СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Прилагательные - синонимы, прилагательные - антонимы" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Прилагательные - синонимы, прилагательные - антонимы" По программе Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Прилагательные - синонимы, прилагательные - антонимы" 3 класс»

Тема урока:

Прилагательные – синонимы, прилагательные - антонимы


3 класс по программе «Школа России»

Педагогическая цель урока:  формировать представления о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

- понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

- выполнять действия в сотрудничестве с учителем;

- самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.


Коммуникативные:

- уметь осуществлять работу в парах;

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе работы;

- уметь слушать собеседника и вести диалог.


Познавательные:

- стремиться к расширению познавательной сферы;

- стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.


Личностные:

- воспринимать одноклассников как членов одной команды;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- стараться проявить по назначению приобретенные знания;

- принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

- уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.


Предметные:

-уметь правильно характеризовать имя прилагательное как часть речи

- познакомиться с новыми понятиями «синонимы», «антонимы»

- уметь группировать имена прилагательные на синонимы и антонимы

- приводить примеры предметов разных групп.










Ход урока


Оргмомент.






Актуализация знаний















Составление слова

«доброта»














Лексическое значение слова











Морфологический разбор слова





















Составление словосочетаний










Фонетический разбор прилагательного





Классификация слов











Синонимы















Игра с мячом





Физминутка












Лексическое значение






Легенда о добром человеке



















Синтаксический разбор предложения








Антонимы













Работа с пословицами













Самостоятельная работа





















Итог урока

Оценивание








Дом.задание


- Встали. Успокоились. Улыбнулись и тихо сели.

- Ребята, я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что здесь сегодня собрались добрые сердечные люди.



Сегодня у нас не просто урок, а урок исследование.

-Послушайте высказывание и подумайте, что мы будем с вами исследовать

Слайд 1 Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

- Как вы думаете, что же мы сегодня будем исследовать?

(Слова)


- Откроем тетради, запишем число и классная работа.

(включаю музыку и на фоне музыки читаю слова) - № 13

Слайд 2

Наступила весна. С наступлением весны просыпается природа.

«Земля согревается солнышком, а душа человека добротой».


- Ребята, на уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. На доске у меня буквы разных цветов.

Я предлагаю вам оставить только те буквы, которые написаны теплым цветом.

Какое слово получилось?

ДОБРОТА


- Именно это слово мы сегодня попытаемся исследовать. Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.

- А поможет нам цветок, который будет распускаться по мере нашего исследования.

Цветок исследований (ромашка) – (прикрепляю сердцевину, на которой написано слово - доброта -)




- Что же обозначает, ребята, слово «доброта»?

-Как вы понимаете смысл этого слова?

( ответы учащихся)

- А вот как раскрыл значение этого слова в своем словаре Ожегов нам прочитает Дарья.

(читает значение по словарю)

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

С.И.Ожегов

- Мы рассмотрели лексическое значение слова – доброта –

(к цветку прикрепляю лепесток - лексическое значение)



- А теперь давайте посмотрим морфологические признаки этого слова.

- Какой частью речи является слово доброта?

- Какие признаки мы можем определить у имени существительного?

Доброта – сущ., ед.ч., ж.р., нариц., неодуш.


Все эти признаки, которые назвали морфологические.

(прикрепляю лепесток – морфологические признаки)


- Над какой частью речи вы работали на предыдущих уроках?

- Что вы знаете о имени прилагательном?

(ответ учащихся)


- Подберите однокоренное прилагательное к существительному «доброта».

ДОБРЫЙ

- Это ребята второе слово, которое мы будем с вами исследовать.

(прикрепляю второе слово в сердцевину цветка)

- Без какой части речи не могут употребляться имена прилагательные?


- Давайте подберём к прилагательному «добрый» имена существительные и составим словосочетания.

(добрый человек, добрый поступок, добрая весть, добрая вещь, добрая душа)

А у Агнии Барто есть стихотворение «Вовка – добрая душа»


Давайте запишем некоторые словосочетания в тетрадь.

- Добрый человек, добрый поступок, доброе сердце, добрая душа.





- Чем интересно с точки зрения фонетического разбора прилагательное «добрая»?

(В нем количество букв меньше, чем звуков. Потому что буква я стоит после гласной)

Слово «добрая» мы рассмотрели с точки зрения фонетики.

(прикрепляю лепесток цветка – фонетический разбор)


- Ребята, прочитайте слова.

Доброта, смотрел, добрый, светает, волшебник, отзывчивый, праздник, космос, летит, благородный, добродушный, подобрел.


Все эти слова составляют словарный состав русского языка.

(прикрепляю лепесток цветка – словарный состав)


А вот здесь мы остановимся подробнее.

- Ребята, посмотрите внимательно на слова и подумайте –

на сколько групп можно разделить эти слова и по какому признаку?

(по частям речи, однокоренные слова)


- Выпишите в тетрадь имена прилагательные.

(добрый, отзывчивый, благородный, добродушный)

Прочитайте прилагательные, которые выписали.

- Можно ли сказать, что они близки по смыслу?

- А чем отличаются?

- А кто-нибудь знает, как такие слова называются в русском языке?


«Синонимы – это слова одной части речи, которые близки по смыслу, но разные по написанию»


Запишите в тетрадь новое понятие русского языка – синонимы.

- А как вы думаете, для чего используют синонимы в речи?

(Речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов)



Добрый человек - это ещё и хороший человек.

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а в ответ вы должны придумать слова близкое по смыслу прилагательному «хороший». (игра с мячом)


(Звучит спокойная музыка) - № 2

А сейчас отдохнем. Расслабьтесь. Сядьте удобно.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости.

Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. И я хочу, чтобы у вас на протяжении всего дня были теплые чувства и хорошее настроение.


- Ребята, а что значит «добрый человек»?

(ответы детей)

- Правильно, ребята, люди на земле должны быть добрыми и тогда действительно на нашей планете будет всегда мир, независимо какой мы национальности, какого цвета наша кожа, в какой стране бы мы жили и на каком бы языке мы не говорили.


Мне хочется рассказать легенду о простом добром человеке по имени Марио

Жили 3 брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были талантливыми, настойчивыми и честными, которые вскоре стали уважаемыми людьми. Почтальон не имел особых талантов, но был человеком необычайно добрым. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. В необъятном кармане его старого плаща всегда были конфетка или пряник для малышей. Марио никогда никому не завидовал, не печалился и всегда помогал, чем мог детям из бедных семей. Прошло много лет, и его давно нет в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили и о чудесном докторе, при помощи его методов в больнице возвращали здоровье больным. Но самую светлую память горожане сохранили о скромном и добром почтальоне Марио.


- Как вы думаете, почему горожане запомнили скромного почтальона?

(ответы детей)

Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.

Я уверена, ребята, что каждый из вас, обязательно совершал добрые поступки.


- А сейчас давайте запишем в тетрадь предложение и выполним синтаксический разбор.

- А кто бы хотел разбирать предложение вслух.

ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕЛА СЛАВЯТ.

(простое, повест., невоск., расп., )


-Ребята, назовите роль прилагательного в предложение? (определение)

- Мы рассмотрели роль прилагательного в предложение, т.е выполнили синтаксический разбор.

(прикрепляю лепесток цветка – синтаксический разбор)


- Ребята, а с каким человеком вы не хотели бы встретиться в жизни, с каким человеком не захотели бы иметь общих дел?

(злым, жестоким)

На доске: «Добрый – злой»

- Сравните значение имен прилагательных.

- Что вы можете сказать о значение?

(ответы детей)

- Правильно, это слова противоположные по значению.


Такие слова в русском языке называются - антонимами.

«Антонимы – это слова одной части речи с противоположным лексическим значением»



- Прочитайте мне первую пословицу

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

(ответы детей)

1.Маленькое дело лучше большого безделья.

- Назовите в данной пословицы слова антонимы?

- А теперь прочитаем следующую пословицу.

- Кто объяснит смысл данной пословицы?

- А теперь назовите слова антонимы

2.В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.

Аналогичная работа с остальными пословицами


3.Хороша веревка длинная, а речь короткая.

4.Учись доброму, плохое на ум не пойдет.

В начале урока мы говорили о весне. Погода весной бывает разная.


На столах у вас лежат тексты с пропущенными прилагательными, при помощи которых мы можем описать изменчивую весеннюю погоду.

(карточки)

Ребята, вы должны вставить в 1 текст имена прилагательные, которые рисуют хорошую, солнечную, т.е. добрую погоду, а во 2 текст имена прилагательные, которые рисуют плохую, недобрую погоду.


1. Сегодня _________ день. Стоит ____________ погода. По небу плывут _________ облака. Сеет _________ дождик. Под ногами ___________ земля.



2. Сегодня ___________ день. Стоит ____________ погода. По небу ______________ облака. Сеет ___________ дождик. Под ногами ______________ земля.


- Проверим, что у вас получилось. Сравните прилагательные в этих текстах. Что вы можете сказать?

(Прилагательные в каждом тексте – синонимы, а прилагательные по отношению ко 2 тексту – антонимы)



А теперь подведем итог нашего урока.

(обращаюсь к ромашке)

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

(Мы проводили исследование слов.

Повторили фонетический разбор, синтаксический разбор предложения и т.д.)

Правильно, мы проводили исследование.

- Что нового узнали о имени прилагательном?

А правильно будет, ребята, если я скажу, что мы учились доброте?

Слайд «Мы учились доброте»


А домашнее задание у вас будет творческого характера – придумать упражнения, задания, игровые моменты с синонимами и антонимами.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!