает о местоположении и природных условиях Спарты, истории ее заселения. | Показывают Спарту, Лаконию, Мессению на карте. Характеризуют местоположение Спарты. Объясняют значение терминов. Заполняют сравнительную таблицу в тетради. | П. Выявляют особенности объекта в процессе рассмотрения. Владеют навыками смыслового чтения, извлекают информацию из источника, самостоятельно создают способы поискового характера. | |
Государственное устройство Спарты
| Групповая, коллективная. Словесный, наглядный, творческий. | Характеризует политический строй Спарты
| Характеризуют политический строй древнегреческого города-государства Спарты | П. Извлекают информацию из наглядного материала , решают проблемы творческого и поискового характера | |
Физкультминутка. Цель- снятие эмоциональной напряженности | Смена видов деятельности | | Выполняют движения. | | |
Спартанское воспитание | Групповая, творческий | Предлагает погостить в военном лагере Спарты, познакомиться со спартанским воспитанием. Понравилась вам жизнь в Спарте? Что привлекло ваше внимание? | Рассказывают, каким было спартанское воспитание. Определяют свое отношение к нему. | К. Умеют работать в группе. Контролируют действия партнера. | |
5. Закрепление знаний Цель - уметь воспринимать наглядно-образное изображение | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа. | Предположите, чтобы вас могла удивить в Афинах и Спарте. Что могло разочаровать? Какое государственное устройство вам больше нравится – афинское или спартанское? | Дают сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. | П. Осуществляет выбор оснований и критериев для сравнения объектов, высказывают предположения. К. Формулируют собственное мнение и позицию | |
6. Рефлексия | Фронтальная. Словесный | Предлагает ответить на вопросы: |
Отвечают на поставленные вопросы. |
К. Формулируют собственное мнение и позицию. Используют выразительные средства языка. | |
7. Информация о домашнем задании Цель - закрепить изученный материал путем успешного выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный Сообщение учителя | Комментирует задания. пар. 31, вопросы к нему. | Воспринимают задания | Р. Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. | |