- Встали. Успокоились. Улыбнулись и тихо сели. - Ребята, я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что здесь сегодня собрались добрые сердечные люди. Сегодня у нас не просто урок, а урок исследование. -Послушайте высказывание и подумайте, что мы будем с вами исследовать Слайд 1 Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно! - Как вы думаете, что же мы сегодня будем исследовать? (Слова) - Откроем тетради, запишем число и классная работа. (включаю музыку и на фоне музыки читаю слова) - № 13 Слайд 2 Наступила весна. С наступлением весны просыпается природа. «Земля согревается солнышком, а душа человека добротой». - Ребята, на уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. На доске у меня буквы разных цветов. Я предлагаю вам оставить только те буквы, которые написаны теплым цветом. Какое слово получилось? ДОБРОТА - Именно это слово мы сегодня попытаемся исследовать. Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. - А поможет нам цветок, который будет распускаться по мере нашего исследования. Цветок исследований (ромашка) – (прикрепляю сердцевину, на которой написано слово - доброта -) - Что же обозначает, ребята, слово «доброта»? -Как вы понимаете смысл этого слова? ( ответы учащихся) - А вот как раскрыл значение этого слова в своем словаре Ожегов нам прочитает Дарья. (читает значение по словарю) «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» С.И.Ожегов - Мы рассмотрели лексическое значение слова – доброта – (к цветку прикрепляю лепесток - лексическое значение) - А теперь давайте посмотрим морфологические признаки этого слова. - Какой частью речи является слово доброта? - Какие признаки мы можем определить у имени существительного? Доброта – сущ., ед.ч., ж.р., нариц., неодуш. Все эти признаки, которые назвали морфологические. (прикрепляю лепесток – морфологические признаки) - Над какой частью речи вы работали на предыдущих уроках? - Что вы знаете о имени прилагательном? (ответ учащихся) - Подберите однокоренное прилагательное к существительному «доброта». ДОБРЫЙ - Это ребята второе слово, которое мы будем с вами исследовать. (прикрепляю второе слово в сердцевину цветка) - Без какой части речи не могут употребляться имена прилагательные? - Давайте подберём к прилагательному «добрый» имена существительные и составим словосочетания. (добрый человек, добрый поступок, добрая весть, добрая вещь, добрая душа) А у Агнии Барто есть стихотворение «Вовка – добрая душа» Давайте запишем некоторые словосочетания в тетрадь. - Добрый человек, добрый поступок, доброе сердце, добрая душа. - Чем интересно с точки зрения фонетического разбора прилагательное «добрая»? (В нем количество букв меньше, чем звуков. Потому что буква я стоит после гласной) Слово «добрая» мы рассмотрели с точки зрения фонетики. (прикрепляю лепесток цветка – фонетический разбор) - Ребята, прочитайте слова. Доброта, смотрел, добрый, светает, волшебник, отзывчивый, праздник, космос, летит, благородный, добродушный, подобрел. Все эти слова составляют словарный состав русского языка. (прикрепляю лепесток цветка – словарный состав) А вот здесь мы остановимся подробнее. - Ребята, посмотрите внимательно на слова и подумайте – на сколько групп можно разделить эти слова и по какому признаку? (по частям речи, однокоренные слова) - Выпишите в тетрадь имена прилагательные. (добрый, отзывчивый, благородный, добродушный) Прочитайте прилагательные, которые выписали. - Можно ли сказать, что они близки по смыслу? - А чем отличаются? - А кто-нибудь знает, как такие слова называются в русском языке? «Синонимы – это слова одной части речи, которые близки по смыслу, но разные по написанию» Запишите в тетрадь новое понятие русского языка – синонимы. - А как вы думаете, для чего используют синонимы в речи? (Речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов) Добрый человек - это ещё и хороший человек. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а в ответ вы должны придумать слова близкое по смыслу прилагательному «хороший». (игра с мячом) (Звучит спокойная музыка) - № 2 А сейчас отдохнем. Расслабьтесь. Сядьте удобно. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. И я хочу, чтобы у вас на протяжении всего дня были теплые чувства и хорошее настроение. - Ребята, а что значит «добрый человек»? (ответы детей) - Правильно, ребята, люди на земле должны быть добрыми и тогда действительно на нашей планете будет всегда мир, независимо какой мы национальности, какого цвета наша кожа, в какой стране бы мы жили и на каком бы языке мы не говорили. Мне хочется рассказать легенду о простом добром человеке по имени Марио Жили 3 брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были талантливыми, настойчивыми и честными, которые вскоре стали уважаемыми людьми. Почтальон не имел особых талантов, но был человеком необычайно добрым. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. В необъятном кармане его старого плаща всегда были конфетка или пряник для малышей. Марио никогда никому не завидовал, не печалился и всегда помогал, чем мог детям из бедных семей. Прошло много лет, и его давно нет в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили и о чудесном докторе, при помощи его методов в больнице возвращали здоровье больным. Но самую светлую память горожане сохранили о скромном и добром почтальоне Марио. - Как вы думаете, почему горожане запомнили скромного почтальона? (ответы детей) Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Я уверена, ребята, что каждый из вас, обязательно совершал добрые поступки. - А сейчас давайте запишем в тетрадь предложение и выполним синтаксический разбор. - А кто бы хотел разбирать предложение вслух. ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕЛА СЛАВЯТ. (простое, повест., невоск., расп., ) -Ребята, назовите роль прилагательного в предложение? (определение) - Мы рассмотрели роль прилагательного в предложение, т.е выполнили синтаксический разбор. (прикрепляю лепесток цветка – синтаксический разбор) - Ребята, а с каким человеком вы не хотели бы встретиться в жизни, с каким человеком не захотели бы иметь общих дел? (злым, жестоким) На доске: «Добрый – злой» - Сравните значение имен прилагательных. - Что вы можете сказать о значение? (ответы детей) - Правильно, это слова противоположные по значению. Такие слова в русском языке называются - антонимами. «Антонимы – это слова одной части речи с противоположным лексическим значением» - Прочитайте мне первую пословицу - Как вы понимаете смысл данной пословицы? (ответы детей) 1.Маленькое дело лучше большого безделья. - Назовите в данной пословицы слова антонимы? - А теперь прочитаем следующую пословицу. - Кто объяснит смысл данной пословицы? - А теперь назовите слова антонимы 2.В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь. Аналогичная работа с остальными пословицами 3.Хороша веревка длинная, а речь короткая. 4.Учись доброму, плохое на ум не пойдет. В начале урока мы говорили о весне. Погода весной бывает разная. На столах у вас лежат тексты с пропущенными прилагательными, при помощи которых мы можем описать изменчивую весеннюю погоду. (карточки) Ребята, вы должны вставить в 1 текст имена прилагательные, которые рисуют хорошую, солнечную, т.е. добрую погоду, а во 2 текст имена прилагательные, которые рисуют плохую, недобрую погоду. 1. Сегодня _________ день. Стоит ____________ погода. По небу плывут _________ облака. Сеет _________ дождик. Под ногами ___________ земля. 2. Сегодня ___________ день. Стоит ____________ погода. По небу ______________ облака. Сеет ___________ дождик. Под ногами ______________ земля. - Проверим, что у вас получилось. Сравните прилагательные в этих текстах. Что вы можете сказать? (Прилагательные в каждом тексте – синонимы, а прилагательные по отношению ко 2 тексту – антонимы) А теперь подведем итог нашего урока. (обращаюсь к ромашке) - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Мы проводили исследование слов. Повторили фонетический разбор, синтаксический разбор предложения и т.д.) Правильно, мы проводили исследование. - Что нового узнали о имени прилагательном? А правильно будет, ребята, если я скажу, что мы учились доброте? Слайд «Мы учились доброте» А домашнее задание у вас будет творческого характера – придумать упражнения, задания, игровые моменты с синонимами и антонимами. |