- Встали. Успокоились. Улыбнулись и тихо сели. - Ребята, я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что здесь сегодня собрались добрые сердечные люди. - Итак, урок русского языка. Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно! - Откроем тетради. Запишем число и классная работа. - Ребята, на партах у вас личные карточки, на которых вы будете оценивать свою работу на уроке. И в конце урока подведете итог своей работе. - А сейчас минутка чистописания. - Сегодня на минутке чистописания мы с вами повторим написание заглавной и строчной буквы Дд Дд - Ребята, а что вы можете сказать об этой букве? (дает два звука д – твердый и д – мягкий, парный, звонкий.) - Назовите слова, которые начинаются с этих звуков. - Хорошо. Молодцы. - Ребята, на уроках рисования вы узнали, что цвета бывают тёплыми и холодными. На доске у меня буквы разных цветов. Я предлагаю убрать буквы холодных цветов и оставить только теплого цвета. -ДОБРОТА- - Какое слово получилось? - Ребята, что же обозначает слово -доброта-? - А Даша нам найдет значение в толковом словаре. - Как вы понимаете смысл этого слова? А вот как раскрыл значение слова в своем словаре Ожегов. Презантация «Слайд 2» «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - Ребята, подумайте и скажите, а с чем в жизни тесно связана доброта? На доске!!!!! Доброта, улыбка, красота, солнце, радость, отзывчивость, поступки. -А теперь внимательно посмотрите на эти слова, что вы можете о данных словах? -Что общего они имеют? -ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ- - Правильно, это существительные. И сегодня на уроке мы будем говорить о именах существительных. - И для начала вспомним, а что такое имя существительное. Для этого предлагаю поиграть в игру «Да – нет» Если вы согласны с моим утверждением, вы показываете «класс», если не согласны, то опускаете руки. Приготовились: Имя существительное – это часть речи. Имена существительные отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? Имена существительные отвечают на вопросы: кто? что? Имена существительные обозначают признаки предметов. Имена существительные обозначают предмет. - Итак, что же такое имя существительное? (правило) - А теперь продолжим исследовать имена существительные, продолжим раскрывать тайны существительных и сегодня рассмотрим морфологические признаки имен существительных. - Ребята на столах у вас лежат карточки. Прочитайте задание. Вы должны выписать имена существительные. Карточки для 1ряда: Мороз, лететь, пушистый, ветер, читает, сверкает, снег, блестящий, человек. Карточки для 2 ряда: Зима, убегает, маленький, красивая, берёза, кормушка, десятый, рисует, звезда. Карточки для 3 ряда: Солнце, сияет, мелкий, небо, падает, белый, молоко, холодный, гнездо. - Проверим. Назовите какие существительные выписали. (уч-ся называют слова, я на доску вывешиваю слова на карточках) 1 ряд – муж.род, 2 ряд – ж.род, 3 ряд – ср.род - Ребята, а теперь внимательно посмотрите на слова, а можно существительные 1 ряда объединить? 2 ряда? 3 ряда? - По какому признаку их можно объединить? - Правильно, по родам! - Значит, имена существительные изменяются по родам. - Молодцы, работаем дальше. Презентация «Слайд 3» - Прочитайте слова. - На сколько групп и по какому признаку можно разделить слова. Улыбка, лебеди, поступки, сердце, мамочка, подружки, друг, снежинки. 1 признак – по числам 2 признак – одушевленные и неодушевленные имена существительные. - А теперь 1 вариант запишет слова в тетрадь в 2 группы (столбика) по числам 2 вариант - запишет слова, деля их на одушевленные и неодушевленные существительные. - Проверим 1 вариант. Презентация «Слайд 4» - Проверим 2 вариант. Презентация «Слайд 5» - Вывод: Имена существительные изменяются по числам, могут быть одушевленными и неодушевленными. (Звучит музыка «Одинокий пастух») - А сейчас отдохнём. Расслабьтесь. Сядьте удобно. Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас – ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение внутрь этого цветка, в своё сердце. У вас появляются новые силы – силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. И я хочу, чтобы на протяжении всего дня у вас были теплые чувства и хорошее настроение. - Ребята, а образуйте от существительного «доброта» однокоренное прилагательное единственного числа. - добрый, добрая или доброе - Составьте словосочетания с этими прилагательными. -добрый человек, доброе сердце, добрая весть, добрая душа, добрый поступок. - Давайте запишем некоторые словосочетания в тетрадь в столбик!!! добрый человек (ед.ч., м.р., одуш.) добрая душа (ед.ч., ж.р., неод.) доброе сердце (ед.ч., ср.р., неод.) - А теперь, обозначьте главное слово в словосочетаниях и определите род, число и одуш. или неодуш. у существительного. - Кто желает выполнить у доски? - Ребята, а что значит «добрый человек»? - ответы - А Денис подготовил нам легенду о простом добром человеке по имени Марио. Давайте послушаем его. Жили 3 брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были талантливыми, настойчивыми, которые вскоре стали уважаемыми людьми. Почтальон не имел особых талантов, но он был человеком необычайно добрым. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. В необъятном кармане его старого плаща всегда были конфетка или пряник для малышей. Марио никогда никому не завидовал и всегда помогал, чем мог детям из бедных семей и людям, которые оказывались в беде. Прошло много лет, и братьев давно нет в живых. Открытия ученого продолжают служить, помнили и о враче, при помощи его методов возвращали здоровье больным. Но самую светлую память, горожане сохранили о скромном и добром почтальоне Марио. - Как вы думаете, почему, горожане запомнили скромного почтальона? - Да, добрые дела мы должны совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. - А сейчас на столах у вас лежат слова, из которых вы должны составить предложение и записать его в тетрадь. 1 вид предложения – Не хвались серебром, а хвались добротой . 2 вид – Добрые слова дороже богатства. 3 вид - Доброго человека дела славят. - Прочитайте предложения, которые у вас получились. - Что это такое? - Пословицы - О чем эти пословицы? - Назовите в пословице имена существительные. - А сейчас откроем домашнее задание, учебник стр.10 упр.13. - Дома, вы не только должны были списать пословицы, но и объяснить их смысл. - Итак, кто желает? Ответы детей - Доброта – это самое ценное качество русского народа. А весь секрет доброго человека заключается в его добрых поступках. - Ребята, как вы думаете, а трудно совершать добрые поступки? - Как вы думаете, что это за добрые поступки? Я думаю, что каждый из вас в своей жизни совершал хорошие, добрые поступки. - Вспомните, какие хорошие поступки вы совершали? - И сейчас у нас будет задание творческого характера. Вы должны составить и записать мини сочинение о своем хорошем добром поступке. Мини – это текст должен быть небольшим (3-4 предложения) - Мой добрый поступок. - Кто уже готов нам прочитать? А теперь подведем итог нашего урока. - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? - А теперь посмотрите на свои личные карточки. - Кто все задания сегодня на уроке выполнил правильно? - Кто затруднился? - Ребята, а правильно будет, если я скажу, что мы сегодня на уроке учились доброте? Презентация «Слайд 6» - Мы учились доброте! - Да много дел ждет вас во взрослой жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Упр.15 стр.12 |