СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Безличные глаголы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Безличные глаголы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Безличные глаголы"»

115

15.04.2022

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема урока: Безличные глаголы

Цель урока:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с понятием “безличный глагол”.

  2. Познакомить с лексическими группами безличных глаголов.

  3. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.

Развивающие: Формировать умение отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль. Развивать умение оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: Развивать культуру речи учащихся, культуру ответа. Развивать творческое воображение учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: Распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры

Метапредметные: Дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»;

 Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

 Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

 Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок- исследование.

Формы работы: учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, фронтальная.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

1.1. Приветствие:

- Здравствуйте, ребята. Я вижу на ваших лицах улыбки, и меня это радует. Значит у вас хорошее настроение, с которым вы пришли в школу учиться. Уверена, что оно поможет вам в нашей совместной работе на уроке. Желаю вам успешной и плодотворной деятельности. Ребята, вы готовы работать сегодня со мной и получать новые знания? Всё необходимое лежит у вас на партах? Хорошо, присаживайтесь, пожалуйста.

1.3. Постановка учебной проблемы. Мотивация на урок.

Великий писатель Константин Паустовский говорил: «Богатство русского языка неизмеримо».

– Уверена, вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. На его удивительную силу обращали внимание учёные, лингвисты, писатели. Напомните, пожалуйста, со словами какой части речи вы знакомились на предыдущих уроках? (Глагол) Хорошо, а что же такое глагол?

(Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

А знаете ли вы, слова какой части речи (после имён существительных)  занимают второе место по употреблению в нашей речи? (глагол).

Хорошо, молодцы.

Как называется начальная форма глагола?  (инфинитив).

А помните ли вы, какого вида бывают глаголы?  (несовершенного и совершенного).

Как называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога? (переходные).

В русском языке существуют три наклонения, помните ли вы. Какие? (условное, повелительное, изъявительное).

Но мы ещё не все вспомнили морфологические признаки глагола, верно? Что мы ещё не сказали?

- Верно. Глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано только число, классная работа и не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).

- Да. Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются - пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Запишите в рабочих тетрадях число, классная работа и оставьте строчку для темы, которую запишем позднее.

Работа в парах

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит. Мы выходим из дома. Нам легко дышится. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. Пахнет хвоей. Стоит тишина.

( Доп. задание ученикам, которые справились с заданием, а остальные ещё нет: попробуй придумать свои предложения по примеру предложений на карточке)

- Итак, ребята, на какие группы разделили предложения? Своё мнение обоснуйте.

(В ходе обсуждения выделяются две группы: 1- с обоими главными членами предложения; 2 - с одним главным членом).

- Работаем со 2 группой предложений, где один главный член: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Нам легко дышится. Пахнет хвоей.

-Что общего у этих предложений? (они - односоставные, главный член предложения один, это сказуемое).

- А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях или нам и без подлежащего всё понятно? (Его нет и не нужно).

- А что вообще обозначает подлежащее в предложении? (действующее лицо или предмет.)

- Есть ли в этих предложениях действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы без чего? (Без лица) Значит, имя у них …и вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные - ). Ученик выходит к доске записывает слово безличные

(Безличные глаголы).

- Правильно. А можем мы сформулировать тему урока? (Да – безличные глаголы).

-Ребята, в начале урока я спросила у вас, готовы ли вы учиться и получать новые знания? Вы сказали, что готовы. А чему мы сегодня на уроке будем учиться?

3. Изучение нового учебного материала.

- Ребята, за окном весна и мы говорим, что именно с наступлением весенних солнечных дней все чувствуют себя бодро, любуются пробуждающейся природой. Как вы знаете, острее всех, тоньше чувствуют природу, изменения в ней передают остальным людям поэты.
а). Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!
-Есть ли в этом отрывке предложение с безличным глаголом? Запишите его (Повеяло).и подчеркните как член предложения.
-Почему вы так решили? (действие совершается само по себе, без лица, подлежащего нет)
- Молодцы, а это ни что иное как определение безличных глаголов, давайте проверим свои предположения с материалом учебника, откройте страницу. 124., и сравним определение, которые мы сформулировали с определением в учебнике.

Какую задачу урока мы с вами уже решили? (мы узнали, что такое безличные глаголы)

Уже вечереет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Скоро будет смеркаться раньше – буд. вр., 3 л., ед. ч.
На той стороне подмыло берег – прош. вр., ср. р., ед. ч.

Какой можем сделать вывод?

Ребята приходят к выводу: Безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа.

- Выполняя это задание, мы решили ещё одну задачу урока, какую? (определили формы безличных глаголов).

-Молодцы. Вывод запишите на свои карточки в виде таблицы: (она есть в ваших карточках, дополните её полученными знаниями.

3 лицо

Настоящее время

3 лицо- он, она, оно- чаще всего употребляется с местоимением ОНО

Будущее время

Средний род

Прошедшее время

Суффикс –Л-

- Если есть безличные глаголы, то есть и личные.

Какие глаголы мы называем личными? (к которым можем подставить личное местоимение)

Проведём сравнительный анализ предложений
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.
Ребёнок не спит. Ему не спится.
- Что же мы можем сказать выполняя сравнительный анализ предложений? (Нашли ещё один признак – поставить подлежащее в предложение с безличным глаголом невозможно. Можно сделать следующий вывод: Безличные глаголы образуются от личных глаголов).

г) Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на эти предложения, подумайте и скажите, к каким явлениям жизни относятся безличные глаголы - сказуемые. (ответы учеников)

*безличные глаголы могут обозначать явления природы (смер­кается, светало, морозит);

*внутреннее состояние человека или животных (нездоровится, не спится, знобило, легко дышится);

- Докажите свой вывод, сделав синтаксический разбор предложения. (один ученик у доски комментирует, остальные в тетради)

Задание 2: Синтаксический разбор предложения.

Предл. Прил. Сущ. Глаг. Нар.

На морском берегу дышится легко. (Повеств., невоскл., простое, односостав. распр., не осложнено).

4. Закрепление изученного материала.

Информация о домашнем задании: § 78, упр. 563

Рефлексия. Итог урока.

1.     Что же нового вы сегодня узнали?
2.     Какие глаголы называются безличными?
3.     Что обычно обозначают эти глаголы?

4. Убедились ли вы в том, что справедливы слова Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?

5. А где нам пригодятся знания о безличных глаголах в жизни? (при написании сочинений, при общении, при подготовке к экзаменам.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!