муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение городского округа Тольятти
МБОУ «Гимназия № 9»
План-конспект открытого урока русского языка
по теме
«Значение наречий»
Класс: 4
Дата проведение урока: 21.12.2022 г.
Учитель:
Уткина Нина Александровна
Тольятти, 2022
Тема урока: Значение наречий.
Цель урока: совершенствовать умение ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи поясняют, определять их значение; обобщить знания о частях речи.
Задачи:
Обучающие:
1) Обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии
2) Отработать навык выделения в тексте наречий;
3) Научиться определять значение наречий;
4) Выделять наречия как член предложения.
Развивающие:
1) Развивать умение находить наречия и задавать к ним вопросы.
2) Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
3) Развитие связной устной и письменной речи.
Воспитывающие:
1) Воспитывать умение работать в коллективе.
2) Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету.
Тип урока: закрепления знаний
Методы и приемы обучения:
Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.
Оборудование: интерактивная доска, учебник для 4 класса, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы.
Формирование УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация:
познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; самооценка.
Ход урока.
1. Организационный момент. (2 мин)
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок я бы хотела начать с притчи. Послушайте внимательно.
Давным-давно жил в горах великий мудрец, который знал ответы на все вопросы. И все шли к нему за советом, ведь еще никого не оставил он без помощи. Но узнал о нем очень завистливый человек, и, позавидовав его мудрости, надумал: «Пойду и словлю бабочку, да скажу: «Что в моих руках?». Наверняка он ответит верно, ведь он очень мудр: «В твоих руках бабочка». Но тогда я уточню: «Жива иль мертва она?». Если ответит — жива, то я сдавлю ее ладонями. Если ответит — мертва, выпущу ее на волю, и все узнают, что он не прав».
Поднялся он в горы, и спрашивает мудреца:
- «О, великий! О, мудрый, ты знаешь все на этом свете. Что в моих руках?».
- «Бабочка», - ответил великий мудрец.
- «Тебе все известно, скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую?»
Мудрец улыбнулся ему и говорит:
- «Все в твоих руках».
-Как вы поняли эту притчу? (Все в ваших руках, добьемся результатов, узнаем новое, научимся)
—Желаю вам успехов и творческих удач!
2. Подведение к теме урока. Минутка чистописания. (3 мин)
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Знания собираются по капле. (Разбор предложения)
Назовите слово с ётированной гласной?
-Записать транскрипцию слова [саб’ирай’уца]
Н а д о с к е; (карточки)
Страшный, страх, лёгкий, горчит, легко, лёгкость, страшно, горечь, горько, страшит.
Прочитайте. Какие мысли у вас возникли?
– По какому признаку можно распределить данные слова на группы? (По частям речи; однокоренные слова.)
Назовите группы однокоренных слов.
Запишите слова по частям речи.
Как вы думаете, с какой частью речи мы будем работать? (Наречие)
Что вы уже знаете о наречиях?
Словарная работа.
— Замените фразеологизм одним словом – наречием.
— Что такое фразеологизмы? (Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, употребленное в переносном смысле)
Работать спустя рукава – небрежно
Рукой подать – близко
Навострить уши – внимательно
Как курица лапой – неразборчиво
Засучив рукава – старательно
С пятого на десятого – бессвязно
Зарубить на носу – крепко
В мгновение ока – моментально
За тридевять земель – далеко
Записать только наречия, через запятую.
На какой вопрос отвечают? К какой категории относятся?
4. Этап применения изученного
Работа с карточками в паре. Игра «Редакция газеты».
— Как вы думаете, люди каких профессий трудятся в издательстве газеты? (редакторы, секретари, корреспонденты, технические служащие редакции, корректорская служба, библиотекари и т.д.)
— Давайте мы представим, что весь наш класс – это издательство газеты.
— Чем занимаются корректоры газеты? (они корректируют готовые к публикации тексты)
некоторые слова. Ваша задача отредактировать текст, вставив в него наречия по смыслу, которые даны ниже.
Среди зелени охотник увидел бурую голову и грудь медведя, который ______________________ озирался по сторонам. Убедившись, что опасности нет, медведь двинулся ________________. Следом за медведем ____________ скатились два медвежонка. Став на ноги, медвежата _____________________ кинулись догонять мать. __________ показался медведь-пестун. Он шел к воде __________, ___________ поглядывая на мать, и что-то дожёвывал на ходу. Пестун переминался с ноги на ногу и ____________________ ворчал. _____________ взял одного малыша за шиворот, но тут же выронил его в воду. Медведица ___________________ зарычала. Пестун _____________________затоптался на месте. ________________ он взял одного из малышей и бросился вслед за матерью. ______________семья скрылась в лесу.
Слова для справок: потом, наконец, кубарем, подозрительно, вперед, вприпрыжку, недовольно, боком, искоса, вскоре, потом, растерянно, угрожающе.
Самопроверка! Откройте учебник на с.128 упр. 190.
— Подчеркните, каким членом предложения являются вставленные слова. (обычно обстоятельство)
— Скажите, можно ли обойтись без вставленных вами слов? (да, смысл текста понятен).
— Тогда какую роль выполняют наречия в тексте? (Они как будто заполняют пробелы в нашей речи. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой.)
Физминутка
(выполняются действия по тексту)
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.
— Ребята, слова какой части речи вы услышали в этом стихотворении? (наречие)
5. Этап обобщения и систематизации изученного
6. Этап контроля и самоконтроля
Работа в парах. Задание «Четвертое — лишнее»
На экране вы видите два столбика глаголы и наречия. Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.
РАБОТАТЬ – быстро, издалека, плохо, много
ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко, разборчиво
ИГРАТЬ – весело, пешком, долго, дружно
Взаимопроверка! Контроль на слайде.
7. Этап рефлексии
Используя 3-4 наречия, продолжите фразу:
На уроке мне было…
9. Этап подведения итогов учебного занятия
О какой части речи мы говорили на уроке?
Какую роль выполняют наречия в тексте?
Какое значение имеют?
Каким членом предложения выражены?
8. Этап информации о домашнем задании
Упр. 195. Составить и записать 5 предложений, употребив в них наречия. (Рисунки вам помогут)