Урок по русскому языку
для учащихся 5 класса
Тема урока: «Закрепление правописания приставок на -з и -с»
Тип урока: урок закрепления и применения знаний
Форма урока: урок-практикум.
Цели урока:
Образовательные: закрепить правило написания приставок на - з (с) , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний, развитие навыков работы со словарями, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконроля.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, к истории родных слов, развивать умение объективно оценивать свои знания, воспитывать уважение к наследию культуры, прививать навыки коммуникабельности и доброжелательности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, словари, листы с тестами, конверт с письмом, сигнальные карточки для оценки урока .
Ход урока
1. Организационный момент. Создание благоприятной обстановки на уроке.
СЛАЙД 1 - Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок. На нем присутствуют гости. А веду его я. Меня зовут Надежда Викторовна. Чтобы все получилось, надо, чтобы у нас было хорошее настроение. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи. Я думаю, что у нас с вами все получится.
Сообщение целей и задач урока Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме урока практикума, на котором каждый из вас должен проявить свои знания и умения по теме. На протяжении урока вы будете выполнять разные задания.
Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с), находить их в предложениях, употреблять в речи.
2. ОРИЕНТИРОВОЧНО - МОТИВАЦИОННЫЙ
Сосна, орешник, берёза, осина .
Разговор, разница, раздел, разлад.
Возглавить, восторг, исход, беспокойный .
Почему мы данные слова посчитали лишними словами? Какому правилу подчиняются выбранные слова в 2-х вариантах? Давайте вспомним с вами, от чего же зависит выбор буквы в приставках на З и С.
Букву «С» в приставке пишем, коль за ней глухую слышим.
Букву «З» тогда напишем, если звонкую услышим.
«Страничка для любознательных». Следует обратить внимание, что в старых книгах можно найти такие написания: безполезный, безсердечный, «Разсказы Чехова».
После реформы русской орфографии, проведённой по предложению Академии наук России, с 1918 года приставки, оканчивающиеся на з, стали писать по фонетическому принципу.
ИТАК, тема нашего урока «Правописание букв З и С на конце приставок»(запись в тетрадях)
3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
ОПРОС И ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
СЛАЙД 3 Выборочный диктант Выберите из предложенных слов только те, которые относятся к правилу : Согласие, доехать, безграничный, разделить, воскликнуть, испуг, слово, алфавит, удивление, гласные, установка, накрыть, окончание , родство, вспомни, вовремя , звук, обледенелый, просмотрел, изморозь, воздать, приехать, обнаружить.
СЛАЙД 4 Ребята, Незнайка никак не может составить слова. Давайте ему поможем. Игра «Составь слово»(1 ученик у доски записывает, остальные подсказывают)
СЛАЙД 5 Обобщение и систематизация А теперь для Незнайки и для всех, кто ещё не запомнил «Запомни» (с конца)
Учитель вывешивает схему –алгоритм
Я буду читать вам словосочетания, а вы должны будете заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) и записать полученные слова в тетрадях.
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6.. Вход без платы (бесплатный)
СЛАЙД 6 Сейчас вы получите «ключ», по которому проверите правильность выполнения задания.
РЕАЛИЗАЦИЯ
I вариант Слова с приставкой С-
II вариант Слова с приставкой на-з
НЕ закралась ли ошибка? Кто оказался внимательнее? Что осталось невыписанным?
СЛАЙД 8 ЗАПОМНИ Работа со словами на полях учебника - словарная
СЛАЙД 9 ЭТИМОЛОГИЯ (работа с этимологическим словарём)
Ввод в речь : Составить предложения со словом ЗДАНИЕ -творческое ( каждый в тетради)
СЛАЙД Ы 10-17 демонстрация фотографий зданий. Кто их строил, возводил? -Строители, мастер, талантливый архитектор, ЗОДЧИЙ.
Работа с толковым словарём: ЗОДЧИЙ, АРХИТЕКТОР.
СЛАЙД 18 Распределительный диктант Распределить в 3 столбика продиктованные слова: …з¬ , …с¬, С(з –приставки не бывает), З –часть ¬корня: Сбавить, разбавить, создавать, беспредельный, сбиться, здание, исцарапать, бесконечный, изжарить, сберегать, здороваться, сжечь, истомиться, восхищение, сдача, нисходить, низший, спугнуть, ни зги не видно, сдвоить, раздвоиться, сделка, сдоба, здешний, сделать.
,СЛАЙД 19 Тест (индивидуально)
1.Отметьте строку, где пишутся приставки на З-:
а) бе…покойный, во…ход, ни…падать.
б) бе…делие, ра…долье, во..глас.
в) ра…говор, и…влечь, в…гляд.
г) и…портить, ра…смотреть, в…тупить.
2. Отметьте строку, где З - часть корня: а) прозреть, низина ,поздравить.
б) возраст, изделие, разряд.
Ребята, пока мы с вами работали, нам пришло письмо:
«Здравствуйте, друзья! Я отдыхаю в Крыму. Здесь здорово! Я отдыхаю и загораю, забочусь о здоровье. Здешний климат мне нравится. Очень интересно приходится здороваться – по-здешнему – кивком головы. А как дела у вас? Ваш Незнайка.» СЛАЙД 21
БЕСЕДА Всё ли правильно написал Незнайка? (обратить внимание на знаки препинания) О чём может напомнить это письмо? В каком предложении выражена главная мысль текста? Какие группы однокоренных слов здесь встречаются?
Здесь, здешний, по-здешнему.
Здоровье, здравствуйте, здороваться.
Давайте построим разговор, чтобы из него было понятно, что вы сегодня нового узнали, что повторили. (Можно в форме игры «Да» и «нет» не говорить»)
Назовите, чем вы занимались на уроке?
Какое орфографическое правило вы применяли сегодня на уроке?
К акие трудности вы испытывали на уроке?
Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?
Было ли интересно?
Что нового для себя вы узнали?
Что вас удивило?
Были ли вы активны?
Довольны ли вы тем, как прошел урок?
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
СЛАЙД 23 Задание на самоподготовку:
Упр. 444
СЛАЙД 24 6.«Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия..Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будем, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить! СПАСИБО ЗА РАБОТУ!