СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку во 2 класса по теме "Части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с технологией критического мышления.

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
  • реализовывать творческие способности школьников.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку во 2 класса по теме "Части речи"»

Русский язык.

Класс: 2 – А

Количество детей; 26

Тема: Части речи.

Цели урока:

Планируемые результаты:

Предметные: умение различать слова- названия предметов, слова – названия признаков, слова- названия действий, использовать в своей речи специальную терминологию.

Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации: наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное  в привычном и обычном.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу с помощью учителя; планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.

Коммуникативные: развитие умения сотрудничества с учителем и одноклассниками, оценивание действий партнёров по работе; работа в паре.

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;

  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;

  • реализовывать творческие способности школьников.


Оборудование: презентация PowerPoint (Приложение 1), индивидуальные карточки (Приложение 2), карточки для работы в парах (Приложение 3), карточки для проверочной работы (Приложение 4).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

1. Орфографическая минутка.

- Прочитайте предложения, выпишите слова с пропущенными буквами, подчеркните орфограммы.

Слайд 2

Вот и наступила осень. На ог..родах поспел богатый урожай. Уже убрали лу(к,г). Потом сняли спелые яблоч..ки. Убрали картофель, м..рковку, репу,свёклу. Осталась одна к..пуста. Ей хол..д не страшен.


  1. Вызов.

 Ребята, прочитайте стихотворения  на слайде (Слайд № 3).

- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?  (О частях речи)

 У каждого из вас карточки, которые нужно  заполнить. (Приложение 2)

Работа с текстом: выборочный диктант. Учитель читает предложения, а школьники выписывают слова в три колонки: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы.


СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ      

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ        

              ГЛАГОЛЫ

 

 

 







Ива.

    По берегам лесных малых рек и старым канавам растёт зелёная ива. Кто не знает этого слабого лёгкого дерева?

   Ранней весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.

   Из ивовых тонких сучьев делают дети дудки – свирели.

   Из гибких прутьев ивы умелые люди плетут большие корзины.

- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают части речи?( Самостоятельные и несамостоятельные). А какие самостоятельные части речи вы знаете? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).


Проверка слайд 4


Составление кластера.

- Давайте с вами составим кластер на доске. Выберите карточки с самостоятельными частями речи. (Дети выбирают среди слов самостоятельные части речи и крепят к кластеру магнитом)



Имя существительное

Имя прилагательное



Самостоятельные части речи







Глагол







  1. Осмысление содержания:

Этап обобщения изученного.

Работа  в паре с карточками  

(Приложение 3).

(Учащиеся в ходе обсуждения  заполняют карточку).


Действия учителя

Действия учащихся

Изображения на доске

1.Наблюдение над разновидностью частей речи.

- Назовите части речи, которые вы знаете?

- Как определить часть речи?

Предположения детей: задать к слову вопрос, узнать, что слово обозначает: предмет, признак или действие.

См. презентацию

Слайд № 5.

2. Оформление схемы

Постановка проблемного вопроса.

В какие группы можно распределить разные слова?

Составим и заполним следующую схему о разновидностях частей речи. Схема наша очень похожа на скелет рыбы.

В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке.

Оформление схемы:

- Как определить часть речи? (голова).

См. презентацию

Слайд  № 6.

Слайд  № 7.

Слайд № 8.

Решение поставленной проблемы

На какие три  группы можно разделить всё многообразие слов, которые мы изучали?

Напишем название этих групп на верхних косточках.

 - Какие слова относятся к именам существительным?

Кто догадался, как проверить, что данное слово - существительное?

 

Запишем это на соответствующей нижней косточке.

Приведите примеры.

- Какие слова относятся к именам прилагательным?

Приведите примеры.

А есть такие слова, которые обозначают действия предметов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти слова?

Приведите примеры.

Физкультминутка.  

Игра на внимание:  «Не ошибись».

Учитель поочередно называет  слова:существительные, прилагательные, глаголы

гараж, машина, ехать, ловкий…). Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:

  • существительное – прыжок вверх;

  • прилагательное – руки в стороны;

  • глагол – приседание.

Слова называются всё быстрее и в разном порядке.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Оформление схемы:

верхние кости

 - Имена существительные отвечают на вопросы КТО? и ЧТО? и обозначают предмет.

Оформление схемы:

нижние косточки -

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён существительных).

Ученик, машина, собака…

- Имена прилагательные отвечают на вопросы КАКОЙ?  КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и обозначают признак предмета.

Оформление схемы:

нижние косточки -

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён прилагательных).

Красивый, умный, большой, маленький…

 

 - Действие обозначают глаголы. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Бегать, прыгать, думать…

Слайд  № 9.

Слайд  № 10.

См.презент.

Слайд № 11

Слайд № 12.

Слайды № 13, 14.

3.Вывод

 -Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Как определить часть речи?

 - На какие группы мы разделили  части речи?

 - Какой вывод сделаем?

 - Запишем вывод в хвосте рыбы.

У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение 3)

 - Ребята, а какую роль в русском языке выполняют части речи?

 Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

См.презентацию

Слайд  № 12.

  1. Работа с учебником.

Коллективное выполнение упражнения 73 на стр.43.

Работа по рисунку (Слайд13)

- Рассмотрите фотографию птицы.

Чтение текста упражнения.

- Как озаглавим текст? (Зимородок)

Запишите заголовок.

– Найдите и запишите описание птицы.

- Какая часть речи нам помогла увидеть красоту этой птицы?

( имя прилагательное)

Упр. 74, 75 самостоятельно , взаимопроверка в парах.

  1. Проверочная работа с учётом индивидуально-дифференцированного подхода (Приложение 4).

Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.

Карточка 2 для учеников со средним уровнем.

Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.

  1. Рефлексия:

Анализ полученной информации.

- Сегодня я узнал (а)…

 - Было интересно…

 - Было трудно….

 - Теперь я могу…

Самооценка работы в паре:        

Вся работа полностью выполнена мною

Я ничего не сделал (не сделала)

  1. Домашнее задание.

Выписать в тетрадь по 5 глаголов, сущ., прил.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!