СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему: « Весна в неживой природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе, проведенный в рамках ШМО

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: « Весна в неживой природе»»

МКОУ « Васильевская СОШ»



















Конспект урока

по окружающему миру

на тему:

« Весна в неживой природе»









Подготовила

учитель начальных классов

Быкова О. Е.



Февраль 2020 год



Тема: « Весна в неживой природе»

Цель: Сформировать у учащихся представлений о весенних изменениях в неживой природе.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Познакомить детей с весенними изменениями в неживой природе.

  • Установить взаимосвязи между объектами неживой природы.

  • Дать представление о природных явлениях: ледоход, половодье.

Развивающая:

  • способствовать формированию умений выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию;

  • способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности.

Воспитательная:

  • Воспитывать межличностные отношения, умение работать в парах.

  • Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, навыки безопасного поведения в природе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • понимать смысл проблем безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоёмах).

  • проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;

  • выражать свое мнение;

  • учитывать мнение других;

Метапредметные результаты

Познавательные:                                                                                                                           

  • уметь формулировать тему урока с помощью учителя, планировать свою работу;

  • искать и выделять необходимую информацию в учебнике;    

  • устанавливают причинно-следственные связи между объектами и явлениями неживой природы;                                                                                                                

Регулятивные:

  • самостоятельно отвечать на вопросы и выполнять задания, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся знания;

  • контролировать свою деятельность, уметь выполнять действия по инструкции.

Коммуникативные:

  • работать в паре, соблюдать правила общения;

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Предметные результаты:

  • перечислять причины потепления весной;

  • называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

  • наблюдать за природой;

  • устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе;

Тип урока – Урок открытия новых знаний с применением ИКТ

Формы работ на уроке: индивидуальная, парная, коллективная.

Используемые методы – словесные, наглядные.

Способ проверки знаний и оценивания – устный и письменный опрос.

Оборудование:

  • Учебное пособие Плешаков А.А. , М.Ю. Новицкая Окружающий мир. 2 класс.

  • Плешаков А.А. , М.Ю. Новицкая Рабочая тетрадь 2 класс.

  • Раздаточный материал.

  • Презентация к уроку

Ход урока.

1. Организация начала урока

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Ребята, проверьте готовность к уроку, настройтесь на активную работу.


2.Актуализация знаний учащихся

Фронтальный опрос.

- Дети, послушайте загадку:

Пришла пора зиме на смену,

Природу пробудила ото сна.

Растаял снег, клин птиц плывет по небу,

Тепло она нам принесла.

- О чем эта загадка? ( о весне)

-Ребята, назовите тему нашего прошлого урока. ( «Весенние месяцы».)

-Вспомним, в каком месяце приходит весна? (В марте.)

- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)

-Да, по календарю весна наступает в марте, а в природе весна может настать в феврале, а иногда в апреле.

-Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, что обозначают эти слова?

-Что значит травень, снегогон, грачевник? (это старинные названия весенних месяцев)

-Соотнесите месяц с его народным названием.

(слова даны на доске в беспорядке, выходят к доске и образуют пары слов)

-Март - грачевник . Кто объяснит названия этого месяца? (прилет грачей)

-Почему так назвали апрель?( апрель – снегогон. (сходит с полей снег)

-Май в народе называют травень. Почему? ( появляется зелена травка)

- Ребята, а что такое природа? (Все, что нас окружает и существует независимо от человека)

-Какая бывает природа? (живая и неживая).

- Что относится к живой природе? (растения, животные и человек)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (растут, питаются, размножаются, умирают).

- А что относится к неживой природе? ( вода, воздух, полезные ископаемые, почва).

- Кто догадался,  какую природу будем изучать сегодня?( не живую природу)

3.Постановка темы, цели урока.

-Скажите, как может звучать тема сегодняшнего урока.

-Я уточню. Сегодня мы будем говорить о явлениях, которые происходят в неживой природе весной, поэтому тема урока: Весна в неживой природе. ( слайд 1)

-А происходят какие-то изменения в неживой природе с наступлением весны? ( да )

-Какие? Назовите их. ( становится теплее, тает снег, речки освобождаются от льда)

-Как вы думаете, а вы всё знаете о том, какие происходят изменения в неживой природе весной? ( нет)

-Какой будет цель нашего урока?

-Расширить знания о том, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением весны, установить взаимосвязи между объектами неживой природы.


4. Изучение нового материала ( открытие новых знаний)

Постановка проблемной ситуации.

Организую работу в парах.

Повторим правила работы в парах

-думаю сам

-выслушиваю товарища

-приходим к общему решению

Давайте выясним, какие весенние явления нам известны, а какие надо исследовать. Парам раздаются карточки с явлениями природы.

- Выберите весенние явления природы. Остальные явления уберите в конверт. ( слайд 2)

Карточки для работы: Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега,  иней, дожди, почва оттаивает, ледостав, позёмка, вьюга, гололедица, уменьшение светового дня,  ледоход, половодье, потепление.

( слайд 3)

- Посмотрите на слайд и поднимите руку та пара, которая указала все правильные ответы. Поднимите руки те, кто допустил две и более ошибки.

 Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега, дожди, почва оттаивает, ледоход, половодье, потепление.

Устранение затруднения. (совместное открытие нового)

- У нас есть пары, которые допустили ошибки. Давайте их устраним.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем художниками и нарисуем схему - картину о весне.

- Зимой о солнце говорят « Светит, да не греет» а можно так сказать о солнце весной? ( нет)

- Как солнышко светит весной? ( ярче, сильнее)

- Правильно. А если солнышко светит ярче, сильнее, воздух становится теплым, то что наступает? ( потепление)

- Молодцы. Как вы думаете, что мы можем изобразить на доске в первую очередь. ( солнышко)

Учитель вывешивает рисунок солнца.

- Так как лучики у солнышка длинные, то они первым делом достигают до крыш домов, начинают топить снег и начинается капель.

- Что образуется в результате капели?( сосульки)

Учитель размещает на доске рисунок сосулек

- Ребята, а вы знаете, что сосульки растут? Утром, когда снег тает от яркого солнца, образовавшаяся капель сразу замерзает от холодных стен дома. Поэтому сосульки делаются толстыми, а после обеда стены дома прогреваются, сосульки начинают плакать и удлиняться.

- Дети, а сосульки могут навредить здоровью человека? ( да, человек может получить различные травмы ).

- Лучики солнца все сильнее пригревают. Что же происходит со снегом ? ( снег тает)

- Кто знает, как называется место, где  снег растаял  и открылась земля? ( проталина)

Учитель вывешивает рисунок снега с проталинами.

- Дети, а что образуется в результате быстрого таяния снега? ( ручьи)

Учитель вывешивает рисунок ручейка.

-Что происходит весной с почвой? ( она оттаивает)

- Правильно. Оттаявшая почва впитывает излишки влаги. Эта влага очень нужна растениям.

- Лучики растапливают снег, он испаряется и поднимается вверх, охлаждается и превращается в облака.

- Какое по цвету весеннее небо? ( голубое).

Учитель вывешивает рисунок облака.

-Какие осадки выпадают весной?( снег и дождь)

Учитель вывешивает рисунок снежинки и дождя.

- Бывают ли весной грозы? Когда? ( в мае) учитель вывешивает молнию

-Какие изменения с приходом вены мы наблюдаем на водоемах? ( лед на реках тает)

- Правильно. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами и тает.

- Дети, а что такое ледоход?

Работа с учебником.

Откройте учебник, ст. 63. Найдите ответ на вопрос. Прочитайте. ( слайд 4)

Учитель вывешивает рисунок ледохода на реке.

- Дети, а вы знаете, что такое половодье? Найдите ответ на с.63 учебника. ( слайд 5)

Учитель вывешивает рисунок половодье.

-Как нужно себя вести на водоемах при таянии льда? ( слайд6)

- Вот мы и нарисовали картину о весне. Как мы ее можем назвать? « Весенние изменения в неживой природе» (вывешивается название картины)

- Существует ли взаимосвязь между явлениями неживой природы? (да)

- Все изменения в неживой природе весной связаны с положением солнца. Чем выше солнце поднимается над линией горизонта, тем сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед, почва пропитывается влагой.( слайд 7)

Работа в рабочей тетради. ( слайд 8)

Откройте рабочую тетрадь на с. З4.Задание №1.

-Рассмотрите рисунки. На каком рисунке показано положение солнца весной? ( на втором)

- Объясните свой выбор.

5. Физкультминутка

Капли звонко капали, (прыжки на месте) 
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам) 
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся) 
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся). 
С нас течёт уже вода, (наклон вниз) 

Мы растаем навсегда. (выпрямляемся) 

- Дети, а что вы знаете о дате 23 сентября? ( 23 сентября – день осеннего равнодействия)

- Весной также наступает равноденствие. 21 марта – день весеннего равноденствие. То есть день равен ночи. День длится 12 часов и ночь- 12 часов. После 21 марта дни будут все длиннее, а ночи короче.( слайд 8)

- Запишите дату весеннего равнодействия. Р.т. задание 3.

- Дети в начале урока мы с вами нарисовали картину о весне. Как вы думаете, а можно весну услышать?( да)

-Послушайте мелодию « Весенний шум». Какие звуки неживой природы вы услышали?( бегут ручьи) (Слайд9 с фонозаписью)

-Мудрая сова приготовила для вас очень интересный вопрос. ( слайд 10)

-Подумай, почему снег раньше тает в городе, чем за городом? (Снег в городе тает раньше, потому что он грязный, а черное нагревается быстрее, чем белое. В городе дороги посыпают солью, и еще под землей проходят трубы теплотрассы).

6.Закрепление изученного материала.

Выполнение теста


1.Выбери верные утверждения
А). Дни весной становятся короче.
Б). Небо весной голубое, высокое, и плывут по нему белые лёгкие облака.
В). Весной дни становятся длиннее. 
2. Что не относится к весне?
А). Половодье Б). Ледоход В). Листопад
3. Как называется весеннее явление природы, во время которого река выходит из берегов?
А). Половодье Б). Ледоход В). Ледостав 

4. Что относится к весне?

А). Потепление Б). Похолодание В). Появление проталин

5. День весеннего равноденствия

А). 21 апреля Б). 21 марта В). 25 марта.


Работа в парах. (Выполнение заданий в карточке)

- Вставьте в текст пропущенные слова.


Весной природа просыпается от зимнего сна. Солнце поднимается _________ над горизонтом и день становится __________. Уже реже идет снег, чаще идёт __________. Люди снимают зимние шубы и шапки, потому что на улице становится ___________. Солнце греет сильнее, лёд на реках ________. По весеннему льду ходить ______________! От растаявшего снега и льда водоемы переполняются и затапливают сушу, это явление называется _________________.


С л о в а д л я с п р а в о к : тает, выше, опасно, половодье, теплее, длиннее, дождь

-Прочитайте получившийся текст. ( чтение по цепочке)


7.Домашнее задание.

Теоретической материал с. 62- 64

Рабочая тетрадь - задание №2,№4 с. 34-35.

Творческое задание, нарисовать рисунок на тему: весна в неживой природе.


8.Рефлекция


- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Какие явления в неживой природе можно наблюдать весной?

- Какая главная примета весны? ( потепление)


-Вы сегодня молодцы, хорошо поработали. Дети, оцените свою работу на уроке , выберите солнышко, капельку или тучку.

Солнышко - я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

капелька - Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!


Тучка. - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!



Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

















Технологическая карта

Задание №1

Подчеркни явления, которые происходят весной.

  • Солнце светит ярче

  • увеличение светового дня,

  • таяние снега

  • иней

  • дожди

  • почва оттаивает

  • ледостав

  • позёмка вьюга

  • гололедица

  • уменьшение светового дня

  • ледоход

  • половодье

  • потепление.


Задание №2

Выберите верные утверждения.


1.Выбери верные утверждения
А). Дни весной становятся короче.
Б). Небо весной голубое, высокое, и плывут по нему белые лёгкие облака.
В). Весной дни становятся длиннее. 
2. Что не относится к весне?
А). Половодье Б). Ледоход В). Листопад
3. Как называется весеннее явление природы, во время которого река выходит из берегов?
А). Половодье Б). Ледоход В). Ледостав 

4. Что относится к весне?

А). Потепление Б). Похолодание В). Появление проталин

5. День весеннего равноденствия

А). 21 апреля Б). 21 марта В). 25 марта.




Задание№3.

Вставь пропущенные слова.

Весной природа просыпается от зимнего сна. Солнце поднимается _________ над горизонтом и день становится __________. Уже реже идет снег, чаще идёт __________. Люди снимают зимние шубы и шапки, потому что на улице становится ___________. Солнце греет сильнее, лёд на реках ________. По весеннему льду ходить ______________! От растаявшего снега и льда водоемы переполняются и затапливают сушу, это явление называется _________________.


С л о в а д л я с п р а в о к : тает, выше, опасно, половодье, теплее, длиннее, дождь

-Прочитайте получившийся текст. ( чтение по цепочке)























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!