Муниципальный семинар-практикум учителей начальной школы
«Формирование ценностного отношения у младших школьников к самостоятельной учебной деятельности в условиях новых образовательных стандартов»
Урок русского языка
«Школа России»
1 класс
Тема: «Звуки и буквы»
Учитель:Романенкова О.Л.
МБОУ ООШ № 269
г. Снежногорск
2012-2013 учебный год
Тема: Звуки и буквы.
Тип урока: закрепление.
Форма урока: урок-игра.
Цель: закрепить знания о звуках и буквах.
Формируемые УУД:
Предметные – определять качественную характеристику звука, применять знания фонетического материала.
Личностные – интерес к познанию русского языка.
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные – пользоваться знаками, символами, схемами, обобщать, проводить сравнение.
Коммуникативные – формулировать собственное мнение, строить понятные высказывания, воспринимать другое мнение.
Ход урока:
Организация начала урока. (Психологическая установка.)
Представьте в своих руках солнышко. Какое оно? Рукам тепло. Руки наши согрелись и смогут писать правильно. Поиграйте с солнышком. А теперь подбросьте его вверх, чтоб оно светило нам весь урок. А нам будет легко думать. И вы справитесь с любым заданием.
- Какая задача стоит перед нами? (Писать красиво).
- Что значит «красиво»? (Соблюдать наклон, высоту букв и т.д).
2. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах
Чтобы сформулировать тему урока, отгадайте загадку.
Черные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитатет. (Буквы.)
Взгляните на доску. Здесь записаны слова. Выделите из них лишнее слово и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
На доске записано: солнце, облака , звуки, река, ветер.
Итак, тема нашего урока: «Звуки и буквы»
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Чем отличаются звуки и буквы?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим).
- Какими бывают буквы? (Письменными и печатными, заглавными и строчными).
- На какие две большие группы можно разделить звуки речи? (Гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные и согласные звуки? (примеры)
- Как называется гласный звук, который произносится в слове сильнее других? (Ударный).
- Какими могут быть гласные звуки? (Ударными и безударными)
Соответствующие карточки постоянно появляются на доске.
- Теперь давайте вспомним, что вы знаете о согласных звуках. На какие группы можно поделить согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие).
В результате этой работы на доске появляется схема.
буквы | звуки |
печатные письменные заглавные строчные | гласные | согласные |
ударные | безударные | звонкие | глухие |
| мягкие твёрдые | |
Какие задания мы будем выполнять сегодня на уроке?
Поднимите руку, кто считает, что хорошо знает эту тему. Поднимите руку, кто считает, что недостаточно хорошо знаком с этой темой.
Сегодня на уроке у вас будет возможность показать ваши знания.
3. Работа по теме урока
1) Посмотрите на первое задание. Из слов «сбежала» буква. Попробуйте догадаться, какой одной и той же буквы не хватает в этих словах.(У)
Вставьте букву «у» в окошки, чтоб получились слова.
Ст_к, л_к, ш_тка, кр_г, д_га, л_жа, р_ки, д_б.
Прочитайте слова, которые у вас получились. Обратите внимание, сколько гласных в каждом слове. Скажите, на какие две группы можно разделить получившиеся слова? (односложные и двусложные).
Физкультминутка
2) В следующем задании надо составить схему слова. Отгадайте это слово.
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий! (Небо).
- Используя значки для обозначения звуков, составьте самостоятельно схему слова «небо». (После выполнения дети обмениваются тетрадями и проводят проверку друг у друга, потом проводится общая проверка)
- Что вы можете сказать об этом слове? (В этом слове два слога, первый ударный, всего 4 буквы, 4 звука: два гласных, два звонких согласных, один из которых мягкий, а другой – твердый.)
- Мы знаем, что к одной и той же схеме можно подобрать несколько слов. Посмотрите внимательно на схему и скажите, подойдут ли к ней слова: “день”, “лист”, “дело”. Докажите.
В ходе обсуждения дети определяют, что данная схема не подходит к слову «день», «лист».
3) Составление транскрипции слов.
[день] [дэн] [д’эн’] [д’эн’ь]
Дети находят ошибки во всех звуковых моделях, определяют правильно составленную звуковую модель [д’эн’].
Правильная звуковая модель записывается в тетрадях.
Физкультминутка (задание).
Детям перед уроком раздаются карточки с буквами.
«Я уверена, что со следующим заданием вы справитесь отлично. Представьте, что вы не в классе, а в городе «Звукограде», в котором есть две улицы: гласных и согласных. По моей команде займите место на своей улице. Посмотрим, на какой улице жители самые организованные».
Дети становятся в две колонны друг за другом. Далее:
«Сядет на место тот, кто назовет правильно свою букву».
4) Найди и зачеркни лишнюю букву в слове.
Карманд, скукла, стамкан, мност, ыкуст, чашика, тущча, неубо, вектер, бунква, каранадаш.
4. Контроль и оценка знаний
Ребята, вы любите пускать солнечных зайчиков? А играть с солнечными зайчиками? Сейчас вы будете ловить солнечных зайчиков.
На доске таблица.
Я вам буду говорить утверждения, некоторые из которых будут правильные, а некоторые неправильные. Если вы услышите верное утверждение, то поставьте плюсик в клетку, а если неверным, то поставьте минус.
Звуки речи – делятся на гласные и согласные звуки.
Буквы можно увидеть и записать.
Согласные звуки бывают ударными и безударными.
Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
Гласный звук образует слог.
Ударный гласный звук в слове произносится тише и слабее других.
Буквы – это знаки, которые обозначают звуки на письме.
Алфавит – это все буквы, стоящие в определенном порядке.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+ | + | - | - | + | - | + | + |
После заполнения таблицы организуется проверка правильности заполнения. Снова перечитываются предложения, а дети коллективно приходят к правильному ответу. На доске в нужную ячейку дети ставят отметку. Одновременно дети осуществляют самопроверку и исправляют свои ошибки.
5. Итоговая рефлексия
Сегодня на уроке:
Мне понравилось …
Мне было трудно …
Перед Вами лежат солнечные лучики желтого, красного и оранжевого цвета. Поднимите желтый луч, если вам понравился урок и работа класса. Если что-то вам не совсем понравилось, то поднимите луч оранжевый, а если вам показалось, что урок прошел не удачно и класс работал плохо, поднимите красный луч.