1 | Организационный момент. 30 секунд | Представьте, что перед вами зеркало. Улыбнитесь себе. Скажите про себя, какой я умный, замечательный. У меня всё получится. Улыбнитесь мне и мысленно пожелайте всего наилучшего. Садитесь, пожалуйста. Начнём наш урок. | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. |
2 | Минутка чистописания. 2 минуты | - В начале урока давайте проведём «Минутку чистописания»:
-Запишите букву, которая в алфавите стоит после буквы Т -Запишите парную согласную буквы Г (УК) - Продолжите писать буквы до конца строки. | Ж У К | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 9 минут | Кроссворд. Кроссворд поможет определить тему не только этого урока, но и последующих. Замените каждое предложение одним словом. 1. Школьная комната. 2. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. 3. Срок в 30 суток или диск Луны. 4. Цвет золота. 5. Полукустарниковое растение с красными ягодами, варенье из которых помогает при простуде. 6. Утренний прием пищи. 1. к | л | а | с | с | | | | | | | | | 2. к | о | л | л | е | к | т | и | в | | 3.м | е | с | я | ц | | | | | | 4.ж | ё | л | т | ы | й | | | | | | | 5.м | а | л | и | н | а | | | | | з | а | в | т | р | а | к | | | | | По вертикали получилось слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. -Вспомните, когда мы употребляли это слово или где вы его слышали. (Состав числа, состав поезда, состав лекарства) Что обозначает это слово? О чём мы с вами сегодня будем говорить? Всё на свете из чего-нибудь состоит: например, поезд состоит из … (вагонов) Слово делится на части И у каждой части слова есть своё название. Мы сегодня познакомимся с главной частью слова. Кто знает, как она называется? (Корень) Работа с диалогом с. 94 Выполняют упр.157 в учебнике. | Класс Коллектив Месяц Жёлтый Малина До свидания Состав | Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания. |
4 | Физ. Минутка 30 секунд | -Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку. -Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой. -Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими. -Нарисуйте суффикс в воздухе носом. -Двумя руками одновременно нарисуйте окончание. | выполняют | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. |
5 | Актуализация знаний. 3 минуты | Наблюдение над однокоренными словами. Возьмите листочки. В первом задании выпишите спрятавшиеся слова. Прочитайте слова, которые вы нашли. рочтыпаужрморозбыотмалывьлпвут понуяжфыхупморозецвобпыкухебво итпамажурящазйморозныйвакцумизи | Что можно сказать об этих словах? Почему? Выделите корень в данных словах. Чему мы должны сегодня научиться? Перед нами Царство однокоренных слов. Чтобы в него попасть, нам надо выполнить второе задание на листке. | Мороз, морозец, морозный. Они однокоренные У них общее значение, общая часть - корень | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
6 | Первичная проверка понимания 5 минут
4 минуты
4 минуты | 1.Работа со стихотворением. Прочитайте стихотворение. Шёл я как - то мимо речки. Вижу: рыбаки сидят на берегу, Ловят рыбу, рыбку и рыбёшку. И решил я: рыбачкам сейчас я помогу. В рыбный суп почищу я картошку. Выкипает в котелке вода. Где же ты рыбацкая удача? Не клюёт сегодня рыба, вот беда! Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Какие однокоренные слова вам встретились? Почему эти слова однокоренные? Назовите корень. Придумайте ещё слова с корнем РЫБ Как вы думаете, что такое корень? Проверьте по учебнику на странице 95, правильно ли мы сделали вывод? (работа с правилом) 2.Упражнение в нахождении лишнего слова Прочитайте задание на карточке самостоятельно. Что вы будете делать? Нос, носильщик, носатый, носик. Смелость, смелый, храбрый, осмелел. Назовите лишнее слово в первой строчке. Докажите своё мнение. Назовите два признака однокоренных слов. а. Общее значение б. Одинаковый корень Мы попали в царство однокоренных слов. Нас встречает самая главная часть слова - Корень. Не зря в народе говорят «Смотри в корень», т.е. выдели самое главное. 3. Драматизация Послушайте одну историю - Вы кто такие? - Я гусь, это - Гусыня, а это наши дети - Гусята. -А ты кто? А я ваша родственница - Гусеница! (по С. Иванову) Права ли Гусеница назвав себя родственницей гусей. Почему? Давайте докажем. Запишите однокоренные слова, которые нам встретились в этой истории. Выделите корень. Подберите однокоренные слова к слову «гусеница». Что нужно сделать, чтобы определить в слове корень? | Рыбаки Рыбу Рыбёшку Рыбачкам Рыбный Рыбацкая РЫБАЛКА, РЫБОЛОВ, РЫБОЧКА Корень - это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их значение. Зачеркнём лишнее слово В первой строчке лишнее слово - носильщик т.к. у него другое значение, а во второй строчке - храбрый, т.к. у него другой корень. Гусеница, гусеничка, гусеничный. подобрать однокоренные слова | Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания. |
8 | Первичное закрепление. 10 минут | Работа с деформированным текстом. В тайге растёт кедр кедровник - любимое место животных и птиц осенью в нём созревают кедровые шишки ими лакомятся бурундуки, белки и медведи прилетает и кедровка птичка делает запасы орехов на зиму. Разделите текст на предложения. Запишите в тетрадь первое предложение и разберите его по членам предложения. Выпишите однокоренные слова. Поставьте в них ударение и выделите корень. | Кедр Кедровник Кедровые Кедровка | Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания. |