СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку «Единственное и множественное число имён существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Единственное и множественное число имён существительных»»








Конспект урока

по русскому языку

«Единственное и множественное число

имён существительных»


































Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных».


Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.


Проблема (идея) урока: имена существительные изменяются по числам.


Задачи урока (способы достижения цели):


Личностные:

     - мотивация учебной деятельности;

     - самооценка  на основе критериев успешности учебной  деятельности;

     - формирование социальной роли ученика.


Метапредметные:

     - формулировать и удерживать учебную задачу.


Предметные:

     - определять число имен существительных;

     - употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.


Планируемые результаты:

Предметные:

     - определять грамматический признак имен существительных – число;

     - изменять имена существительные по числам.


Метапредметные:

- использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного,   использовать  правила для подтверждения своей позиции;

     - работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

     - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.


Личностные:

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

     - уметь слушать и понимать речь друг друга.


Технологии, методы:  динамическая пауза (физкультминутка), работа в парах.


Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):

В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.

В.П. Канакина. «Рабочая тетрадь» на печатной основе, часть 2.









Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Психологический настрой.


- Ребята, слышали звонок?

Это начинается наш урок. (садитесь)

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны книжка и тетрадь.

Хорошо известно всем, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребята, ротики закрыть,

Будем мы по теме только говорить.


(картинка «Солнышко»)


- Солнышко смеётся, и вы улыбнитесь друг другу. Попробуйте с помощью передать своё настроение товарищам. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Приступим к работе.


Отгадайте загадку:


Вот большой и круглый дом.

Ой, какое место!

Ведь всегда ребятам в нём

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена. (цирк)


- Сегодня на уроке мы побываем в цирке. Его артисты уже приготовили вам задания.


  1. Актуализация знаний.


  1. Орфографическая минутка.


- Весёлый клоун жонглирует разноцветными мячами и просит вас подсказать, какие буквы нужно написать на мячах, чтобы получились слова.

(с…ва, туч…, ж…раф, щ…ка)


(Ребята вставляют буквы, объясняя выбор буквы)


  1. Минутка чистописания.


(о, а, и, у)


- А теперь весёлый клоун просит угадать, какую букву мы будем писать сегодня на чистописании. Посмотрите на мячи и скажите, какая буква лишняя. Почему?

(Лишняя буква и, так как она обозначает мягкость предшествующих согласных звуков, а остальные гласные обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков)

- Приступаем к чистописанию. (Показать на доске)


Ии Ии Ии …


- Вставьте в слова заглавную или строчную букву и.

…ван …ванов …ва …ваново


Самопроверка по образцу (учащиеся объясняют свой выбор)


  1. Словарная работа


- Дрессированная собачка предлагает вам написать картинный диктант.

(Картинки – на доске)


- Запишите словарные слова в столбик.


картина

сапог

обезьяна


- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- К какой части речи относятся слова?

- Докажите!

- Какие из них относятся к одушевлённым именам существительным?

- Почему?

-Какие из них относятся к неодушевлённым именам существительным?

- Почему?

- Слова, которые мы записали, обозначают один предмет или много?


  1. Самоопределение к деятельности

(Выявление места и причины затруднения)

(Открываю картинки во втором столбике на доске)

- Подпишем картинки во втором столбике.


картины

сапоги

обезьяны


- Как изменились слова?


- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?


- Попробуйте сами сформулировать тему урока.


- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?

(Построение проекта выхода из затруднения)

- Слонёнок хочет нам помочь и приготовил опорную схему.




(Выяснить, в каком числе могут употребляться имена существительные.

Учиться определять число имён существительных)



  1. Работа по теме урока

(Реализация построенного проекта)

  1. Карточка (работа в парах)

Карточка

1). Город, улица, река.

Вывод: существительные обозначают _______ предмет.

2). Города, улицы, реки.

Вывод: существительные обозначают _______ предметов.

- Делаем вывод: (помогайте мне)

- Итак, если существительное обозначает один предмет, то это существительное единственного числа.

- Если существительное обозначает два или несколько предметов, то это существительное множественного числа.

  1. Работа с правилом (с.61)

- А совушка нам приготовила правило в учебнике и просит, чтобы мы его прочитали.

(Читают учащиеся)

- Она вам дарит памятки (Одна на доске, а остальные учитель раздаёт детям)

V. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре —       

Буду всех сильнее в мире,   

Буду в цирке выступать.      

Бегемота поднимать.          

VI. Первичное закрепление материала.


  1. 105 с. 61 – письменно с комментированием.


  1. Игра «Один – много»

- Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете одну руку.

- Если я назову слово во множественном числе, вы поднимаете две руки.

(Заяц, лиса, белки, стул, парты, ягоды, карандаши, корова, коньки)

  1. Рабочая тетрадь

65 с. 31



VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какие учебные задачи мы перед собой ставили?

- Удалось нам их выполнить?

- Проверим!

- Медвежонок даёт вам задание. Распределите слова в два столбика.

Малина, берлога, ягоды, реки, мёд, пчёлы.


Выполняют взаимопроверку, сверяя с контрольным листом.

(Учащиеся обмениваются тетрадями)

Оцените свою работу.

- «!» - молодец, все выполнил верно;

- «+» - хорошо, но есть ошибки;

- «?» - ошибок много, нужна помощь учителя.


VIII. Итог урока

- Закончите одно из предложений:

Сегодня на уроке я узнал …


Мне было интересно …

Мне удалось …

Теперь я знаю …

- Какое задание вам было интересно твыполнять?


IX. Домашнее задание

(дифференцированное домашнее задание на карточках, правило с. 61 - выучить)

(Учитель объясняет задания на карточках, а учащиеся выбирают для себя одну из трёх видов карточек)

  1. Спишите имена существительные, вставляя пропущенные буквы. Напишите проверочные слова. Определите число имён существительных.

З…мля - …, ч…сло - …, с…ва - …, тр…па - …, ст…на - … .


  1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой имена существительные. Определите их число.

Ст…ят ч…десные д…ньки. В л…су спят з…мой д…ревья. Под н…гами хрустел сне… .


3. Составьте и запишите предложения. Подчеркните одной чертой имена существительные. Определите их число.

1). Землю, холод, сковал.

2). Инеем, деревья, покрыты.

3). Снежинки, с, берёз, сыпались.

4). Прыгали, по, елей, снегири, шишкам.


- Я благодарю вас, дети, за хорошую работу на уроке.

- Самыми активными были …

- Самыми внимательными …

- Старались помочь друг другу …

- Молодцы!


- Урок закончен.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!