Тема: Что такое устойчивые выражения
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся об устойчивых выражениях.
Задачи:
- Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение.
- Содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые выражения.
- Развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями.
- Воспитывать интерес к познанию родного языка.
Формирование УУД:
Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать учебную деятельность
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в паре и группе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас так много гостей, что яблоку негде упасть. Поэтому, чтобы не ударить в грязь лицом, нам нужно взять себя в руки и работать, засучив рукава. Я желаю вам ни пуха, ни пера. Садитесь.
- Мое приветствие удивило Вас?
- Какие выражения я использовала?
- Я приглашаю вас на экскурсию в город Устойчивых выражений. Свою работу вы будете оценивать в листах самооценки.
2. Минутка чистописания.
- Мы находимся на улице Чистописания. Посмотрите, как здесь чисто и красиво. Мы тоже будем соблюдать чистоту и порядок в наших тетрадях. Запишите число, классная работа. Буквы, которые мы будем писать, являются первыми в словосочетании «устойчивые выражения» (Уу, Вв).
- Запишите буквы в тетрадь правильно, красиво, аккуратно. Оцените свою работу.
3. Актуализация знаний.
- Мы пришли на улицу Тестов. Жители этой улицы предлагают нам вспомнить, что такое синонимы и антонимы и выполнить тест (ответы детей).
1) Найди пары синонимов и соедини их линией:
приятель воин
противник друг
солдат враг
2)Подбери антонимы к словам:
горе, конец, жара
3) Найдите в тексте устойчивые выражения и расшифруйте их:
Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья.
Утром мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.
- В каком задании возникло затруднение? (в третьем).
- Проверьте по образцу 1 и 2 задание, оцените свою работу. А к 3 заданию мы вернёмся в конце урока.
4. Постановка учебной проблемы.
- Почему не получилось выполнить 3 задание? Перед нами проблема. Как её устранить? (узнать, что такое устойчивые выражения).
- Какие цели поставим на урок?
1) узнать, что такое устойчивые выражения
2) научиться находить устойчивые выражения в тексте и объяснять их значение.
5. Решение учебной задачи.
- Ребята, а где мы можем узнать, что такое устойчивые выражения? (в учебнике).
- Откройте учебник на с. 113, прочитайте сообщение летучей мыши.
- Что же такое устойчивые выражения? В чём их особенность? (их нельзя придумать, они даны уже в готовом виде).
6. Первичное закрепление.
1) Ребята, а знаете ли вы, что обозначают устойчивые выражения? Где мы можем это узнать? (в словарях). А где находятся словари? (в библиотеке). Давайте заглянем в местную библиотеку и узнаем, какие там есть словари. (показ фразеологических словарей).
- А у нас в учебнике есть словарь устойчивых выражений? Найдите и запишите значение выражений (работа в парах):
- яблоку негде упасть - нос совать - попасть впросак - бить ключом
- собачий холод - пиши пропало - сидеть сычом - кривить душой
-Зачитайте свои ответы, оцените работу.
2) Русский язык богат устойчивыми выражениями. А откуда они появились, мы узнаем в музее, который находится в этом городе.
Бить баклуши - бездельничать.
А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
Спустя рукава - относиться к делу неохотно, работать кое-как, с ленцой.
Происхождение этого выражения связано с покроем русской боярской одежды 17 века. Она имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчеркивало нежелание хозяев заниматься физическим трудом. Простые люди, наоборот, во время работы засучивали рукава. В последующее время выражение «спустя рукава» стало относиться не только к физической работе, но и ко всякому делу вообще, если оно делалось кое-как.
Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неприятности.
В басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь» Пустынник устал, а Медведь предложил посторожить его сон. Прилетела муха, стала садиться на человека. Медведь взял булыжник и ударил человека прямо по лбу, так как там сидела муха. Муху он убил, но и человека тоже.
3) Мы с вами находимся на улице Игровой. Жители этой улицы очень любят играть с устойчивыми выражениями.
- Я буду показывать картинку, а вы должны узнать устойчивое выражение.
Физминутка.
- Наверное, вы уже устали путешествовать по городу, давайте немного отдохнём.
Встали как стойкие оловянные солдатики
Дотянемся до неба
Разведём руками
Поводим себя за нос
Согнёмся в три погибели
А теперь руки в брюки
Потянем себя за уши
Побьём друг другу челом
Закатим глаза
Займём своё место
4) А сейчас мы отправляемся на улицу Мастеров. Оказывается, у людей разных профессий возникали свои устойчивые выражения. Выберите и наклейте подходящие для вашей картинки устойчивые выражения (групповая работа).
1 группа – врач, портной
2 группа – столяр, повар
7. Включение нового в систему знаний и повторение.
- Ребята, у нас осталось невыполненное задание на улице Тестов. Теперь вы сможете его выполнить? Выполните и проверьте по образцу. Оцените себя.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. В какой город мы путешествовали? Что узнали об устойчивых выражениях? Посмотрите на свои листы самооценки. У вас на столах лежат воздушные шарики с устойчивыми выражениями. Выберите шарик, который больше подходит к вашей работе на уроке. Если вы хорошо работали и все задания выполняли правильно, то вы работали засучив рукава. Если у вас не всё получалось, но вы многое поняли, то мотали на ус. А если вы почти ничего не сделали и не поняли, то считали ворон (прикрепляют шарики к доске).
- Я благодарю вас за работу на уроке. Дома вам нужно будет найти устойчивые выражения со словами рука, язык и записать их в тетрадь.