Урок (окружающий мир) в 1 классе:
«Весна, весна! И все ей рады…»
Подготовила
учитель начальных классов
Вьюгова Марина Александровна
Тема: Весна, весна! И все ей рады…
Цель: Формирование представлений о весеннем времени года.
Задачи:
познакомить детей с первыми признаками весны;
проанализировать произведения разных авторов о весне;
обогатить словарный запас детей;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
развивать внимание, наблюдательность, речь, мышление, умение слушать, рассуждать, творческие способности;
развивать коммуникативные навыки, самостоятельность;
уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии.
Оборудование:
компьютер, диск с презентацией к занятию,
диск с записью музыкального произведения Вивальди «Времена года. Весна»,
иллюстрация с изображением весеннего пейзажа,
бумага, клей, разрезные картинки для творческой работы в парах,
магнитные буквы для составления слов.
1. Организационный момент.
Ребята! Сегодня у нас гости. Давайте их поприветствуем. Посмотрите на них и подарите всем свои улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение. А теперь улыбнитесь друг другу. Садитесь. Посмотрите внимательно на меня. Начинаем наше занятие.
2.Введение в тему
-Сегодня я вас приглашаю в гости…
К кому вы сейчас сами скажете, отгадав загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
-К кому мы отправимся в гости?
Мы отправимся в гости к весне. Тема нашего занятия (слайд 2)
Читают дети: «Весна, весна! И все ей рады…»
Назовите весенние месяцы.
(печатают дети на доске: март, апрель, май)
Прочитайте названия месяцев. (Дети читают)
Мы сегодня будем говорить о первых признаках весны.
3.Работа по теме занятия
1) Беседа по иллюстрации
- Посмотрите на рисунок. Какое время года здесь изображено.
Почему вы решили, что весна? Что увидели? (Тает снег) Почему? (Тепло, светит яркое солнце) А что это? (проталины) Почему они появились? (снег тает, и появляются первые проталины) Проталины – это место, где растаял снег и появились островки земли.
Март в народе называют «протальник».
- Наблюдали ли вы такое в природе? Когда?
И что ещё увидели? (подснежники)
Почему их так назвали? (первыми появились из - под снега.)
Тепла им требуется немного. Поэтому они и цветут в начале весны, когда ещё лежит снег. Их называют первоцветы.
-Первым цветам все радуются. Представьте, что мы с вами на поляне увидели эти цветы. Какое желание может появиться?
-Можно рвать цветы?
Пусть они растут на полянке и радуют всех своей красотой.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты.
-Чтобы этого не случилось, давайте бережно относиться к растениям. А букеты скоро можно будет собирать из цветов, которые вырастут у нас на садовом участке.
4.Физкультминутка.
Просыпается цветок,
Тянет к солнцу лепесток.
И от ветра он качается,
Низко, низко к земле наклоняется
И всем мило улыбается!
5. Звуки весны (слушание)
-Весной всё вокруг оживает. Мир наполняется разными звуками. Что это за звуки сейчас узнаем.
Всему на свете свой черед –
И следом за метелью
Нам позывные подает
Весна своей капелью.
Вы видели капель? Что это такое? А что слышали?
Итак, первый звук весны – это звук … Капели.
А теперь сядьте удобно, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и послушайте внимательно.
Что же вы услышали? (течет ручей)
Как появляются ручьи?
Звук весны – журчание ручейка.
- Послушайте внимательно.
Мы вставали ночью даже
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
- О каких гостях идёт речь? (о птицах)
- Почему они к нам прилетают весной?
(Стало тепло, появляется корм для птиц. Птицы питаются насекомыми.
С приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий.)
-Сядьте удобно. Закройте глаза и послушайте. Представьте себе то место, где бы вы могли такое услышать.
(Слушание звука)
- Что вы услышали? (птицы поют)
Почему они поют? (стало тепло, радуются приходу весны.)
- Весёлые звонкие песни птиц оживляют природу.
Показ слайда3
- Кто это? (грач)
Грачей называю вестниками весны. Они прилетают к нам первыми. В народе говорят: увидел грача – весну встречай.
Показ слайда 4
- Кто это? Прочитайте. (скворец)
Вслед за грачами прилетают скворцы – папы. Они подыскивают домик для семьи. А через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы.
- Что за домик ищут скворцы? (скворечник)
-Легко им найти скворечник
- Как мы им можем помочь? У кого дома есть скворечник?
- Теперь вы знаете, что к встрече скворцов нужно быть готовыми на дерево повесить вот такой скворечник. (Слайд 5 «Скворечник»)
- Птицы отблагодарят вас. Как? Да, они будут радовать вас своим пением, будут поедать вредных насекомых, гусениц в вашем саду. У вас будет много ягод и фруктов.
6.Игра «Прилетели птицы»
Когда я буду называть птиц, вы должны взмахивать руками, как крыльями, когда называю не птиц, руки не поднимать. Будьте внимательны.
-прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, галки, ласточки, палки.
-прилетели птицы: голуби, синицы, соловьи, скворцы, грачи, кирпичи.
Молодцы!
- Из каких же звуков составлена песня весны? (звуков капели, дождя, ручья, пения птиц).
7.Творческая работа в парах
«Собери весеннюю картинку». (Дети работают)
-Какая же у вас получилась весна. Расскажите о признаках весны, изображенных на вашей картине.
Первая картина. Тает на речке лед, разламывается. Это явление называется ледоход.
Можно ходить весной по льду?
Весной ходить по льду нельзя. Это опасно.
-Как назовем эту картину?
Вторая картина. Снег тает. Появились проталины. Небо голубое.
-Как назовем эту картину?
Третья картина. Подснежники. Что вы о них узнали сегодня?
9.Знакомство с произведениями о весне.
-Ребята, нравится вам весна?
-Что вам нравится?
-Весной восхищаются все и всегда, любят это время года.
Писатели, поэты, художники, музыканты много произведений посвятили весне.
-Что пишут писатели?
-А поэты?
Выставка книг
-В этих книгах есть рассказы и стихи о весне. Очень скоро вы сможете их прочитать сами. Эти книги есть в нашей библиотеке.
Чтение детьми стихотворения М. Пляцковского «Весна»
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!
-Какие же признаки весны описал поэт? (ответы детей)
- Что пишут композиторы?
-Сейчас послушайте музыку. Подумайте, грустная она или весёлая?
Слушание музыки Вивальди о весне
-Грустная или веселая музыка?
-Какое настроение у вас вызвала музыка?
-Что хочется делать под эту музыку?
в) Художник Исаак Левитан написал картину «Март» (показ слайда 6)
- Какое время года изображено?
- Назовите признаки весны.
(-Светит солнце, свет от него яркий, золотистый.
- Небо голубое, светлое.
- Снег потемнел, стал рыхлым.
-Появились первые проталины.)
9.Итог занятия. Рефлексия.
- Каждый автор по-своему изобразил приметы весны. Кто в музыке, кто в стихах, кто в картине.
- А как бы вы изобразили весну?
- Хотели бы вы написать стихи? Музыку? Картину нарисовать?
- Если вы будете рисовать картину о весне, какие краски или карандаши
возьмете? Почему? (ответы детей)
- Вы выбрали яркие, веселые краски, потому что весной природа оживает, пробуждается.
- На следующих занятиях мы будем ещё говорить о весенних признаках, будем наблюдать за изменениями в природе и вы нарисуете картину о весне.
- Отгадайте загадку:
«С песенкой весёлой,
С громким звоном ручейков,
К нам пришла с листвою,
С шумом птичьих голосов.» (весна) показ слайдов 7-10.
- Понравилось вам наше занятие? Что понравилось?
-А мне понравилось как вы хорошо работали. Отвечали правильно, слушали
внимательно. Молодцы!