Русский язык.
Класс: 2 – А
Количество детей; 26
Тема: Части речи.
Цели урока:
Планируемые результаты:
Предметные: умение различать слова- названия предметов, слова – названия признаков, слова- названия действий, использовать в своей речи специальную терминологию.
Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации: наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу с помощью учителя; планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.
Коммуникативные: развитие умения сотрудничества с учителем и одноклассниками, оценивание действий партнёров по работе; работа в паре.
Задачи урока:
формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
развивать мышление, воображение, память, связную речь;
воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
реализовывать творческие способности школьников.
Оборудование: презентация PowerPoint (Приложение 1), индивидуальные карточки (Приложение 2), карточки для работы в парах (Приложение 3), карточки для проверочной работы (Приложение 4).
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 1
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
1. Орфографическая минутка.
- Прочитайте предложения, выпишите слова с пропущенными буквами, подчеркните орфограммы.
Слайд 2
Вот и наступила осень. На ог..родах поспел богатый урожай. Уже убрали лу(к,г). Потом сняли спелые яблоч..ки. Убрали картофель, м..рковку, репу,свёклу. Осталась одна к..пуста. Ей хол..д не страшен.
Вызов.
- Ребята, прочитайте стихотворения на слайде (Слайд № 3).
- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи)
- У каждого из вас карточки, которые нужно заполнить. (Приложение 2)
Работа с текстом: выборочный диктант. Учитель читает предложения, а школьники выписывают слова в три колонки: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ | ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | ГЛАГОЛЫ |
| | |
| | |
| | |
Ива.
По берегам лесных малых рек и старым канавам растёт зелёная ива. Кто не знает этого слабого лёгкого дерева?
Ранней весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.
Из ивовых тонких сучьев делают дети дудки – свирели.
Из гибких прутьев ивы умелые люди плетут большие корзины.
- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают части речи?( Самостоятельные и несамостоятельные). А какие самостоятельные части речи вы знаете? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Проверка слайд 4
Составление кластера.
- Давайте с вами составим кластер на доске. Выберите карточки с самостоятельными частями речи. (Дети выбирают среди слов самостоятельные части речи и крепят к кластеру магнитом)
Имя существительное
Имя прилагательное
Самостоятельные части речи
Глагол
Осмысление содержания:
Этап обобщения изученного.
Работа в паре с карточками
(Приложение 3).
(Учащиеся в ходе обсуждения заполняют карточку).
Действия учителя | Действия учащихся | Изображения на доске |
1.Наблюдение над разновидностью частей речи. |
- Назовите части речи, которые вы знаете? - Как определить часть речи? | Предположения детей: задать к слову вопрос, узнать, что слово обозначает: предмет, признак или действие. | См. презентацию Слайд № 5. |
2. Оформление схемы |
Постановка проблемного вопроса. В какие группы можно распределить разные слова? Составим и заполним следующую схему о разновидностях частей речи. Схема наша очень похожа на скелет рыбы. В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке. | Оформление схемы: - Как определить часть речи? (голова). | См. презентацию Слайд № 6. Слайд № 7. Слайд № 8. |
Решение поставленной проблемы На какие три группы можно разделить всё многообразие слов, которые мы изучали? Напишем название этих групп на верхних косточках. - Какие слова относятся к именам существительным? Кто догадался, как проверить, что данное слово - существительное? Запишем это на соответствующей нижней косточке. Приведите примеры. - Какие слова относятся к именам прилагательным? Приведите примеры. А есть такие слова, которые обозначают действия предметов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти слова? Приведите примеры. Физкультминутка. Игра на внимание: «Не ошибись». Учитель поочередно называет слова:существительные, прилагательные, глаголы ( гараж, машина, ехать, ловкий…). Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения: существительное – прыжок вверх; прилагательное – руки в стороны; глагол – приседание. Слова называются всё быстрее и в разном порядке. | - Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Оформление схемы: верхние кости - Имена существительные отвечают на вопросы КТО? и ЧТО? и обозначают предмет. Оформление схемы: нижние косточки - запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён существительных). Ученик, машина, собака… - Имена прилагательные отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и обозначают признак предмета. Оформление схемы: нижние косточки - запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён прилагательных). Красивый, умный, большой, маленький… - Действие обозначают глаголы. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Бегать, прыгать, думать… | Слайд № 9. Слайд № 10. См.презент. Слайд № 11 Слайд № 12. Слайды № 13, 14. |
3.Вывод |
-Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Как определить часть речи? - На какие группы мы разделили части речи? - Какой вывод сделаем? - Запишем вывод в хвосте рыбы. У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение 3) - Ребята, а какую роль в русском языке выполняют части речи? | Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает. | См.презентацию Слайд № 12. |
Работа с учебником.
Коллективное выполнение упражнения 73 на стр.43.
Работа по рисунку (Слайд13)
- Рассмотрите фотографию птицы.
Чтение текста упражнения.
- Как озаглавим текст? (Зимородок)
Запишите заголовок.
– Найдите и запишите описание птицы.
- Какая часть речи нам помогла увидеть красоту этой птицы?
( имя прилагательное)
Упр. 74, 75 самостоятельно , взаимопроверка в парах.
Проверочная работа с учётом индивидуально-дифференцированного подхода (Приложение 4).
Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.
Карточка 2 для учеников со средним уровнем.
Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.
Рефлексия:
Анализ полученной информации.
- Сегодня я узнал (а)…
- Было интересно…
- Было трудно….
- Теперь я могу…
Самооценка работы в паре:
Вся работа полностью выполнена мною
Я ничего не сделал (не сделала)
Домашнее задание.
Выписать в тетрадь по 5 глаголов, сущ., прил.