Дата_________________
Урок 4 8. Как определить гласные звуки?
Цель: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
Организационный момент
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Вяжет... слоненку носочки,
... ему вышивает платочки,
... плетет для слоненка корзинку,
... рисует слоненку картинку.
Как записали имена детей? (С большой буквы.)
Подчеркните основу в каждом предложении. Каким членом предложения являются имена? (Подлежащим.)
Написание каких слов мы запоминали? (Платочки, корзин ку, картинку.)
В каких словах вы можете проверить безударные гласные? (Дети называют слова.)
Подберите однокоренные слова к слову слоненок. (Слон, слониха, слоновый, слоник.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоопределение к деятельности
(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова.)
Гласные тянутся в песенке звонкой, с Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
О чем это стихотворение? (Это стихотворение о гласных звуках.)
Какие признаки гласных звуков называет автор? (Могут тянуться, кричать, петь.)
Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 89. Прочитайте тему урока.
Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог.)
Упр. 134 (с. 89).
Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым. (Слово образовано от слова глас, что значит голос.)
— Назовите все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)
Проверьте любой звук: имеет ли он перечисленные признаки? (Дети называют звук и доказывают, что звук гласный.)
Упр. 135 (с. 89).
Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.)
Запишите гласные звуки.
Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.)
Запишите их. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)
Упр. 136 (с. 90).
Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)
Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)
Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме? (IAJ-A, О, Я; [Э] - Е, Э; /О] - О, Ё; [Ы] - Ы, И; [У] - У,
к' Ю; [И] — И, Е, Я.)
(Учащиеся по цепочке называют букву и звук, который она обозначает.)
Физкультминутка
На болоте жабы жили И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Вместе весело всегда.
Е. Гайтерова
Закрепление изученного материала
Упр. 137 (с. 90).
Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.)
Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.
Запишите эти слова.
(Учитель записывает слова на доске, учащиеся объясняют орфограммы: юбка — пишем букву Б, проверяем словом (нет) юбок; ежик — ЖИ пиши с И; яблоко — словарное слово, запоминаем букву О; енот — словарное слово, запоминаем букву Е.)
Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА.)
Итак, гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова.
Упр. 138 (с. 91).
Прочитайте пословицы.
Когда так говорят? (Ответы детей.)
Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплое - мягкость согласного звука и звук О; ехал - слог ЙЭ; прямо — мягкость согласного звука и звук А; яму — слог ЙА; люди — мягкость согласного звука и звук У; пахать — звук А; он — звук О, руками — звук А; махать — звук А.)
Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.
Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
Что интересного узнали о букве Э? (Ответы детей.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
Карточка
Спиши, подчеркни гласные буквы.
В чем цыплята виноваты,
Что скорлупки маловаты?
Да ни в чем.
За эти дни
Просто выросли они!
(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью «светофора».)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов урока
Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?
Сколько гласных звуков в русском языке?
Сколько гласных букв в русском языке?
Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 139 (с. 91).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________