СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное как часть речи" 4 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное как часть речи" 4 класс Школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное как часть речи" 4 класс Школа России»

Тема: Имя существительное как часть речи.


Цель: создание условий для развития и формирования умения распознавать имена существительные.



Задачи:

- закреплять умения и навыки определять число и род имен существительных, распознавать одушевлённые и не­одушевлённые имена существительные;

- умение классифицировать слова

- развивать умение работать со словарями;

- развивать творческое мышление, умение рассуждать, делать выводы



Планируемые результаты:

Предметные:

- знать признаки имен существительных

- уметь находить имена существительные

уметь классифицировать имена существительные

- уметь составлять предложения



Метапредметные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- обобщать известные сведения по ранее изученному материалу

- извлекать нужную информацию

- оценивать результаты выполнения задания

- умение делать выводы



Личностные:

- проявлять интерес к уроку русского языка

- осознавать значимость личных достижений по данному материалу на уроке



















Ход урока


Организационный момент





Актуализация знаний.










Минутка чистописания








Составление слова «доброта»




Лексическое значение слова












Определение темы урока







Игра «Да – нет»

















Работа в парах

- определение рода






















Классификация слов

- определение

по числам

- одуш и неодуш.


















Физминутка.













Работа словосочетаний



















Легенда о добром человеке




















Работа с предложением.

(задание по уровням)









Проверка домашнего задания




Работа с текстом

самостоятельная работа















Итог урока.

Рефлексия.





Оценки










Домашнее задание

- Встали. Успокоились. Улыбнулись и тихо сели.


- Ребята, я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что здесь сегодня собрались добрые сердечные люди.


- Итак, урок русского языка.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!


- Откроем тетради. Запишем число и классная работа.

- Ребята, на партах у вас личные карточки, на которых вы будете оценивать свою работу на уроке. И в конце урока подведете итог своей работе.


- А сейчас минутка чистописания.

- Сегодня на минутке чистописания мы с вами повторим написание заглавной и строчной буквы Дд

Дд

- Ребята, а что вы можете сказать об этой букве?

(дает два звука д – твердый и д – мягкий, парный, звонкий.)

- Назовите слова, которые начинаются с этих звуков.

- Хорошо. Молодцы.


- Ребята, на уроках рисования вы узнали, что цвета бывают тёплыми и холодными. На доске у меня буквы разных цветов. Я предлагаю убрать буквы холодных цветов и оставить только теплого цвета.


-ДОБРОТА-

- Какое слово получилось?

- Ребята, что же обозначает слово -доброта-?

- А Даша нам найдет значение в толковом словаре.

- Как вы понимаете смысл этого слова?

А вот как раскрыл значение слова в своем словаре Ожегов.


Презантация «Слайд 2»

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

- Ребята, подумайте и скажите, а с чем в жизни тесно связана доброта?

На доске!!!!!

Доброта, улыбка, красота, солнце, радость, отзывчивость, поступки.


-А теперь внимательно посмотрите на эти слова, что вы можете о данных словах?

-Что общего они имеют?


-ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ-

- Правильно, это существительные. И сегодня на уроке мы будем говорить о именах существительных.


- И для начала вспомним, а что такое имя существительное.

Для этого предлагаю поиграть в игру «Да – нет»

Если вы согласны с моим утверждением, вы показываете «класс», если не согласны, то опускаете руки.

Приготовились:

  1. Имя существительное – это часть речи.

  2. Имена существительные отвечают на вопросы: что делать? Что сделать?

  3. Имена существительные отвечают на вопросы: кто? что?

  4. Имена существительные обозначают признаки предметов.

  5. Имена существительные обозначают предмет.

- Итак, что же такое имя существительное?

(правило)

- А теперь продолжим исследовать имена существительные, продолжим раскрывать тайны существительных и сегодня рассмотрим морфологические признаки имен существительных.


- Ребята на столах у вас лежат карточки. Прочитайте задание.

Вы должны выписать имена существительные.

Карточки для 1ряда:

Мороз, лететь, пушистый, ветер, читает, сверкает, снег, блестящий, человек.

Карточки для 2 ряда:

Зима, убегает, маленький, красивая, берёза, кормушка, десятый, рисует, звезда.

Карточки для 3 ряда:

Солнце, сияет, мелкий, небо, падает, белый, молоко, холодный, гнездо.

- Проверим. Назовите какие существительные выписали.

(уч-ся называют слова, я на доску вывешиваю слова на карточках)

1 ряд – муж.род,

2 ряд – ж.род,

3 ряд – ср.род


- Ребята, а теперь внимательно посмотрите на слова, а можно существительные 1 ряда объединить? 2 ряда? 3 ряда?

- По какому признаку их можно объединить?

- Правильно, по родам!

- Значит, имена существительные изменяются по родам.

- Молодцы, работаем дальше.

Презентация «Слайд 3»

- Прочитайте слова.

- На сколько групп и по какому признаку можно разделить слова.

Улыбка, лебеди, поступки, сердце, мамочка, подружки, друг, снежинки.


1 признак – по числам

2 признак – одушевленные и неодушевленные имена существительные.


- А теперь 1 вариант запишет слова в тетрадь в 2 группы (столбика) по числам

2 вариант - запишет слова, деля их на одушевленные и неодушевленные существительные.

- Проверим 1 вариант.

Презентация «Слайд 4»

- Проверим 2 вариант.

Презентация «Слайд 5»


- Вывод: Имена существительные изменяются по числам, могут быть одушевленными и неодушевленными.


(Звучит музыка «Одинокий пастух»)

- А сейчас отдохнём. Расслабьтесь. Сядьте удобно. Закройте глаза.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас – ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение внутрь этого цветка, в своё сердце. У вас появляются новые силы – силы здоровья, счастья и радости.

Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. И я хочу, чтобы на протяжении всего дня у вас были теплые чувства и хорошее настроение.


- Ребята, а образуйте от существительного «доброта» однокоренное прилагательное единственного числа.

- добрый, добрая или доброе

- Составьте словосочетания с этими прилагательными.

-добрый человек, доброе сердце, добрая весть, добрая душа, добрый поступок.

- Давайте запишем некоторые словосочетания в тетрадь в столбик!!!


добрый человек (ед.ч., м.р., одуш.)

добрая душа (ед.ч., ж.р., неод.)

доброе сердце (ед.ч., ср.р., неод.)

- А теперь, обозначьте главное слово в словосочетаниях и определите род, число и одуш. или неодуш. у существительного.

- Кто желает выполнить у доски?

- Ребята, а что значит «добрый человек»?

- ответы





- А Денис подготовил нам легенду о простом добром человеке по имени Марио. Давайте послушаем его.


Жили 3 брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были талантливыми, настойчивыми, которые вскоре стали уважаемыми людьми. Почтальон не имел особых талантов, но он был человеком необычайно добрым. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. В необъятном кармане его старого плаща всегда были конфетка или пряник для малышей. Марио никогда никому не завидовал и всегда помогал, чем мог детям из бедных семей и людям, которые оказывались в беде. Прошло много лет, и братьев давно нет в живых. Открытия ученого продолжают служить, помнили и о враче, при помощи его методов возвращали здоровье больным. Но самую светлую память, горожане сохранили о скромном и добром почтальоне Марио.


- Как вы думаете, почему, горожане запомнили скромного почтальона?

- Да, добрые дела мы должны совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.


- А сейчас на столах у вас лежат слова, из которых вы должны составить предложение и записать его в тетрадь.

1 вид предложения – Не хвались серебром, а хвались добротой .

2 вид – Добрые слова дороже богатства.

3 вид - Доброго человека дела славят.


- Прочитайте предложения, которые у вас получились.

- Что это такое?

- Пословицы

- О чем эти пословицы?

- Назовите в пословице имена существительные.


- А сейчас откроем домашнее задание, учебник стр.10 упр.13.

- Дома, вы не только должны были списать пословицы, но и объяснить их смысл.

- Итак, кто желает?

Ответы детей


- Доброта – это самое ценное качество русского народа. А весь секрет доброго человека заключается в его добрых поступках.

- Ребята, как вы думаете, а трудно совершать добрые поступки?

- Как вы думаете, что это за добрые поступки?

Я думаю, что каждый из вас в своей жизни совершал хорошие, добрые поступки.

- Вспомните, какие хорошие поступки вы совершали?




- И сейчас у нас будет задание творческого характера. Вы должны составить и записать мини сочинение о своем хорошем добром поступке.

Мини – это текст должен быть небольшим (3-4 предложения)

- Мой добрый поступок.

- Кто уже готов нам прочитать?


А теперь подведем итог нашего урока.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- А теперь посмотрите на свои личные карточки.

- Кто все задания сегодня на уроке выполнил правильно?

- Кто затруднился?



- Ребята, а правильно будет, если я скажу, что мы сегодня на уроке учились доброте?

Презентация «Слайд 6»

- Мы учились доброте!


- Да много дел ждет вас во взрослой жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.


Упр.15 стр.12













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!