СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру " В мире звука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний включает в себя проектную деятельность, работу в группах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру " В мире звука"»

Предмет: окружающий мир

Класс - 2
Тема: В мире звука. О звуке



Цель урока: создать условия для формирования представлений о вреде шума для здоровья людей

Планируемые результаты:

Предметные: понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; приводят примеры источников звука и объясняют вред шума; рассказывают о значении звука в жизни человека.

Личностные: положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду; ориентируются на соблюдение правил поведения в общественных местах.

Метапредметные :

Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения; ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при проведении наблюдений и опытов.

Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в таблицах с помощью условных знаков; понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; договариваются и приходят к общему решению, работая в паре; сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.


Сценарий урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада встрече с вами и надеюсь, что сегодня на уроке вам будет интересно и комфортно.

Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу. Теперь мы можем начать урок.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– А сейчас я предлагаю вам одну минутку посидеть в полной тишине.

– Какие звуки вы услышали? Откуда взялись эти звуки?

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы с вами попробуем себя в роли ученых. Изучать мы будем звук. Наша задача – узнать, что такое звук, понять, откуда он берется .

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Формирование первых представлений о причине возникновения звука.

– Что такое звук и откуда он появляется?

– С точки зрения физики, звук – это колебания в какой-либо упругой среде: воздухе, воде, земной коре. Издают звук вибрирующие тела: струны, камертоны, голосовые связки и т. д. Это источники звука.

Если тело колеблется, оно своим движением то сжимает, то разрежает воздух, тем самым повышая или понижая его давление. Слои повышенного и пониженного давления разбегаются во все стороны от колеблющегося тела и образуют звуковую волну.

Физическая величина, определяемая числом колебаний, называется частотой звуковой волны. Измеряется частота в герцах. 1 Гц – частота, при которой за одну секунду происходит одно колебание.

Звуковые колебания малой частоты ощущаются как низкие, басистые тоны, а большой частоты – как высокие, тонкие. Писк комара – это звук с частотой около 10 000 Гц. Мычание быка – звук с частотой 30 Гц.

2. Проектная деятельность «Сравнение звучания различных предметов».

– На ваших столах лежат карточки с вопросами. Ответы на вопрос и будете заносить в таблицу, которая лежит у вас на столе. Алгоритм проведения исследования также находится на вашем столе. Командир читает вопрос, затем каждый участник исследования, начиная с командира, проводит опыт и высказывает свое мнение командиру, который вносит ответ в таблицу. Когда все задание будет выполнено, вы сделаете вывод – выберете тот ответ, который указало большинство человек. Затем ваша группа выходит к доске, один человек показывает опыт, который вы проводили, а командир сообщает выводы, которые сделали. Не забывайте о правилах работы в группе.

Проведение исследования

1-я группа. Опыт 1.

№ п/п

Вопрос: Какая линейка звучит громче?


деревянная

металлическая

пластмассовая

1




2




3




4




5




6




Вывод: Деревянная линейка звучит громче.


2-я группа. Опыт 2.

№ п/п

Вопрос: Какой звук громче?


Звук от резинового кольца, надетого
на стакан, стоящий дном на столе

Звук от резинового кольца, надетого
на перевернутый стакан, приложенный дном к уху

1



2



3



4



5



6



Вывод: Звук от резинового кольца, надетого на перевернутый стакан и приложенный дном
к уху, громче.



3-я группа. Опыт 3.

№ п/п

Вопрос: Какой звук громче?


Звук от удара по металлической ложке карандашом

Звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке

Звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, если поднести эту нитку с ложкой к уху

1




2




3




4




5




6




Вывод: Звук от удара по ложке, привязанной к нитке, если поднести эту нитку с ложкой к уху, громче.



Отчет групп.

Обсуждение полученных результатов. Выводы.

– Как звучат разные предметы? ( звучат по-разному.)

– Разница в звучании зависит от количества колебаний предмета в секунду. Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый им звук.

– Какой звук громче: звук от резинового кольца, надетого на стакан, стоящий дном на столе, или звук от резинового кольца, надетого на перевернутый стакан и приложенный дном к уху? (Звук от резинового кольца, надетого на стакан, будет не очень громким, но если перевернуть стакан и приложить дном к уху, то звук усиливается и становится мелодичнее.)

– Колеблющаяся резинка приводит в колебательное движение не только частицы воздуха, но и стенки стакана. Когда звук слышен громче? (Когда он попадает в ухо прямо от стенок стакана.)

– Какой звук громче: звук от удара по металлической ложке карандашом, звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, или же звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, если поднести эту нитку с ложкой к уху? (Если ударить по металлической ложке карандашом, мы получим не очень громкий звук, но если привязать к ложке нитку, то звук усиливается и становится мелодичным, похожим на звук колокольчика. Если поднести нитку с ложкой к уху, то звук становится еще громче.)

– Колебания от ложки передаются нитке, которая колеблется быстрее, поэтому звук меняется. Чем дальше от нас источник звука, тем слабее мы его слышим. Вот почему, когда мы подносим ложку к уху, она звучит громче.

V. Первичное закрепление.

Выполнение задания 1 на с. 24.

– Приведите примеры источников звука и охарактеризуйте их как приятные или неприятные для вас.

Выполнение задания 2 на с. 24. Творческая работа в парах.

Выполнение задания 3 на с. 24.

– Что такое эхо?

– Эхо возникает, когда звуковые волны встречают на своем пути препятствие, например, твердую поверхность скалы. Если крикнуть на открытом пространстве, то эха не будет слышно, но если крикнуть в горах, то возникнет эхо. Звук нашего голоса отразится от твердой поверхности и вернется к нам.

– Проведите опыт с пустым ведром, предложенный в учебнике.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

Составление алгоритма изготовления веревочного телефона.

– Прочитайте в учебнике, как сделать веревочный телефон.

– Составьте алгоритм изготовления веревочного телефона.

– Веревочку нужно укрепить очень крепко, иначе при игре она будет выскакивать.

– Какой вывод о работе веревочного телефона вы прочли в учебнике?

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Выполнение заданий 4–6 на с. 24.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: читать текст на с. 24, ответить на вопросы 4–6; изготовить веревочный телефон, проверить вывод о том, что телефон лучше работает, если веревочка туго натянута.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!