СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Бактерии" включает активную работу учащихся с дидактическим материалом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Бактерии"»

Урок №11 по биологии в 5 классе


Предмет

биология

Класс

5 класс

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Технология развития критического мышления

Тема

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Цель

1 Расширение представлений учащихся о многообразии живой природы.

2Формирование универсальных учебных действий.

Основные термины, понятия

Бактерии, эукариоты, прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты

Предметные умения:



- знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий

- разнообразие и распространение бактерий

- отличать бактерии от других живых организмов













Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу группы


Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют критерии изучения бактерий

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Составление схем-опор

4.Работа с информационными текстами

5.Объяснение значения новых слов

6.Сравнивать и выделять признаки

7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации


Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи





Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Проверка домашнего задания

Регулятивные УУД:

- контроль

- коррекция

- оценка

1. Какую тему изучали на предыдущем уроке?

(разнообразие живого)

Какое задание было задано на дом?

- дать опр. «систематика»

-Каково значение науки систематики?

- дать опр. «вид»

- какие царства живого вы знаете?


Мотивация учащихся к определению темы урока


«Трио» (на экране три картинки: микроскоп, молочно-кислые продукты, поврежденные листья плодовых деревьев- какое слово их объединяет)

Загадка:

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной.

Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог. (бактерии)

Отгадывают загадку, слово по картинкам, определяю тему урока

1.3. Постановка цели урока

Сообщат, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда. Формулирует цель урока в совместной деятельности с учащимися.

Участвуют в обсуждении цели урока

Вызов

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определяют критерии изучения бактерий

Познавательные УУД:

- работать с таблицей

:

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

1.Проверяет готовность учащихся к уроку

2.Сообщат, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда.

3.Подводит учащихся к формированию темы урока: Как называются эти организмы? Расшифруйте слово:










и сформулируйте тему урока.

2.Предлагает учащимся рассказать, что они уже знают о бактериях.

3.Предлагает учащимся заполнить первую колонку в таблице «Знаю»


Знаю

До

После




4.Обращается к классу с вопросом: Что хотели бы узнать о бактериях? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии

Осмысление

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- находить отличия

- составление схем-опор

- работа с информационными текстами

- объяснение значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

-уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

- знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий

- разнообразие и распространение бактерий

- отличать бактерии от других живых организмов

1.Организует работу в группах.


2.Дает задания:

1 группа изучает строение бактерий:

Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, использовать рисунки

Задание 2. Изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив все особенности ее строения Задание3. Докажите, что клетка бактерий не такая, как клетка растений


2группа изучает многообразие бактерий и их распространение:

Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки

Задание 2. Составьте кластер «Многообразие бактерий»


3 группа изучает питание бактерий, их размножение, приспособление к неблагоприятным условиям

Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки

Задание 2. Составьте кластер «Многообразие бактерий»


Рефлексия

Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы в группах


ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

1.Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп


2.Организует выступления групп


3.Дает задание классу: по мере выступления групп выполнить в тетради задания. Работа по карточкам: подписать строение бактерии используя рис. учебника на с.60-61


4.Предлагает заполнить вторую часть таблицы «Знаю»

5.Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность


Д.З.

Учебник, с.60-63







Приложение:

Исследование с мамонтёнком Димой.

Тело ископаемого мамонта было найдено в июне в устье ручья Киргилях при впадении его в реку на глубине 2 метров от поверхности земли. Первым обнаружил тушу водитель бульдозера, который производил работы по вскрытию предполагаемого месторождения.

Тело мамонтёнка имеет рост 104 см и массу около 90 кг. Возраст мамонтёнка на момент смерти оценивается в 6-7 месяцев. Период жизни по разным оценкам составляет от 13 до 40 тысяч лет назад. Предполагается, что незадолго до своей гибели мамонтёнок поранил ногу, свалился в яму, наполненную водой и грязью, не смог оттуда выбраться, замёрз и утонул. В дальнейшем морозный климат превратил грязь и лёд в естественный консервант. Степень сохранности туши оценивается как почти 100 %. Кожа, внутренности и мягкие ткани мамонта прекрасно сохранились. Шерсть также сохранилась, но при оттаивании туши отвалилась.

Бактерии из хобота мамонтёнка ожили в лаборатории, а мамонтёнка оживить невозможно. Почему?

При исследовании бактерий под микроскопом ученые обратили внимание, что бактерии не просто похожи друг на друга, они обладают способностью иметь несколько внешних видов, то есть формы бактерий (рис. 2).

Рис. 2. Формы бактерий

Самая простая форма бактерий – это шарик, он носит название кокк, что в переводе означает «ягода». При размножении кокки иногда остаются соединенными попарно, такое соединение называется диплококк, при большем количестве образуется цепочка, которая носит название стрептококк. При соединении кокков гроздями они получили название стафилококк. Кокки, имеющие вытянутую форму, называются палочки, если они имеют изогнутую форму, то носят название вибрион. Спиралевидные длинные бактерии называются – спирилла или спирохета. Бывают и другие формы, но эти самые важные.

Строение бактерии

Каждая бактерия – всего одна клетка с тонкой оболочкой и цитоплазмой (рис. 3). Бактерия, как любая клетка, покрыта клеточной мембраной, поверх клеточной мембраны располагается особая защитная оболочка – клеточная стенка, которая сделана из особого вещества – муреина. Жидкая часть клетки носит название цитоплазмы, у бактерий нет ядра, вместо него есть сгусток цитоплазмы, в котором находится молекула, несущая информацию – молекула ДНК, и называется нуклеоид, переводится как «подобный ядру». Каждый организм вырабатывает белок, бактерии не исключение, у них тоже есть части, вырабатывающие белок, и называются они рибосомы, они распределены по всей клетке. Жгутик бактерии необходим для движения, но не все бактерии обладают жгутиком, не все они способны к передвижению. Не все бактерии имеют и особые ворсинки, которых существует два вида: одними бактерия прикрепляется к необходимым поверхностям, другие служат для передачи информации между бактериями. Внутри бактерии находится запасное питательное вещество. И клеточная оболочка, и клеточная мембрана проницаемы для веществ, которые необходимы бактерии для жизнедеятельности, в первую очередь, для питания. При образовании вредных веществ для бактерии они удаляются также через оболочку и мембрану, так происходит обмен веществ у бактерий.


Рис. 3. Строение бактерий

Одни из бактерий живут и размножаются только при доступе воздуха, другие не нуждаются в нем. Большинство видов бактерий питается готовыми органическими веществами, так как они не имеют хлорофилла. Лишь очень немногие способны создавать органические вещества из неорганических. Это сине-зеленые бактерии, или цианобактерии. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.

Заключение

На данном уроке мы рассмотрели строение бактерий и особенности их жизнедеятельности, их виды и распространенность в природе.

Домашнее задание

1. Назовите основные формы бактерий.

2. На какие виды подразделяются бактерии по питанию?

3. Из чего состоит бактерия?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!