СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 кассе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок закрепления и применения знаний 

Форма урока: урок-практикум. 

Цели урока: 

Образовательные: закрепить правило написания приставок на - з (с) , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок. 

Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний, развитие навыков работы со словарями, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконроля. 

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, к истории родных слов, развивать  умение объективно оценивать свои знания, воспитывать уважение к наследию культуры, прививать навыки  коммуникабельности и доброжелательности.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 кассе»

Урок по русскому языку

для учащихся 5 класса



Тема урока: «Закрепление правописания приставок на -з и -с» 

Тип урока: урок закрепления и применения знаний 

Форма урока: урок-практикум. 

Цели урока: 

Образовательные: закрепить правило написания приставок на - з (с) , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок. 

Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний, развитие навыков работы со словарями, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконроля. 

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, к истории родных слов, развивать умение объективно оценивать свои знания, воспитывать уважение к наследию культуры, прививать навыки коммуникабельности и доброжелательности.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, учебник, словари, листы с тестами, конверт с письмом, сигнальные карточки для оценки урока .

Ход урока

1. Организационный момент. Создание благоприятной обстановки на уроке.

  • СЛАЙД 1 - Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок. На нем присутствуют гости. А веду его я. Меня зовут Надежда Викторовна. Чтобы все получилось, надо, чтобы у нас было хорошее настроение. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи. Я думаю, что у нас с вами все получится.

Сообщение целей и задач урока Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме урока практикума, на котором каждый из вас должен проявить свои знания и умения по теме. На протяжении урока вы будете выполнять разные задания.

Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с), находить их в предложениях, употреблять в речи.

2. ОРИЕНТИРОВОЧНО - МОТИВАЦИОННЫЙ

  • СЛАЙД 2 Игра «Четвёртый – лишний» (устно)

Сосна, орешник, берёза, осина .

Разговор, разница, раздел, разлад.

Возглавить, восторг, исход, беспокойный .

Почему мы данные слова посчитали лишними словами? Какому правилу подчиняются выбранные слова в 2-х вариантах? Давайте вспомним с вами, от чего же зависит выбор буквы в приставках на З и С.

  • Ученики рассказывают правило. Учитель подводит итог:

Букву «С» в приставке пишем, коль за ней глухую слышим.

Букву «З» тогда напишем, если звонкую услышим. 


  • «Страничка для любознательных». Следует обратить внимание, что в старых книгах можно найти такие написания: безполезный, безсердечный, «Разсказы Чехова».

После реформы русской орфографии, проведённой по предложению Академии наук России, с 1918 года приставки, оканчивающиеся на з, стали писать по фонетическому принципу.

  • ИТАК, тема нашего урока «Правописание букв З и С на конце приставок»(запись в тетрадях)

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

ОПРОС И ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  • СЛАЙД 3 Выборочный диктант Выберите из предложенных слов только те, которые относятся к правилу : Согласие, доехать, безграничный, разделить, воскликнуть, испуг, слово, алфавит, удивление, гласные, установка, накрыть, окончание , родство, вспомни, вовремя , звук, обледенелый, просмотрел, изморозь, воздать, приехать, обнаружить.

  • Какая часть речи слово ВСПОМНИ?

  • СЛАЙД 4 Ребята, Незнайка никак не может составить слова. Давайте ему поможем. Игра «Составь слово»(1 ученик у доски записывает, остальные подсказывают)

  • СЛАЙД 5 Обобщение и систематизация  А теперь для Незнайки и для всех, кто ещё не запомнил «Запомни» (с конца)
    Учитель вывешивает схему –алгоритм

  • Продолжаем работу. Сейчас я предлагаю вам написать творческий диктант.

Я буду читать вам словосочетания, а вы должны будете заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) и записать полученные слова в тетрадях.

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6.. Вход без платы (бесплатный)



  • СЛАЙД 6 Сейчас вы получите «ключ», по которому проверите правильность выполнения задания.



  1. РЕАЛИЗАЦИЯ

  • СЛАЙД 7 Из упражнения 443 (с. 31Индивидуально - групповая работа выпишите:

I вариант Слова с приставкой С-

II вариант Слова с приставкой на-з

НЕ закралась ли ошибка? Кто оказался внимательнее? Что осталось невыписанным?

  • СЛАЙД 8 ЗАПОМНИ Работа со словами на полях учебника - словарная

  • СЛАЙД 9 ЭТИМОЛОГИЯ (работа с этимологическим словарём)

  • Ввод в речь : Составить предложения со словом ЗДАНИЕ -творческое ( каждый в тетради)

  • СЛАЙД Ы 10-17 демонстрация фотографий зданий. Кто их строил, возводил? -Строители, мастер, талантливый архитектор, ЗОДЧИЙ.

  • Работа с толковым словарём: ЗОДЧИЙ, АРХИТЕКТОР.

  • СЛАЙД 18 Распределительный диктант Распределить в 3 столбика продиктованные слова: …з¬ , …с¬, С(з –приставки не бывает), З –часть ¬корня: Сбавить, разбавить, создавать, беспредельный, сбиться, здание, исцарапать, бесконечный, изжарить, сберегать, здороваться, сжечь, истомиться, восхищение, сдача, нисходить, низший, спугнуть, ни зги не видно, сдвоить, раздвоиться, сделка, сдоба, здешний, сделать.

  • ,СЛАЙД 19 Тест (индивидуально)

1.Отметьте строку, где пишутся приставки на З-:

а) бе…покойный, во…ход, ни…падать.

б) бе…делие, ра…долье, во..глас.

в) ра…говор, и…влечь, в…гляд.

г) и…портить, ра…смотреть, в…тупить.

2. Отметьте строку, где З - часть корня: а) прозреть, низина ,поздравить.

б) возраст, изделие, разряд.


  • СЛАЙД 20 КЛЮЧ (взаимопроверка)

  • Ребята, пока мы с вами работали, нам пришло письмо:

«Здравствуйте, друзья! Я отдыхаю в Крыму. Здесь здорово! Я отдыхаю и загораю, забочусь о здоровье. Здешний климат мне нравится. Очень интересно приходится здороваться – по-здешнему – кивком головы. А как дела у вас? Ваш Незнайка.» СЛАЙД 21

  • БЕСЕДА Всё ли правильно написал Незнайка? (обратить внимание на знаки препинания) О чём может напомнить это письмо? В каком предложении выражена главная мысль текста? Какие группы однокоренных слов здесь встречаются?

Здесь, здешний, по-здешнему.

Здоровье, здравствуйте, здороваться.

  • СЛАЙД 22 5.РЕФЛЕКСИЯ

Давайте построим разговор, чтобы из него было понятно, что вы сегодня нового узнали, что повторили. (Можно в форме игры «Да» и «нет» не говорить»)

  • Назовите, чем вы занимались на уроке?

  • Какое орфографическое правило вы применяли сегодня на уроке?

  • К акие трудности вы испытывали на уроке?

  • Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?

  • Было ли интересно?

  • Что нового для себя вы узнали?

  • Что вас удивило?

  • Были ли вы активны?

  • Довольны ли вы тем, как прошел урок?


  • Р абота с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

  • СЛАЙД 23 Задание на самоподготовку:

  • Упр. 444

  • СЛАЙД 24 6.«Релаксация».

  • Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия..Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. В добрый час, ребята!

  • Будем, ребята, беречь доброту,

  • Будем, ребята, беречь красоту,

  • Будем дерзать, будем творить,

  • Улыбку познанья Уроку дарить! СПАСИБО ЗА РАБОТУ!




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!