МКОУ « Васильевская СОШ»
Конспект урока
по окружающему миру
на тему:
« Весна в неживой природе»
Подготовила
учитель начальных классов
Быкова О. Е.
Февраль 2020 год
Тема: « Весна в неживой природе»
Цель: Сформировать у учащихся представлений о весенних изменениях в неживой природе.
Задачи урока:
Образовательная:
Познакомить детей с весенними изменениями в неживой природе.
Установить взаимосвязи между объектами неживой природы.
Дать представление о природных явлениях: ледоход, половодье.
Развивающая:
способствовать формированию умений выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию;
способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности.
Воспитательная:
Воспитывать межличностные отношения, умение работать в парах.
Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, навыки безопасного поведения в природе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
понимать смысл проблем безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоёмах).
проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;
выражать свое мнение;
учитывать мнение других;
Метапредметные результаты
Познавательные:
уметь формулировать тему урока с помощью учителя, планировать свою работу;
искать и выделять необходимую информацию в учебнике;
устанавливают причинно-следственные связи между объектами и явлениями неживой природы;
Регулятивные:
самостоятельно отвечать на вопросы и выполнять задания, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся знания;
контролировать свою деятельность, уметь выполнять действия по инструкции.
Коммуникативные:
работать в паре, соблюдать правила общения;
строить речевое высказывание в устной форме.
Предметные результаты:
называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
наблюдать за природой;
устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе;
Тип урока – Урок открытия новых знаний с применением ИКТ
Формы работ на уроке: индивидуальная, парная, коллективная.
Используемые методы – словесные, наглядные.
Способ проверки знаний и оценивания – устный и письменный опрос.
Оборудование:
Учебное пособие Плешаков А.А. , М.Ю. Новицкая Окружающий мир. 2 класс.
Плешаков А.А. , М.Ю. Новицкая Рабочая тетрадь 2 класс.
Раздаточный материал.
Презентация к уроку
Ход урока.
1. Организация начала урока
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Ребята, проверьте готовность к уроку, настройтесь на активную работу.
2.Актуализация знаний учащихся
Фронтальный опрос.
- Дети, послушайте загадку:
Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло она нам принесла.
- О чем эта загадка? ( о весне)
-Ребята, назовите тему нашего прошлого урока. ( «Весенние месяцы».)
-Вспомним, в каком месяце приходит весна? (В марте.)
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)
-Да, по календарю весна наступает в марте, а в природе весна может настать в феврале, а иногда в апреле.
-Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, что обозначают эти слова?
-Что значит травень, снегогон, грачевник? (это старинные названия весенних месяцев)
-Соотнесите месяц с его народным названием.
(слова даны на доске в беспорядке, выходят к доске и образуют пары слов)
-Март - грачевник . Кто объяснит названия этого месяца? (прилет грачей)
-Почему так назвали апрель?( апрель – снегогон. (сходит с полей снег)
-Май в народе называют травень. Почему? ( появляется зелена травка)
- Ребята, а что такое природа? (Все, что нас окружает и существует независимо от человека)
-Какая бывает природа? (живая и неживая).
- Что относится к живой природе? (растения, животные и человек)
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (растут, питаются, размножаются, умирают).
- А что относится к неживой природе? ( вода, воздух, полезные ископаемые, почва).
- Кто догадался, какую природу будем изучать сегодня?( не живую природу)
3.Постановка темы, цели урока.
-Скажите, как может звучать тема сегодняшнего урока.
-Я уточню. Сегодня мы будем говорить о явлениях, которые происходят в неживой природе весной, поэтому тема урока: Весна в неживой природе. ( слайд 1)
-А происходят какие-то изменения в неживой природе с наступлением весны? ( да )
-Какие? Назовите их. ( становится теплее, тает снег, речки освобождаются от льда)
-Как вы думаете, а вы всё знаете о том, какие происходят изменения в неживой природе весной? ( нет)
-Какой будет цель нашего урока?
-Расширить знания о том, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением весны, установить взаимосвязи между объектами неживой природы.
4. Изучение нового материала ( открытие новых знаний)
Постановка проблемной ситуации.
Организую работу в парах.
Повторим правила работы в парах
-думаю сам
-выслушиваю товарища
-приходим к общему решению
Давайте выясним, какие весенние явления нам известны, а какие надо исследовать. Парам раздаются карточки с явлениями природы.
- Выберите весенние явления природы. Остальные явления уберите в конверт. ( слайд 2)
Карточки для работы: Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега, иней, дожди, почва оттаивает, ледостав, позёмка, вьюга, гололедица, уменьшение светового дня, ледоход, половодье, потепление.
( слайд 3)
- Посмотрите на слайд и поднимите руку та пара, которая указала все правильные ответы. Поднимите руки те, кто допустил две и более ошибки.
Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега, дожди, почва оттаивает, ледоход, половодье, потепление.
Устранение затруднения. (совместное открытие нового)
- У нас есть пары, которые допустили ошибки. Давайте их устраним.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем художниками и нарисуем схему - картину о весне.
- Зимой о солнце говорят « Светит, да не греет» а можно так сказать о солнце весной? ( нет)
- Как солнышко светит весной? ( ярче, сильнее)
- Правильно. А если солнышко светит ярче, сильнее, воздух становится теплым, то что наступает? ( потепление)
- Молодцы. Как вы думаете, что мы можем изобразить на доске в первую очередь. ( солнышко)
Учитель вывешивает рисунок солнца.
- Так как лучики у солнышка длинные, то они первым делом достигают до крыш домов, начинают топить снег и начинается капель.
- Что образуется в результате капели?( сосульки)
Учитель размещает на доске рисунок сосулек
- Ребята, а вы знаете, что сосульки растут? Утром, когда снег тает от яркого солнца, образовавшаяся капель сразу замерзает от холодных стен дома. Поэтому сосульки делаются толстыми, а после обеда стены дома прогреваются, сосульки начинают плакать и удлиняться.
- Дети, а сосульки могут навредить здоровью человека? ( да, человек может получить различные травмы ).
- Лучики солнца все сильнее пригревают. Что же происходит со снегом ? ( снег тает)
- Кто знает, как называется место, где снег растаял и открылась земля? ( проталина)
Учитель вывешивает рисунок снега с проталинами.
- Дети, а что образуется в результате быстрого таяния снега? ( ручьи)
Учитель вывешивает рисунок ручейка.
-Что происходит весной с почвой? ( она оттаивает)
- Правильно. Оттаявшая почва впитывает излишки влаги. Эта влага очень нужна растениям.
- Лучики растапливают снег, он испаряется и поднимается вверх, охлаждается и превращается в облака.
- Какое по цвету весеннее небо? ( голубое).
Учитель вывешивает рисунок облака.
-Какие осадки выпадают весной?( снег и дождь)
Учитель вывешивает рисунок снежинки и дождя.
- Бывают ли весной грозы? Когда? ( в мае) учитель вывешивает молнию
-Какие изменения с приходом вены мы наблюдаем на водоемах? ( лед на реках тает)
- Правильно. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами и тает.
- Дети, а что такое ледоход?
Работа с учебником.
Откройте учебник, ст. 63. Найдите ответ на вопрос. Прочитайте. ( слайд 4)
Учитель вывешивает рисунок ледохода на реке.
- Дети, а вы знаете, что такое половодье? Найдите ответ на с.63 учебника. ( слайд 5)
Учитель вывешивает рисунок половодье.
-Как нужно себя вести на водоемах при таянии льда? ( слайд6)
- Вот мы и нарисовали картину о весне. Как мы ее можем назвать? « Весенние изменения в неживой природе» (вывешивается название картины)
- Существует ли взаимосвязь между явлениями неживой природы? (да)
- Все изменения в неживой природе весной связаны с положением солнца. Чем выше солнце поднимается над линией горизонта, тем сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед, почва пропитывается влагой.( слайд 7)
Работа в рабочей тетради. ( слайд 8)
Откройте рабочую тетрадь на с. З4.Задание №1.
-Рассмотрите рисунки. На каком рисунке показано положение солнца весной? ( на втором)
- Объясните свой выбор.
5. Физкультминутка
Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)
- Дети, а что вы знаете о дате 23 сентября? ( 23 сентября – день осеннего равнодействия)
- Весной также наступает равноденствие. 21 марта – день весеннего равноденствие. То есть день равен ночи. День длится 12 часов и ночь- 12 часов. После 21 марта дни будут все длиннее, а ночи короче.( слайд 8)
- Запишите дату весеннего равнодействия. Р.т. задание 3.
- Дети в начале урока мы с вами нарисовали картину о весне. Как вы думаете, а можно весну услышать?( да)
-Послушайте мелодию « Весенний шум». Какие звуки неживой природы вы услышали?( бегут ручьи) (Слайд9 с фонозаписью)
-Мудрая сова приготовила для вас очень интересный вопрос. ( слайд 10)
-Подумай, почему снег раньше тает в городе, чем за городом? (Снег в городе тает раньше, потому что он грязный, а черное нагревается быстрее, чем белое. В городе дороги посыпают солью, и еще под землей проходят трубы теплотрассы).
6.Закрепление изученного материала.
Выполнение теста
1.Выбери верные утверждения
А). Дни весной становятся короче.
Б). Небо весной голубое, высокое, и плывут по нему белые лёгкие облака.
В). Весной дни становятся длиннее.
2. Что не относится к весне?
А). Половодье Б). Ледоход В). Листопад
3. Как называется весеннее явление природы, во время которого река выходит из берегов?
А). Половодье Б). Ледоход В). Ледостав
4. Что относится к весне?
А). Потепление Б). Похолодание В). Появление проталин
5. День весеннего равноденствия
А). 21 апреля Б). 21 марта В). 25 марта.
Работа в парах. (Выполнение заданий в карточке)
- Вставьте в текст пропущенные слова.
Весной природа просыпается от зимнего сна. Солнце поднимается _________ над горизонтом и день становится __________. Уже реже идет снег, чаще идёт __________. Люди снимают зимние шубы и шапки, потому что на улице становится ___________. Солнце греет сильнее, лёд на реках ________. По весеннему льду ходить ______________! От растаявшего снега и льда водоемы переполняются и затапливают сушу, это явление называется _________________.
С л о в а д л я с п р а в о к : тает, выше, опасно, половодье, теплее, длиннее, дождь
-Прочитайте получившийся текст. ( чтение по цепочке)
7.Домашнее задание.
Теоретической материал с. 62- 64
Рабочая тетрадь - задание №2,№4 с. 34-35.
Творческое задание, нарисовать рисунок на тему: весна в неживой природе.
8.Рефлекция
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Какие явления в неживой природе можно наблюдать весной?
- Какая главная примета весны? ( потепление)
-Вы сегодня молодцы, хорошо поработали. Дети, оцените свою работу на уроке , выберите солнышко, капельку или тучку.
Солнышко - я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
капелька - Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Тучка. - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
Технологическая карта
Задание №1
Подчеркни явления, которые происходят весной.
Солнце светит ярче
увеличение светового дня,
таяние снега
иней
дожди
почва оттаивает
ледостав
позёмка вьюга
гололедица
уменьшение светового дня
ледоход
половодье
потепление.
Задание №2
Выберите верные утверждения.
1.Выбери верные утверждения
А). Дни весной становятся короче.
Б). Небо весной голубое, высокое, и плывут по нему белые лёгкие облака.
В). Весной дни становятся длиннее.
2. Что не относится к весне?
А). Половодье Б). Ледоход В). Листопад
3. Как называется весеннее явление природы, во время которого река выходит из берегов?
А). Половодье Б). Ледоход В). Ледостав
4. Что относится к весне?
А). Потепление Б). Похолодание В). Появление проталин
5. День весеннего равноденствия
А). 21 апреля Б). 21 марта В). 25 марта.
Задание№3.
Вставь пропущенные слова.
Весной природа просыпается от зимнего сна. Солнце поднимается _________ над горизонтом и день становится __________. Уже реже идет снег, чаще идёт __________. Люди снимают зимние шубы и шапки, потому что на улице становится ___________. Солнце греет сильнее, лёд на реках ________. По весеннему льду ходить ______________! От растаявшего снега и льда водоемы переполняются и затапливают сушу, это явление называется _________________.
С л о в а д л я с п р а в о к : тает, выше, опасно, половодье, теплее, длиннее, дождь
-Прочитайте получившийся текст. ( чтение по цепочке)