Конспект урока по русскому языку
для 1 класса 2-я четверть
Звук [ш]. Буква «Ш, ш»
I. Знакомство с новым звуком.
Слова для выделения изучаемого звука подсказываются предметными картинками – шкаф, карандаш.
Ученики несколько раз произносят каждое слово и вслушиваются, как звучит звук [ш]. Произносят его отдельно от других звуков и приходят к выводу, что этот согласный звук глухой, а учитель добавляет, что [ш] – всегда твердый.
II. Знакомство с буквой «Ш, ш», заглавной и строчной. Здесь же в связи с усвоением буквы и звука, наделенного только твердостью и не имеющего мягкого варианта, возможно предварительное сообщение о том, что когда-то в старину, более 500 лет назад, звук [ш] был мягким, а затем отвердел и соответственно после него стал произноситься звук [ы], но по прежнему пишется после «ш» только буква «и».
III. Чтение столбиков слогов-слияний, потом слов с пометками. Еще раз обращается внимание детей на написание слога «ши» в слове карандаши, напоминается, что в таком соседстве «ш» с «и» звучит не [ши], а [шы].
Учитель просит прочитать слово «Миша», а потом ответить: «У кого карандаши?» - «У Миши, у Наташи, у Гриши». Дети пробуют записать последний слог всех этих слов – «ши».
IV. Чтение текста об осени. Подчеркивание слов с «ш», выделение лигами слияний с «ш».
Озаглавливание текста (В осеннем саду. Дети в лесу. За шишками…)
V. Работа по картине на с. 140-141.
Учитель рассказывает, что на рисунке изображен эпизод сказки о золотом петушке А. С. Пушкина, когда шамаханская царица встречает царя у своего шатра. Можно прочитать пушкинские строки:
Войско в горы царь приводит,
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
…Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Обращается внимание, что художник придал изображению царицы и ее шатра дополнительные детали, которых нет в пушкинских строках: нарисовал золотые невиданной формы серьги, множество разнообразных яств.
Учащиеся называют предметы, изображенные на картине, в названиях которых есть звук [ш].
VI. Выполняется работа с текстовыми и иллюстративными материалами.
Дополнительный материал к уроку.
1. Стихотворение для заучивания наизусть.
Шорох,
Шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпанье лёгкое…
Кто это — гном?
Шшш! Там, за шторами,
Нам не видна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина!
(В. Лунин)
2. Научитесь произносить скороговорку.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
3. Отгадайте названия игрушек. В отгадках должен быть звук [ш].
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
(Ответ: Медведь).
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ответ: Матрешка.
Домашнее задание.
Прочитать пословицы на с. 140, выучить наизусть одну.