СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру Урок мастера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру Урок мастера

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру Урок мастера»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 3

Учитель: Коломыцева Е.Г.

Предмет: родной (русский) язык

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Дело мастера боится.

Тип урока: урок изучения нового материала (интерактивное занятие-экскурсия)

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о словах, называющих необычные и интересные профессии России и предметов, связанных с этими профессиями.


Задачи:

- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий;

- Познакомить детей с устаревшими и забытыми словами;

- Познакомить с прототипами современных профессий;

- Формировать представления о труде людей прошлого;

- Развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности;

- Расширять кругозор, познавательный интерес;

- Развивать речь детей, обогащать словарь по данной теме;

- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • оперировать понятиями труд, мастер, профессия, сравнивать эти понятия;

  • уметь работать с текстом;

  • уметь излагать свои мысли на основе прочитанного, услышанного или увиденного;

  • уметь анализировать предметы, связанные с деятельностью представителей разных профессий;

  • уметь находить конкретную информацию, анализировать ее, выделять главное.






Познавательные:

  • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

  • формировать умение слушать и слышать собеседника,

  • формировать умение правильно излагать свою точку зрения;

  • Интерес к образу жизни наших предков. Понимание важности сохранения памятников культуры, созданных ими в давние времена. Важность бережного отношения к наследию прошлого.

  • принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.


  • формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

  • применять алгоритм;

  • поиск и выделение необходимой информации; применять приемы анализа текста;

  • сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений и выводов;

  • подводить под понятие на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде письма;

Регулятивные:

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения;

  • понимать информацию, определять основную и второстепенную информацию;

  • применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения;

Коммуникативные:

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;

•вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.




Ход урока

Название этапа

Экспонат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.



Приветствие учителя

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, нас типография встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить её порог.


Беседа:

-Сегодня у нас необычный урок.

-А чем он необычный?

-Вы правы, сегодня урок родного языка мы проведем в музее. Мы уже не однократно бывали в стенах этого гостеприимного места на экскурсиях, квестах, и сегодня нас вновь ждет увлекательное и познавательное мероприятие.

-Кто нас обычно встречает в музее?

-Что делает экскурсовод?

-Как вы думаете, а сегодня будет все как всегда?

Вспомним правила поведения в музее.

Прочитаем стихотворение вместе и начнем наш урок.

Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Экспонаты нам покажут,
И детально всё расскажут.









Учащиеся отвечают на вопросы

Тем, что мы его проведем не в классе как обычно, а в нашем городском музее ВМЗ.





Экскурсовод

Рассказывает об экспонатах и тд.




Учащиеся перечисляют правила поведения в музее.


Дети читают стихотворение и настраиваются на активную работу на уроке.


2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Вступительное слово учителя.

Русский язык неисчерпаемо богат, красив, выразителен. В нём содержится мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение. И начнем мы наш урок с народной мудрости.


Работа в парах.

Выполните задание №1 в ваших рабочих листах.


Проверка выполнения задания.


- Какая тема объединяет данные пословицы?

-А каким словом называют человека, который владеет каким-то делом в совершенстве?


Работа в парах.

Выполните задание №2 в ваших рабочих листах.


Работа со словарем.

А что такое профессия?

А теперь прочитайте (на слайде) как объясняют это слово в разных словарях.

Кто был прав или наиболее близок к определению, представленное в словаре?

Выполните задание №3 своих рабочих листов.



Беседа:

- Какие профессии вы знаете?

- Какие профессии были в ваших семьях?

-А как вы считаете профессии могут исчезнуть или появиться новые?

-Можете назвать профессии, которых сейчас нет?


- Как вы думаете, какова тема нашего урока?


Учитель помогает сформулировать тему урока « Дело мастера боится»


- А как вы думаете, чего больше профессий или слов, называющих профессии?

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. В те далёкие времена всё было другим: одежда горожан, поведение, речь. По улицам ездили не машины, а экипажи, то и дело были слышны выкрики лоточников и разносчиков газет, а по дворам ходили шарманщики и старьёвщики.


Давайте вместе определим, какова будет цель нашего урока, чему будем учиться и каким будет план наших действий.









Учащиеся читают части пословиц и соединяют их стрелками.


Ученики читаю получившиеся пословицы.


Труд

Мастер




Учащиеся распределяют слова- синонимы по группам.


Учащиеся высказывают свои предположения.

Читают определения, приведенные учителем.



Учащиеся записывают определение слова профессия.

Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.


Учащиеся приводят примеры профессий своих семей.







Формулируют тему урока, записывают ее в свои рабочие листы.


Дети высказывают своё мнение











Учащиеся формулируют и определяют задачи урока, предлагают план действий.

3)Изучение нового материала.






















Профессии могут исчезнуть, а слово остается в песнях, книгах. Слова, называющие профессии живут в картинах. Сегодня на нашем уроке-экскурсии мы сможем узнать значение многих незнакомых, да же уже забытых слов.

Прежде чем мы продолжим нашу экскурсию, нам нужно отдохнуть.

Физминутка

Трактор водит – тракторист (крутят воображаемый руль)

Электричку – машинист (руки на поясе – пружинка)

Стены выкрасил – маляр (имитируют движение покраски0

Доску выстругал – столяр (трут ладошки )

В доме свет провёл – монтёр (фонарики)

В шахте трудится шахтёр ( топают)

В жаркой кузнице – кузнец (ударяют кулачками)

Кто всё знает – молодец. (хлопки)


Работа в группах.

Порядок работы в группе:

1) Прочитай название профессии и ее определение.

2) Найди репродукцию картины, на которой изображен человек этой профессии. Подбери подходящую подпись.

А. Е. Архипов. Прачки

С.И. Грибков. Водовоз

Ф.С. Журавлёв. Пряха.

М.П. Клодт. Шорник

3) Выбери пример текста, описывающий эту профессию.









Учащиеся выполняют действия














Учащиеся выполняют задание №4 рабочего листа.













Физминутка



















































Инструменты шорника

( полка №1)



























Пральный валёк












Рубель













































































Прялка









Проверка выполнения задания в группах.

- С какими профессиями вы познакомились?

- Как сегодня выполняют работу пряхи, прачки, водовоза, шорника?

-Чем выполняли свою работу представители этих профессий?


Сейчас мы отправимся в первый зал и познакомимся с инструментами, которыми пользовались шорники.

Рассказ подготовленного ученика:

Ещё в XIX веке эта профессия считалась весьма востребованной. Ведь ни автомобилей, ни самолётов, ни даже поездов в первой половине того столетия практически ещё не было. И главным средством передвижения оставалась лошадь. За «одежду» лошадей отвечал особого рода мастер — шорник. Это он изготавливал для коня всё необходимое: хомут, который надевался на шею и состоял из двух; постромки — прочные ремни. А прикреплённые к хомуту; уздечку, которая плотно облегала морду коня и позволяла им управлять; чересседельник, то есть прочный ремень, который протягивался между оглоблями; удила — железные стержни, которые вставлялись в рот коня; вожжи — длинный сыромятный ремень, который надевался на удила; шлею — ещё один длинный ремень, который шёл от хомута по всему лошадиному тулову и соединялся с поперечными ремнями; седло, на котором помещался всадник. Словом, конское снаряжение было весьма многообразно и требовалось абсолютно всем лошадям. И изготавливал его именно шорник.


Учитель сопровождает учащихся в зале №1 , направляет и корректирует работу учащихся.

- Ребята посмотрите внимательно вокруг.

- Что вы видите?

- Как вы думаете, кому могли бы принадлежать эти инструменты?

-Рассмотрите внимательно предметы, изображенные в рабочем листе в задании №5.

-Это инструменты шорника.

-А теперь посмотрите внимательно на выставочные полки и в свои рабочие листы.

-Здесь находятся инструменты, которые использовал шорник в своей работе?

- Обведите номера инструментов шорника, которые вы видите в выставочном зале.

-Рассмотрите их внимательно.

-Какие действия выполнял шорник при помощи этих инструментов?

Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель рассказывает об этих инструментах .



Переход в следующий зал.


Слово учителя:

«Совсем не варило бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками...», – говаривали на Руси.

-О чем так говорили на Руси?
Стирка была невероятно трудоёмким процессом, требовавшим от женщины как минимум выносливости. Слово «прачка», кстати, – от глагола «прать» («колотить, жать, давить, переть, отжимать, выдавливать»).

Посмотрите вокруг себя и найдите экспонаты, которые женщины использовали для стирки.




Основным «гаджетом» наших прабабушек был так называемый «пральный (то есть «стиральный») валёк» (один из диалектных вариантов – «прач») – деревянный плоский брусок для «катания» и «битья» белья. Валёк «выдавливал», «выбивал» из ткани «продукты жизнедеятельности». Эта привычная для женщин прошлых веков процедура была весьма энергозатратной и требовала изрядной физической силы. Забавный факт: в 19 веке женщин в качестве наказания заставляли работать в прачечных.


-Что делают хозяйки после стирки белья?

А чем гладят белье хозяйки?

До появления утюга способ глажения был гораздо более экзотичный – механический. Белье не гладили – его разминали до тех пор, пока оно не становилось мягким. Это делали при помощи рубеля. Рубель – это доска из твёрдых пород дерева прямоугольной вытянутой формы с рукояткой на конце. На одной его стороне находились поперечные зазубрины, а другая украшалась резьбой или орнаментами.


-Кто может рассказать, как гладили белье при помощи рубеля?


Учитель дополняет ответы детей:

Выстиранную и высушенную вещь аккуратно накручивали на специальную скалку, а затем, положив на свёрток рубель (он же «валёк», только гладильный), «катали» его по ровной жёсткой поверхности с максимально сильным нажимом. Ребристая поверхность рубеля (прямоугольной доски с закруглёнными зарубками на рабочей поверхности и рукояткой) разминала жёсткую после стирки ткань и разглаживала «морщины».


Последним этапом стирки являлось подкрахмаливание.

Что это такое?

Для чего раньше крахмалили белье?

Рассказ подготовленного ученика:

Подкрахмаливание подразумевает полоскание ткани, состоящей из натуральных материалов, в так называемом «крахмальном молоке» (водный раствор крахмала). Чаще всего применялось для постельного белья, кружевных деталей или одежды. Во время процедуры подкрахмаливания на материале появляется пленка, которая защищает ткань от грязи. В процессе дальнейшей стирки обработанной ткани загрязнения убираются с ее поверхности вместе с крахмалом, который растворяется в воде. Для этой процедуры подходят разные виды исходного сырья. На Руси применяли картофельный крахмал.


- Посмотрите внимательно вокруг себя и скажите, есть ли в этой комнате приспособление для получения крахмала?


Работа в малых группах.

Кто может рассказать, как наши предки получали крахмал при помощи этого экспоната?





-С какими предметами мы познакомились в этом зале?

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.







Учитель подводит итог работы в зале « Русская изба» и предлагает перейти в следующий зал « Ярмарка».



Послушайте слова. Знакомы ли они вам?

Донце, кудель, лопати, веретено.

-Может кто-то уже догадался, что объединяет все эти слова?

- О какой профессии пойдет речь в этом выставочном зале?

Вы конечно же догадались, что речь пойдет о прялке!


Изучите внимательно экспонаты и скажите, сколько прялок расположено в этом зале?


Прялки находятся в разных частях зала так, что учащиеся могут их свободно рассмотреть.


Работа в группах.

Учитель контролирует и корректирует работу учащихся.



Игра « Кто больше?»




Работа в группах.

Учитель контролирует и корректирует работу учащихся.


Демонстрация частей прялки участниками групп на экспонатах.






Самостоятельная работа.

Учитель оказывает индивидуальные консультации учащимся, которые нуждаются в помощи учителя.





Учащиеся высказывают свое мнение.








Учащиеся слушают сообщение подготовленное одноклассником.





























Различные инструменты

Сапожнику, шорнику и др.





Учащиеся выполняют задание №5 рабочего листа.











В сопровождении учителя переходят в следующий зал (Изба).












Учащиеся рассматривают экспонаты и называют их.



Учащиеся слушают комментарии учителя и рассматривают экспонат.












Гладят его












Учащиеся высказывают свои предположения.
















Учащиеся высказывают свои предположения.


















Учащиеся осматривают комнату и находят экспонат.




Учащиеся объединяются произвольно в малые группы, обсуждают процесс и высказывают свои предположения.






Выполните задание №6 рабочего листа.

После выполнения задания, учащиеся в произвольной форме проверяют друг у друга выполнение этого задания и дают обратную связь учителю.


Учащиеся переходят в следующий зал за учителем.




Учащиеся слушают учителя и высказывают свои предположения.








Учащиеся рассматривают экспонаты и высказывают свои предположения. (4)




Учащиеся объединяются в группы и выполняют задание №7 рабочего листа.



Учащиеся перечисляют названия частей прялки. Кто больше называет, тот и побеждает.


Учащиеся выполняют задание №8 рабочего листа уже сформированными группами.


Учащиеся показывают части прялки и комментируют, для чего она служит.



Учащиеся выполняют задание №9 рабочего листа.

4).Закрепление и систематизация изученного материала



Учитель проводит учащихся в комнату, с которой начиналась экскурсия.


Фронтальный опрос:

  1. Перечислите названия профессий, с которыми сегодня познакомились.

  2. Продолжите предложение:

Профессия –это …

Пряха – это ….

Клещи, молоток, ножницы – это инструменты ….

Небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу – это …

Рубель – это …

  1. Игра « Кто быстрее». Отгадать загадки по теме урока.

1) Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.

2) Первый русский утюг.

3) Возчик, занимающийся доставкой питьевой воды.

4) Волокно льна, обработанное для приготовления пряжи. 

5) Не портной, не дворник

Шоры шьёт проворно.

-Упряжь нам для лошадей

Поскорей, получше сшей,

Добрый дядя …


Работа в группах.

  1. Составление синквейна по теме.( Учащиеся выбирают самостоятельно слово-понятие, которое они хотели бы раскрыть)

  2. Составление кластера по теме « Дело мастера боится».

Учитель контролирует и корректирует деятельность учащихся.

Учащиеся проходят по залам музея в начальную точку.



Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывают загадки.



























Ученики делятся на группы,

выполняют задание №10, №11 рабочего листа,

проверка и демонстрация выполненного задания.



5). Подведение итога урока.


Вернёмся к вопросу.

- Как вы думаете, чего больше профессий или слов, называющих профессии?

Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. А некоторые профессии изменились настолько, что их теперь не узнать.

- Но слово, называющее профессию, живёт. Поэтому слов больше, чем существующих профессий.


А хотите узнать кто такие коробейники?

Чем они отличались от купцов?


Тогда нам нужно будет вернуться еще раз в наш музей, где мы сможем получить ответы на все эти вопросы и еще на много больше, чем мы предполагаем.
















Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Размышления учеников.

6).Рефлексия



Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие.

-Какую цель вы перед собой ставили?

- Удалось ли достичь цели?

Продолжите предложение:

Сегодня я увидел….

Сегодня я узнал….

Сегодня меня удивило …

Сегодня я захотел….

Мои ощущения сегодня …

- Оцените свою работу.


Оценивание учителем.


Дети оценивают свою работу на уроке.



7).Домашнее задание



Домашнее задание по выбору:

Написать отзыв об экскурсии по музею или составить рассказ об одной из профессий Руси.


- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен.


Дети записывают и разбирают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!