2)Актуализация знаний. | фронтальная беседа: - Что такое морфема? - В каком разделе науки о языке изучаются морфемы? - Какие морфемы вы знаете? - Что такое корень? суффикс? окончание? - Что такое приставка? - Что мы знаем о правописании приставок? Запись на доске: Вставить пропущенные буквы и выделить приставки. З…пах, п…д…звать, по…лить, на…резать, …делать, по…готовить. | Отвечают на вопросы: Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Морфемы изучает наука морфемика. К морфемам относятся – приставка, корень, суффикс, окончание. Корень -это значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слова. Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.Окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова. Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слова. Вставляют пропущенные буквы и выделяют приставки. |
3)Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Записывают под диктовку. Бесцветный, беззвучный, безводный, бессильный, бездушный. -Выделите приставки в этих словах. - Как правильно выделить приставку? - Что обозначает приставка в этих словах? Без воды, без звука, без цвета, без сил, без души. - Итак, мы выделили в словах приставки. Я бы хотела, чтобы вы вспомнили парные звонкие и глухие согласные. Звонкие: ┐з б, в, г, д, з, ж + р, л, м, н, й Глухие: ┐с п, ф, к, т, с, ш + х, ц, ч, щ - Пользуясь этой схемой, попробуем объяснить правописание слов. Бесцветный - пишем на конце приставки с, потому что рядом стоит глухой согласный звук. Безводный - пишем з, т.к. рядом стоит звонкий согласный звук. Вывод сверяем с правилом в учебнике п. 83 стр. 29-30, орфограмма №11. - Я для вас подготовила памятку «Буквы З/С на конце приставок. Давайте её внимательно рассмотрим. Памятка «Буквы З/С на конце приставок». - Какая тема урока? - Какие цели мы поставим перед собой? | Делают запись под диктовку. Выделяют приставки в словах. Отвечают на вопросы. - Чтобы правильно выделить приставку нужно подобрать 2-3 однокоренных слова. - Значение одинаковое без- (бес-) – отсутствие. - Тема урока: Буквы З/С на конце приставок. - Цели урока: познакомить с правилом правописания приставок на -з — -с; научить опознавать слова с данной орфограммой и применять правило выбора согласного, графически обозначать орфограмму |
4)Первичное усвоение новых знаний. | Запомни! Приставки З в русском языке не бывает, но есть несколько слов, которые начинаются с этой буквы. Послушайте стихотворение и выпишите слова, которые начинаются с буквы з. Буква З Ученик, тебе задание: Как напишешь слово ЗДАНИЕ? Всё учти, продумай, взвесь. Не свихнись на слове ЗДЕСЬ. Помни все условия, Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ. Чтобы смысл не повредить, З нельзя в них отделить. …десь, …доровье, …дание Лишены содержания. Верните З, и снова Заговорят три слова Пусть никто никогда не забудет, Что З приставкой не была и не будет. Выполнение упр. 437 (устно, по цепочке). | Слушают стихотворение и записывают слова. |
5)Первичная проверка понимания | Выполнение упр. 438. Первый вариант выписывает слова с приставкой на З, второй вариант – с приставкой на С (можно пользоваться табличкой «Согласные и гласные буквы и звуки). С приставкой З: разжимать, безжизненный, безвкусный. С приставкой С: бесшумный, бесчисленный, сдавать, расчертить, расщедриться, бесчувственный, расшевелить, сжимать, расщелина. | Выполняют упражнения. |
6)Первичное закрепление | Работа в парах. Упражнение «Лови ошибку». Провести анализ ошибок в выборе приставок, допущенных учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Как правильно нужно писать буквы з/с на конце приставок? 1 пара: Расжать, исготовить, безтолковый. 2 пара: Изследовать, зделать, расдать. 3 пара:Безпредельный, всдыхать, взкарабкаться 4 пара:Расгрузить зжечь, збить 5 пара:Безшумный, разписание, изчезать 6 пара:Расгон, безсовестный, исгиб 7 пара:Збой, возпевать, бесвозвратный. 8 пара:Возсоеденить, разпороть, бесзвездный. 9 пара:Безцельный, изкусать, всбить. 10 пара:Сдоровье, росжиг, изпарять. 11 пара:Исвозчик, чресмерный, сдание. Работа в группах. Игра «Третье лишнее». 1. Ра…жать, бе…ценный, и…готовить. 2. Бе…цветный, и…следовать, бе…радостный. 3. …делать, бе…толковый, ра…пробовать. | Работают в парах. Работают в группах. |
7)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Самостоятельная работа. Упражнение «Замена». Я буду читать существительное с предлогом, а вы должны заменить прилагательным с приставками на з (с), записать в тетрадь. Например: Ребенок без забот (беззаботный) 2. Небо без звезд (беззвездное) 3. Жидкость без цвета (бесцветная) 4. Дорога без конца (бесконечная) 5. Плач без звука (беззвучный) 6. Движение без шума (бесшумное) 7. Шоколад без вкуса (безвкусный) 8. Вход без платы (бесплатный) 9. Ребенок без помощи (беспомощный) 10. Океан без предела (беспредельный) | Работают самостоятельно. |