№ 115
15.04.2022
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема урока: Безличные глаголы
Цель урока:
Обучающие:
Познакомить учащихся с понятием “безличный глагол”.
Познакомить с лексическими группами безличных глаголов.
Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.
Развивающие: Формировать умение отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль. Развивать умение оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные: Развивать культуру речи учащихся, культуру ответа. Развивать творческое воображение учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: Распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры
Метапредметные: Дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»;
Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;
Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок- исследование.
Формы работы: учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, фронтальная.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1.Организационный момент.
1.1. Приветствие:
- Здравствуйте, ребята. Я вижу на ваших лицах улыбки, и меня это радует. Значит у вас хорошее настроение, с которым вы пришли в школу учиться. Уверена, что оно поможет вам в нашей совместной работе на уроке. Желаю вам успешной и плодотворной деятельности. Ребята, вы готовы работать сегодня со мной и получать новые знания? Всё необходимое лежит у вас на партах? Хорошо, присаживайтесь, пожалуйста.
1.3. Постановка учебной проблемы. Мотивация на урок.
Великий писатель Константин Паустовский говорил: «Богатство русского языка неизмеримо».
– Уверена, вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. На его удивительную силу обращали внимание учёные, лингвисты, писатели. Напомните, пожалуйста, со словами какой части речи вы знакомились на предыдущих уроках? (Глагол) Хорошо, а что же такое глагол?
(Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?).
А знаете ли вы, слова какой части речи (после имён существительных) занимают второе место по употреблению в нашей речи? (глагол).
Хорошо, молодцы.
Как называется начальная форма глагола? (инфинитив).
А помните ли вы, какого вида бывают глаголы? (несовершенного и совершенного).
Как называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога? (переходные).
В русском языке существуют три наклонения, помните ли вы. Какие? (условное, повелительное, изъявительное).
Но мы ещё не все вспомнили морфологические признаки глагола, верно? Что мы ещё не сказали?
- Верно. Глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано только число, классная работа и не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).
- Да. Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются - пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Запишите в рабочих тетрадях число, классная работа и оставьте строчку для темы, которую запишем позднее.
Работа в парах
Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит. Мы выходим из дома. Нам легко дышится. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. Пахнет хвоей. Стоит тишина.
( Доп. задание ученикам, которые справились с заданием, а остальные ещё нет: попробуй придумать свои предложения по примеру предложений на карточке)
- Итак, ребята, на какие группы разделили предложения? Своё мнение обоснуйте.
(В ходе обсуждения выделяются две группы: 1- с обоими главными членами предложения; 2 - с одним главным членом).
- Работаем со 2 группой предложений, где один главный член: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Нам легко дышится. Пахнет хвоей.
-Что общего у этих предложений? (они - односоставные, главный член предложения один, это сказуемое).
- А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях или нам и без подлежащего всё понятно? (Его нет и не нужно).
- А что вообще обозначает подлежащее в предложении? (действующее лицо или предмет.)
- Есть ли в этих предложениях действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы без чего? (Без лица) Значит, имя у них …и вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные - ). Ученик выходит к доске записывает слово безличные
(Безличные глаголы).
- Правильно. А можем мы сформулировать тему урока? (Да – безличные глаголы).
-Ребята, в начале урока я спросила у вас, готовы ли вы учиться и получать новые знания? Вы сказали, что готовы. А чему мы сегодня на уроке будем учиться?
3. Изучение нового учебного материала.
- Ребята, за окном весна и мы говорим, что именно с наступлением весенних солнечных дней все чувствуют себя бодро, любуются пробуждающейся природой. Как вы знаете, острее всех, тоньше чувствуют природу, изменения в ней передают остальным людям поэты.
а). Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
-Есть ли в этом отрывке предложение с безличным глаголом? Запишите его (Повеяло).и подчеркните как член предложения.
-Почему вы так решили? (действие совершается само по себе, без лица, подлежащего нет)
- Молодцы, а это ни что иное как определение безличных глаголов, давайте проверим свои предположения с материалом учебника, откройте страницу. 124., и сравним определение, которые мы сформулировали с определением в учебнике.
Какую задачу урока мы с вами уже решили? (мы узнали, что такое безличные глаголы)
Уже вечереет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Скоро будет смеркаться раньше – буд. вр., 3 л., ед. ч.
На той стороне подмыло берег – прош. вр., ср. р., ед. ч.
Какой можем сделать вывод?
Ребята приходят к выводу: Безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа.
- Выполняя это задание, мы решили ещё одну задачу урока, какую? (определили формы безличных глаголов).
-Молодцы. Вывод запишите на свои карточки в виде таблицы: (она есть в ваших карточках, дополните её полученными знаниями.
3 лицо | Настоящее время | 3 лицо- он, она, оно- чаще всего употребляется с местоимением ОНО |
Будущее время |
Средний род | Прошедшее время | Суффикс –Л- |
- Если есть безличные глаголы, то есть и личные.
Какие глаголы мы называем личными? (к которым можем подставить личное местоимение)
Проведём сравнительный анализ предложений
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.
Ребёнок не спит. Ему не спится.
- Что же мы можем сказать выполняя сравнительный анализ предложений? (Нашли ещё один признак – поставить подлежащее в предложение с безличным глаголом невозможно. Можно сделать следующий вывод: Безличные глаголы образуются от личных глаголов).
г) Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на эти предложения, подумайте и скажите, к каким явлениям жизни относятся безличные глаголы - сказуемые. (ответы учеников)
*безличные глаголы могут обозначать явления природы (смеркается, светало, морозит);
*внутреннее состояние человека или животных (нездоровится, не спится, знобило, легко дышится);
- Докажите свой вывод, сделав синтаксический разбор предложения. (один ученик у доски комментирует, остальные в тетради)
Задание 2: Синтаксический разбор предложения.
Предл. Прил. Сущ. Глаг. Нар.
На морском берегу дышится легко. (Повеств., невоскл., простое, односостав. распр., не осложнено).
4. Закрепление изученного материала.
Информация о домашнем задании: § 78, упр. 563
Рефлексия. Итог урока.
1. Что же нового вы сегодня узнали?
2. Какие глаголы называются безличными?
3. Что обычно обозначают эти глаголы?
4. Убедились ли вы в том, что справедливы слова Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?
5. А где нам пригодятся знания о безличных глаголах в жизни? (при написании сочинений, при общении, при подготовке к экзаменам.)