СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии "Многообразие бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в форме урок-семинар: задействованы три ученика, которым учитель заранее даёт темы для докладов. В конспекте есть приложения с карточками для проверки изученного материала, инструктивная карта для лабораторной работы "Изучение внешенего строяния бактерии сенная палочка".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Многообразие бактерий"»

План-конспект урока в 6 классе «Многообразие бактерий». Выполнила студентка 4-го курса 411 группы биологического факультета СГУ заочного отделения (направление «Педагогическое образование») Кудрина А.О.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-семинар.

Задачи:

Образовательная:

  • способствовать формированию знаний учащихся о многообразии бактерий;

  • познакомить учащихся с формами бактериальных клеток, способах питания и типах обмена веществ у бактерий;

  • научить распознавать и определять эти системы и отделы тела насекомых.

Развивающая:

  • развивать умения

  • развивать навыки

  • развивать личностные, творческие способности, альтернативное мышление, память.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к родной природе, формированию экологической культуры.

  • воспитать любовь и уважения к изучаемому предмету

Оборудование: карточки к уроку, стенгазета «Готовимся к семинару» (вывешивается заранее), микроскопы, инструментарий к лабораторной работе, культура сенной палочки

Литература:

  • Биология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кумченко. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007. 237 с.

  • Эксперимент по физиологии растений в средней школе. Пособие для учителей/ E. M. Васильева, T. В. Горбунова, Л. И. Кашина. М.: «Просвещение», 1978. 305 с.

Содержание урока

1-й этап

2-3 минуты

Организация урока:

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих

2-й этап

8 мин.






Проверка знаний:

Итак, на прошлом уроке мы познакомились с царством бактерий, а точнее – с их общей характеристикой. И сейчас я проверю, как хорошо вы слушали на предыдущем уроке и как поработали дома. Некоторым ребятам я раздам карточки для самостоятельной работы (см. Приложение 1 к конспекту урока), а с остальными мы разгадаем викторину.

Викторину пишем на отдельных листках, затем совместно проверяем.

Вопрос в викторине без выбора ответов. Начнем.

(пишем викторину, проверяем, собираю карточки, проверяю к концу урока).

З-й этап

Организационный момент

2 мин








Объяснение учителя

20 мин

Изучение нового материала.

Ребята, сегодня новый материал вы узнаете не только от меня, но и от своих одноклассников. На прошлом уроке я дала темы сообщений некоторым из вас, и сегодня у нас будет не простой урок, а урок-семинар. Мы внимательно послушаем докладчиков сообщений, они расскажут нам много нового и интересного, можете задавать им вопросы по теме их сообщений. Начнем урок.

Тема нашего урока – « Многообразие бактерий».

Бактерии можно обнаружить практически повсюду – в воде, почве, воздухе которым мы дышим и на самих нас, на дне океана и даже в горячих источниках с большой температурой. Благодаря микроскопическим размерам они везде могут проникнуть, а из-за своей выносливости и способности к образованию спор они приспосабливаются к разным условиям существования.

И как многообразны среды обитания бактерий, так разнообразны и сами представители царства Бактерии. О различиях бактерий по форме нам расскажет Авдеенко Алиса.

Ученик рассказывает сообщение, опорными терминами которому являются : кокки, стрептококки, стафилококки, диплококки, бациллы, спириллы, вибрионы.

Ребята, есть у вас вопросы к Алисе? Все ли в ее рассказе вам было понятно? ( Ученики отвечают, могут задать интересующие по теме вопросы. Если вопрос задан не по теме, объясняю это задавшему вопрос, предлагаю обсудить это в конце урока или в течении него, если этот вопрос будет затрагиваться).

А сейчас Шерстнев Кирилл расскажет нам о различии бактерий по способу их питания. ( Ученик рассказывает сообщение. Опорные термины: автотрофные и гетеротрофные бактерии, цианобактерии, сапротрофы, бактерии-сапротрофы, симбионт, бактерии-симбионты, паразитизм, бактерии-паразиты, патогенные бактерии-паразиты. По окончании доклада предлагаю ученикам задать докладчику вопросы. Мой вопрос ученику: какой вывод о бактериях как о живых организмах можно сделать, исходя из твоего сообщения? Ответ: бактерии, как примитивная группа организмов, способны и к гетеротрофному питанию, свойственному более сложноустроенным организмам, и к автотрофному, характерному для растений ).

На прошлом уроке мы выяснили, что бактерии могут быть как аэробными, так и анаэробными организмами. В этом заключается различие бактерий друг от друга по обмену веществ. Подробнее этот вопрос осветит Бодрова Дарья в своем сообщении. (Ученик отвечает. Опорные термины: аэробный тип дыхания, результат аэробного дыхания, фотогенные бактерии, анаэробный тип дыхания, брожение. По окончанию доклада предлагаю ученикам задать вопросы докладчику. Мой вопрос: как ты считаешь, важно ли для бактерий, как для Царства живых организмов, наличие анаэробных и аэробных организмов внутри него? Если важно, то почему?)

На этом доклады заканчиваются, спасибо нашим докладчикам, и тем, кто участвовал в семинаре, задавая свои вопросы. А сейчас проведем интересную лабораторную работу. (см инструктивную карточку в Приложении 2). У вас на столах инструктивные карточки к ней. На прошлом классном часу мы с вами провели работу по созданию раствора, благоприятного для развития сенной палочки. Те, кто отсутствовал, могут прочесть о ходе работы в инструктивной карточке. Я попрошу старосту помочь мне расставить микроскопы на парты. Приступайте к работе. Если возникнут какие-либо вопросы, обращайтесь ко мне.

4-й этап

8 мин

Закрепление изученного материала.

А теперь проверим, внимательно ли вы сегодня слушали докладчиков. Для этого я разделю вас на три команды. (разделить докладчиков нужно так, чтобы тема полученного командой задания, не совпадала с их сообщениями). Каждая команда получает свое задание на карточках, кто быстрее и правильнее выполнит свои задания, тот и победит в этом соревновании. Начинаем. (см. Приложение 3)


5-й этап

5 мин

Итог урока.

Сегодня все молодцы, все хорошо поработали. Однако быстрее и правильнее свою карточку решила команда ……. Но все команды допустили ошибку в последнем задании. (если какая-то команда не допустила ошибку, хвалю их, спрашиваю, почему они так сделали)

Какой бы стерильной ни была поверхность, какой бы не казалась она нам непригодной для жизни, но даже в атомном реакторе и на дезинфицированной поверхности можно найти бактерий.

Итак, что вы нового сегодня узнали о бактериях? ( Приходим к выводу, что бактерии обитают везде, имеют разные формы, типы питания и отличаются друг от друга обменом веществ.)

6-й этап

1 мин

Домашнее задание.

Параграф §51, вопросы на странице 196.

Приложение 1.

Карточка 1. (для слабоуспевающих учеников)

Задание 1. Клетки бактерий называют безъядерными и относят к прокариот по какому признаку?

Задание 2. Выберите из списка названия органов передвижения бактерий: жгутики, полипы, вайи, ворсинки, плодоножка. Запишите их в тетрадь.

Задание 3. Подумайте и напишите название особой плотной оболочки, которая выполняет защитную и опорную функцию у бактерий, а также придает им постоянную форму.



Карточка 2. (для слабоуспевающих учеников)

Задание 1. Первые бактерии появились более 3,5 миллиардов лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными существами на планете. Можно ли царство бактерий отнести к самой древней группе организмов из ныне существующих? Ответ да или нет.

Задание2. Выберите из списка черты, характерные бактериям: наличие клеточной стенки, наличие ядра; органы передвижения –ворсинки и жгутики, на поверхности некоторых бактерий; могут образовывать споры при неблагоприятных условиях и находится в них очень долго.

Задание 3. Подумайте и напишите, как называют бактерий, которым для жизни необходим кислород.





Карточка 3. (повышенной сложности)

Задание 1. Вспомните и напишите части бактериальной клетки, на которые указывают стрелки на рисунке.

Задание 2.Клеточная стенка бактерий и растений имеют общие черты строения. Этот факт говорит о схожих функциях этих оболочек. Зная это, можно сказать, что функция бактериальной клетки - это?

Задание 3. Назовите признаки, по которым бактерии можно отнести к прокариот.

Карточка 4. (повышенной сложности)

Задание 1. Вспомните и напишите части бактериальной клетки, на которые указывают стрелки на рисунке.



Задание 2. Какие бактерии относят к группе анаэробов, а какие к группе аэробов?

Задание 3. Считается что бактерии – самая древняя группа организмов из ныне живущих. Как вы думаете, как им удалось переживать все катаклизмы «молодой» планеты?

Викторина.

    1. Согласны ли вы с утверждением: бактерии – самая древняя и самая примитивная группа живых одноклеточных организмов. Ответ – да, значит, согласны, нет – не согласны с утверждением.

    2. Согласны ли вы с утверждением: ворсинки и жгутики - органы осязания и обоняния бактерий.

    3. Что сконцентрировано в центральной части клетки бактерий и выполняет функцию хранения наследственной информации?

    4. Какой тип размножения характерен для бактерий?

    5. По какому признаку бактерий относят к анаэробам?

    6. По какому признаку бактерий относят к аэробам?

    7. В чем особенность цитоплазмы бактерий?

    8. Что находится поверх цитоплазмы у всех бактерий?

    9. Как называется оболочка, которая встречается у бактерий часто, но не всегда, и представляет собой защитный слой слизи?

    10. Как называют одним словом особое состояние бактериальной клетки, когда клетка уплотняется и приступает к образованию особо плотной оболочки, чтобы пережить губительные для бактерий условия?

Ответы: да; нет; ядерное вещество в виде кольцевой ДНК; бесполый –простым деление надвое; анаэробам для жизни не нужен кислород; аэробам для жизни необходим кислород; она неподвижна, густая, имеет слоистое строение, без вакуолей, в ней растворены ферменты и питательные вещества; клеточная стенка; капсула; спора.

Приложение 2.

Инструктивная карточка к лабораторной работе №20.

Тема: «Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка».

Цель: знакомство с внешним обликом крупной бактерии и закрепление умения работать с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, инструментарий, культура сенной палочки 2-ух- 3-х дневная.

Ход работы.

1.Приготовление микропрепарата бактерии сенная палочка.

  • Берем 25 г сена, мелко нарезаем, помещаем в колбу и заливаем 200 мл водопроводной воды. Добавляем в колбу щепотку мела и кипятим в течение 30 мин. Этот шаг необходим нам для того, чтобы в раствор перешли питательные вещества из сена и мела, а другие микроорганизмы погибли. Споры же сенной палочки не погибают. Они выдерживают кипячение в течение 2 ч.

  • Для того чтобы прорастить споры сенной палочки, поступим следующим образом. Полученный отвар сена, цвета чая, средней густоты, сольем в другую колбу слоем не толще 1—2 см, закроем ватной пробкой и поместим в теплое место, где температура примерно +25 - + 30°С. Через 2—3 суток жидкость сначала помутнеет, а затем покроется беловатой пленкой, состоящей из сенных бактерий (споры превращаются в бактерии).

  • Стеклянной палочкой перенесите кусочек пленки с жидкостью на предметное стекло и закройте покровным стеклом, как это изображено на рисунке.

Ваш микропрепарат сенной палочки готов!





2. Рассмотрите полученный микропрепарат при малом (8х10) и большом (8х20) увеличении микроскопа. Отметьте форму и окраску бактерий, зарисуйте увиденное.



Приложение 3.

Карточки для закрепления изученного материала.

Карточка для команды 1.

Задание1. Подпишите к формам бактерий их названия:























Задание 2. Соотнесите названия группы бактерий по типу питания с их характеристикой.

Бактерии –сапротрофы


Живут внутри другого организма/на нем, укрываются и питаются его тканями, как правило, нанося ему вред.


Бактерии –симбионты


Извлекают питательные вещества из мертвого и разлагающегося органического материала

Бактерии -паразиты


Могут питаться автотрофно и гетеротрофно, так как содержат в своих клетках хлорофилл

Цианобактерии

Живут совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую пользу



Задание 3. Вычеркните из списка места, где ,по-вашему мнению, невозможно обитать бактериям: кожа человека, кипяток, почва, родниковая вода, внутри камней, на дне моря, ядерный реактор, лед, стиральная машина, Антарктида, лицо человека.



Карточка для команды 2.

Задание1. Подпишите к формам бактерий их названия:

























Г- питаются посредством метаболического распада питательных веществ, например глюкозы, происходящего без участия кислорода

Задание 3. . Вычеркните из списка места, где, по-вашему мнению, невозможно обитать бактериям: кожа человека, кипяток, почва, родниковая вода, внутри камней, на дне моря, ядерный реактор, лед, стиральная машина, Антарктида, лицо человека



Карточка для команды 3.

Задание 1. Соотнесите названия группы бактерий по типу питания с их характеристикой.

Бактерии –сапротрофы


Живут внутри другого организма/на нем, укрываются и питаются его тканями, как правило, нанося ему вред.


Бактерии –симбионты


Извлекают питательные вещества из мертвого и разлагающегося органического материала

Бактерии -паразиты


Могут питаться автотрофно и гетеротрофно, так как содержат в своих клетках хлорофилл

Цианобактерии

Живут совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую пользу





Задание 2. Соотнесите группы бактерий, отличающиеся по обмену веществ, с их характеристиками.

Анаэробные бактерии – 1

Аэробные бактерии - 2

А – используют наиболее эффективный способ получения энергии из питательных веществ

Б- углеводы, белки и жиры окисляют кислородом воздуха

В- используют очень древний и энергетически маловыгодный процесс извлечения энергии из питательных веществ

Задание 3. Вычеркните из списка места, где, по-вашему мнению, невозможно обитать бактериям: кожа человека, кипяток, почва, родниковая вода, внутри камней, на дне моря, ядерный реактор, лед, стиральная машина, Антарктида, лицо человека


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!