Изучение нового материала Слайд 1 Слайд 2 | Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. - Скажите, кто такие исследователи? Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания - Как вы думаете, что будет объектом наших исследований? Глаза, нос, уши, кожа, язык. Перед вами лежит таблица «Органы чувств» в течение урока мы будем её заполнять. Сейчас мы познакомимся с первым органом чувств, для этого мы угадаем загадку: На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза) - Правильно ребята, Как вы думаете, а зачем нам нужны глаза? (смотреть, видеть и разглядывать предметы) - Как вы думаете, как называется чувство, с помощью которого мы видим? (Зрение) - Посмотрите на мяч, что вы можете рассказать о нем? (мяч круглый, небольшой, желтого цвета и с розовыми цветочками) - Посмотрите на магнит, что вы можете рассказать о нем? (магнит – он квадратный, маленький, белый) - Посмотрите на шарф, что вы можете рассказать о нем? (шарф прямоугольный, серый, длинный) - Какую информацию мы можем получить с помощью глаз? (цвет, форму и величину предмета) Давайте заполним первую строчку таблицы: № | Орган чувств | Чувство | Что может делать этот орган | 1 | Глаза | Зрение | Различаем цвет, форму и величину предмета | Сейчас мы познакомимся со вторым органом чувств, для этого послушайте загадку: Не лишился друг чтоб слуха, Не кричи ему ты в… (ухо) - Правильно ребята, Как вы думаете, а зачем нам нужны уши? (слышать звуки, речь, музыку) Проведем следующий опыт: закройте глаза. - Скажите, что вы услышали? 1) звук льющейся воды 2) стук ручки 3) скрежет мела о доску 4) чириканье птиц 5) хлопок дверью - Что помогло вам услышать звуки? (уши) - Как называется этот орган чувств? (слух) - Что может делать этот орган (слышать звуки, речь, музыку) Давайте заполним вторую строчку таблицы: № | Орган чувств | Чувство | Что может делать этот орган | 1 | Глаза | Зрение | Различаем цвет, форму и величину предмета | 2 | Уши | Слух | Слышать звуки, речь, музыку и т.д. | | Отвечают на вопросы. Отгадывают загадку Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу Отгадывают загадку Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу |
Продолжение работы по теме. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5. | Сейчас мы познакомимся с третьим органом чувств, для этого послушайте загадку: Если б не было его, Не сказал бы ничего. (язык) - Правильно ребята, Как вы думаете, а зачем нам нужен язык? (чувствовать вкус) - Можете ли вы, не используя глаза (зрение) определить какой предмет перед вами? (да) - А что нужно, для этого сделать? (попробовать) Проведем следующий опыт: приглашаю 4 учеников пройти к доске и завязываю им глаза. По очереди даю детям попробовать разные продукты и сказать, что они почувствовали и что съели. (кусочек лимона – кислый, карамель – сладкий, соль – соленый, кусочек грейпфрута – горький) - Какой вывод, мы можем сделать? (язык помогает почувствовать и определить вкус пищи: кислый, горький, сладкий или соленый) Давайте заполним третью строчку таблицы: № | Орган чувств | Чувство | Что может делать этот орган | 1 | Глаза | Зрение | Различаем цвет, форму и величину предмета | 2 | Уши | Слух | Слышать звуки, речь, музыку и т.д. | 3 | Язык | Вкус | Определять вкус пищи: кислый, сладкий, соленый или горький. | Познакомимся со следующим органом чувств, для этого послушайте загадку: Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (Нос) - Правильно ребята, Как вы думаете, а зачем нам нужен нос? (чувствовать запахи) - Можете ли вы, не используя глаза (зрение) определить какой предмет перед вами? (да) - А что нужно, для этого сделать? (понюхать) Проведем следующий опыт: приглашаю 6 учеников пройти к доске и завязываю им глаза. По очереди даю детям попробовать определить запах. 1) Запах кофе (кофейные зерна) 2) Запах цветов (цветок) 3) Запах чеснока (головка чеснока) 4) Запах лимон (кусочек лимона) 5) Запах духи (тестер) 6) Запах грейпфрут (кусочек грейпфрута) - Что нужно сделать, чтобы почувствовать запах (сделать вдох) Давайте заполним четвертую строчку таблицы: № | Орган | Чувство | Что может делать этот орган | 1 | Глаза | Зрение | Различаем цвет, форму и величину предмета | 2 | Уши | Слух | Слышать звуки, речь, музыку и т.д. | 3 | Язык | Вкус | Определять вкус пищи: кислый, сладкий, соленый или горький. | 4 | Нос | Обоняние | Чувствовать запахи | Познакомимся с последним органом чувств, для этого послушайте загадку: Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… (кожа) - Правильно ребята, Как вы думаете, а зачем нам нужна кожа? (чувствовать тепло, холод, материал из которого изготовлен предмет) - Можете ли вы, не используя глаза (зрение) определить какой предмет перед вами? (да) - А что нужно, для этого сделать? (потрогать) Проведем следующий опыт: «Угадай, что лежит в корзинке». Вызываю детей к доске. С закрытыми глазами дети достают предметы и определяют, какой на ощупь предмет. 1) Ключи (твердые, небольшие, холодные, металлические…) 2) Игрушка котенок (мягкая, пушистая…) 3) Слайм (липкий, мягкий, влажный…) 4) Игрушка утенок (резиновый, твердый, гладкий …) 5) Бумага для акварели (шероховатая, тонкая…) 6) Стакан с холодной водой (холодная, влажная…) - Что нужно сделать, чтобы почувствовать какой предмет? (потрогать предмет) Давайте заполним пятую строчку таблицы: № | Орган | Чувство | Что может делать этот орган | 1 | Глаза | Зрение | Различаем цвет, форму и величину предмета | 2 | Уши | Слух | Слышать звуки, речь, музыку и т.д. | 3 | Язык | Вкус | Определять вкус пищи: кислый, сладкий, соленый или горький. | 4 | Нос | Обоняние | Чувствовать запахи | 5 | Кожа | Осязание | Чувствовать холод, тепло, материал и форму предмета, боль. | | Отгадывают загадку Отвечают на вопросы Пробуют продукты и отвечают на вопросы: что съели? Что почувствовали? Заполняют таблицу Отгадывают загадку Отвечают на вопросы Угадывают запахи Заполняют таблицу Отгадывают загадку Отвечают на вопросы Угадывают предметы и материалы из которых состоит Заполняют таблицу |