Урок: №50
Тема: Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Предмет: русский язык
Класс: 4
Учитель Мустафаева Л.Х.
Дата урока: 18.11.2019
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Учебник: Русский язык. 4 класс. ФГОС. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: «Просвещение»
Педагогические задачи:
Создать условия для сравнения ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
Познакомятся с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 1-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного.
Личностные:
Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: учебник, рабочие листы с заданиями
Ход урока:
1.Организационный момент ( проверить наличие на парте дневник, тетрадь, учебник, ручка.)
Мотивирование.
Приветствие. На доске записана народная мудрость: «Не для школы, а для жизни мы учимся!». Ребята, как вы понимаете эту мудрость? (Выслушиваем варианты ответов и делаем вывод).
2. Актуализация опорных знаний.
С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке?
Какие окончания имеют существительные 1-го склонения?
3. Минутка чистописания
– Запишите буквосочетания.
– Из слов соберите и запишите предложение. Назовите все словосочетания.
В, склонилась, рекой, тишине, печально, над, ива
Записывают предложение.
В тишине над рекой печально склонилась ива.
Склонилась (над чем?) над рекой, склонилась (как?)
печально.
4.Словарь: беседа
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «беседа» - разговор, общение, диалог.
Определите склонение у существительного слова беседа.
Докажите, что это 1- скл.
5. Определение целей урока
– Прочитайте тему урока. С. 91
– Сегодня на уроке будем упражняться в распознавании имен существительных 1-го склонения
6. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом
– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения в одном и том же падеже?
– В каких падежах окончания имен существительных 1-го склонения одинаковы? Назовите эти окончания
Делают выводы.
У имен существительных 1-го склонения в дательном и предложном падеже окончание -е.
Ударные и безударные окончания имен существительных 1-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным падежным окончаниям имен существительных 1-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имен существительных этого же склонения:
о звезде́ – о кни́ге
Физминутка
7. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражнение 159)
– Просклоняйте данные имена существительные.
– Запишите падежные формы этих имен существительных, выделите окончания.
– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных
Склоняют имена существительные.
8. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений
Определяют тип склонения слов (по желанию выходят к доске)
Капуста,
свинья,
ягода
облако,
огурец,
медведь,
солнце,
карандаш,
якорь
Морковь,
тень, ель
9. Работа в паре (на карточках)
10. Звуко – буквенный разбор слова ЕЛЬ
Для учащихся справившиеся с заданием.
VII. Итог урока. Рефлексия Домашнее задание.
– Выполнить упражнение 160 в учебнике стр.92
Дополнительное задание для учащихся, которые справились со всеми заданиями