СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру «Как зимой помочь птицам?» в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока   разработан с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам, страдающим речевыми нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Как зимой помочь птицам?» в 1 классе.»

Разработка урока окружающего мира в 1 классе с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам, страдающим речевыми нарушениями.



Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Вид урока: комбинированный

Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, устройством кормушек и видами корма .

Задачи направлены на формирование универсальных учебных действий:

Предметные результаты:

  • Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях

  • Правильно подбирать корм для птиц

  • Уметь изготовить простейшую кормушку

  • Знать правила подкормки птиц

Личностные:

  • Формирование интереса к изучению родной природы

  • Понимать важность заботы о зимующих птицах

  • Повышение уровня мотивации учебной деятельности

  • Формирование бережного отношения человека к птицам

  • Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия

  • Изготавливать простейшие кормушки

  • Подбирать для птиц корм

  • Запомнить правила подкормки птиц

Коммуникативные УУД:

  • Участие в диалоге

  • Обсуждать, слушать и понимать речь других

  • Отвечать на вопросы

  • Работать в группе

Регулятивные УУД:

  • Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять

  • Определять и формулировать цель своей деятельности

  • Оценивать свои достижения

  • Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке

Формы и методы: работа в группах, беседа, объяснительно-иллюстративный, практическая работа, частично-поисковый метод (сообщения), наглядный метод (работа с карточками).

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, карточки с надписями корма для птиц, образцы кормушек , детали птиц, материалы приспособления для изготовления кормушек, волшебные линеечки.


Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

Тип урока по целеполаганию: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий):

Личностные универсальные учебные действия (далее УУД): формирование интереса к изучению родной природы; понимание важности заботы о зимующих птицах; повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты: 1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях.

2) Правильно подбирать корм для птиц.

3) Уметь изготовить простейшую кормушку.

4) Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: — перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

— наблюдать и делать выводы;

— знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

— работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

— приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

— составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; — проговаривать в логической последовательности свои действия; — учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Оборудование: презентация «Покормите птиц зимой», учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

-Вновь звенит для нас звонок,

Начинаем наш урок.

-Ребята, хором повторяйте по одному предложению за мной. (Чистоговорка).

- Улыбнусь я себе.

Улыбнусь я тебе.

Улыбаться мне не лень.

Пусть хорошим будет день.

Эмоциональный настрой детей.


2.Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как живут …

-Кто такие животные?

-Как же живут животные?



-Что животным необходимо для жизни?

-Правильно! Молодцы!

- Вспомните, кто помогает нам на уроках окружающего мира?

-Черепаха предлагает вам поиграть в игру «Змейка»: слова склеились, отделите их друг от друга.

На доске: НАСЕКОМЫЕРЫБЫПТИЦЫЗВЕРИ

-Умнички! Что называют эти слова?


…животные.

Животные – это живые существа.

Животные растут, развиваются, дают потомство. Они питаются, передвигаются, строят жилища.

Необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет.

Наша помощница Черепаха и муравьишка Вопросик.



НАСЕКОМЫЕ РЫБЫ ПТИЦЫ ЗВЕРИ


Это названия групп животных.

3.Определение темы и задач урока.

-О ком эта загадка?

Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите.

-Давайте вспомним, кто такие птицы.

Игра «Хлопок - молчок».

 Тело покрыто шерстью.

 Тело покрыто перьями.

 Есть зубы.

 Есть клюв.

 Отыскивают пищу с помощью клюва и лап.

 Две ноги.

 Есть клыки.

 Все птицы летают.

 Только у птиц есть крылья.

 Этих животных можно встретить и зимой и летом.


- Какую пользу приносят птицы?





- А муравьишка Вопросик предлагает вам «Найди лишнего».

- Кого убрали и почему?

- Как называем птиц, остающихся зимовать?

- Как вы думаете, трудно ли приходится птицам, оставшимся зимовать? Почему?



- С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В очень суровые зимы из 10 синиц выживает только 2. 8 синиц погибают. Вы могли себе такое представить? Вам их жалко?

- Что хочется вам сделать?

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Составь из слов предложение: ЗИМА, ПТИЦЫ, ПОМОЧЬ, КАК














-Птицы.


Ответы детей.

 Тело покрыто шерстью.(–)

 Тело покрыто перьями. (+)

 Есть зубы. (–)

 Есть клюв. (+)

 Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. (+)

 Две ноги. (+)

 Есть клыки. (–)

 Все птицы летают. (-)

 Только у птиц есть крылья. (+)

 Этих животных можно встретить и зимой и летом. (+)

Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых и их личинок летом, и даже зимой достают их из-под коры деревьев.



-Утка - перелетная птица.

Остальные - зимующие.



- Трудно птицам зимой, не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом.




- Помочь птицам.

-О жизни птиц зимой.



-Как зимой помочь птицам?


Физкультминутка



4. Изучение нового материала.

Открываем учебник с.74.

-Прочитайте, какую первую учебную задачу поставим перед собой.

- А когда научимся различать птиц, что будем учиться делать для них?

-Как мы можем им помогать?



- Начинаем работать над первой поставленной задачей - учиться различать зимующих птиц.

а) Работа в группах.

- Выполним небольшое задание в группах.

- Правила работы в группах помните?

Задание на слайде.

1.Собрать птицу из деталей.

(1 группа - синица, 2 группа – поползень, 3 группа – снегирь, 4 группа - воробей).

2.Определить название птицы. Пользуйтесь учебником и атласом-определителем.

3.Описать птицу по алгоритму.

Размер птицы.

Цвет (голова, спинка, брюшко, крылья, хвост).

Форма (клюв, лапки, когти).

Проверяем выполнение заданий в группах, слушаем сообщения.

- Послушайте описание птицы, которую собрала 1 группа.

- Найдите ее изображение в учебнике, покажите.

- Справилась группа с заданием?

Заслушиваются следующие сообщения.


- О каких птицах мы еще не рассказали? (смотрят в учебнике).


-Какой главный отличительный признак свиристели?

-Эта птица у нас тоже в гостях, она к нам прилетает с северных районов. У нас зимой проще ей прокормиться. Она питается ягодами рябины, которые сохраняются зимой. Когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке играет:
— Сви –ри – сте - ли, сви – ри – сте -ли!


-Различать птиц, зимующих в наших краях;

-Будем учиться им помогать.


-Делать кормушку.

-Подбирать корм для птиц.







Дети объединяются в группы.

-Да.





















-Это синица.

-Да.





-О свиристеле.



-Яркий оранжевый хохолок на голове и розоватое брюшко.










Физкультминутка

-Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг- скок, прыг- скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири – тири, тень, тень, тень.


- А когда у птички ножки мерзнут, то она их греет, стоит, то на одной ноге, то на другой.

Дети встают, выполняют движения .

Закрепление нового.


– Сейчас проверим, как вы научились распознавать птиц.

- Открыли Р.т. с. 52, №1 индивидуально.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте по учебнику.

- Кто справился с заданием без ошибок?

- Кто допустил ошибку?

- Не отчаивайтесь, я думаю, что следующий раз вы справитесь с заданием.

-Черепаха и муравей Вопросик приготовили для вас еще одну игру «Скажи наоборот»

(речевая игра).

-У снегиря грудка красная, а у синички…

- У синички шапочка синяя, а у свиристеля…

- Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей…

- Ворона большая, а воробей…

- Снегирь подлетел к лесу, а воробей…

-Молодцы! Все правильно!

- Какие следующие учебные задачи мы поставили перед собой?

-В учебнике, на с.74 мы видим, какими бывают кормушки.

- А теперь откройте Р.т. с.53 №3. О чем рассказывает эта схема - инструкция?

-Дома попробуете.

- А вот на с.54 Р.т. №4. Нарисуйте свою кормушку.


- С какой задачей урока справились?



- Отлично!



- Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.

-Чем лучше подкармливать птиц  прочитаем в учебнике на с.75.

- На экране вы видите табличку с перечнем корма для птиц. Каждая группа  составит меню на обед для птиц, которых вы собрали из деталей. Посадите птиц в кормушки, (они прикреплены на доске), угостите их.

- Почему именно эти лакомства вы выбрали?

- Молодцы, вы все справились с заданием!

- С какой задачей урока мы справились? Все ли мы сделали, что планировали на уроке?






Дети поднимают руки.







…грудка желтая.

…розовый хохолок.

…на нижней ветке.

…маленький.

…к городу.



- Научиться делать кормушку, подбирать корм для птиц.



-Как самому можно смастерить кормушку.



Дети рисуют кормушки.


- Узнали, какими бывают кормушки. Как можно самому смастерить кормушку.





Дети читают абзац «Запомните!».













-Научились подбирать корм для птиц.

-Да.

6.Обобщение систематизация, применение знаний.

- Каких зимующих птиц вы знаете?

На экране названия птиц с пропущенными гласными буквами: с_н_ц_, в_р_б_й, сн_г_рь, п_п_лз_нь, св_р_ст_ль.

- Как можно сделать кормушку для птиц?

- Какой корм подходит для подкормки птиц?

- Прочитаем, о чем вы узнали сегодня на уроке (на экране):

Делают кормушки.

Не хватает пищи и тепла.

Подкармливают птиц.

Трудно птицам зимой.

Люди помогают птицам.

- Что с предложениями?

-Восстановим порядок предложений.







- Ребята, это текст?

- Нужно придумать название.

- Замечательно!







-Синица, воробей, снегирь, поползень, свиристель.





.















-Они перепутались.

Трудно птицам зимой.

Не хватает пищи и тепла.

Люди помогают птицам.

Делают кормушки.

Подкармливают птиц.

-Да, текст.

-Как зимой помочь птицам.

7.Подведение итогов урока и рефлексия.

- Что вам понравилось больше всего на уроке?

- Все ли успели?

- С какими трудностями вы встретились на уроке?

-Покормите птиц зимой!
- К вам слетятся, как домой,
- Стайки на крыльцо.

-За то, что вы слушали  всё  внимательно,

Задания все  выполняли  старательно

Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить.

Картинки  раскрасьте, а птиц  не  забудьте   кормить!                        

- Спасибо, дети за урок!

Ответы детей.


Литература:

1. Волина В.В. Учимся играя. – М., — Новая школа, 1994. — 448 с.

2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой / авт-сост. Г. Е. Болдырева. Волгоград, — Учитель, 2006.-124 с.

3. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / [А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др.]. М. ,-Просвещение ,2012. — 176 с.

4. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками к УМК А.А. Плешакова 1 класс /авт-сост. Т.Н.Максимова. М.:ВАКО, 2012.-368с.


Интернет-источники :


1. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki(информация о птицах).

2. Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru(фото и картинки для презентации).

3. Детские загадки о птицах http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds3.php



Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях (1 часть), - М.: Просвещение, 2008.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь.1 класс, - М.: Просвещение, 2010.

Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!