Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта. Вид урока: комбинированный Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, устройством кормушек и видами корма . Задачи направлены на формирование универсальных учебных действий: Предметные результаты: Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях Правильно подбирать корм для птиц Уметь изготовить простейшую кормушку Знать правила подкормки птиц Личностные: Формирование интереса к изучению родной природы Понимать важность заботы о зимующих птицах Повышение уровня мотивации учебной деятельности Формирование бережного отношения человека к птицам Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия Изготавливать простейшие кормушки Подбирать для птиц корм Запомнить правила подкормки птиц Коммуникативные УУД: Участие в диалоге Обсуждать, слушать и понимать речь других Отвечать на вопросы Работать в группе Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять Определять и формулировать цель своей деятельности Оценивать свои достижения Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке Формы и методы: работа в группах, беседа, объяснительно-иллюстративный, практическая работа, частично-поисковый метод (сообщения), наглядный метод (работа с карточками). Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, карточки с надписями корма для птиц, образцы кормушек , детали птиц, материалы приспособления для изготовления кормушек, волшебные линеечки. |
Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам. Тип урока по целеполаганию: открытия новых знаний на основе жизненного опыта. Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий): Личностные универсальные учебные действия (далее УУД): формирование интереса к изучению родной природы; понимание важности заботы о зимующих птицах; повышение уровня мотивации учебной деятельности. Предметные результаты: 1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях. 2) Правильно подбирать корм для птиц. 3) Уметь изготовить простейшую кормушку. 4) Знать правила подкормки птиц. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: — перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; — наблюдать и делать выводы; — знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; — работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах. Коммуникативные УУД: — участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); — приводить свои примеры из жизненных ситуаций; — составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой. Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; — проговаривать в логической последовательности свои действия; — учиться делать самооценку своей деятельности на уроке. Оборудование: презентация «Покормите птиц зимой», учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, иллюстрации с изображением зимующих птиц. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | -Вновь звенит для нас звонок, Начинаем наш урок. -Ребята, хором повторяйте по одному предложению за мной. (Чистоговорка). - Улыбнусь я себе. Улыбнусь я тебе. Улыбаться мне не лень. Пусть хорошим будет день. | Эмоциональный настрой детей. |
2.Актуализация знаний. | На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как живут … -Кто такие животные? -Как же живут животные? -Что животным необходимо для жизни? -Правильно! Молодцы! - Вспомните, кто помогает нам на уроках окружающего мира? -Черепаха предлагает вам поиграть в игру «Змейка»: слова склеились, отделите их друг от друга. На доске: НАСЕКОМЫЕРЫБЫПТИЦЫЗВЕРИ -Умнички! Что называют эти слова? | …животные. Животные – это живые существа. Животные растут, развиваются, дают потомство. Они питаются, передвигаются, строят жилища. Необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет. Наша помощница Черепаха и муравьишка Вопросик. НАСЕКОМЫЕ РЫБЫ ПТИЦЫ ЗВЕРИ Это названия групп животных. |
3.Определение темы и задач урока. | -О ком эта загадка? Различаемся мы цветом Встретишь нас зимой и летом, Если крыльями взмахнем, Будем в небе голубом Нас зимою подкормите… Дети, кто мы? Назовите. -Давайте вспомним, кто такие птицы. Игра «Хлопок - молчок». Тело покрыто шерстью. Тело покрыто перьями. Есть зубы. Есть клюв. Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. Две ноги. Есть клыки. Все птицы летают. Только у птиц есть крылья. Этих животных можно встретить и зимой и летом. - Какую пользу приносят птицы? - А муравьишка Вопросик предлагает вам «Найди лишнего». - Кого убрали и почему? - Как называем птиц, остающихся зимовать? - Как вы думаете, трудно ли приходится птицам, оставшимся зимовать? Почему? - С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В очень суровые зимы из 10 синиц выживает только 2. 8 синиц погибают. Вы могли себе такое представить? Вам их жалко? - Что хочется вам сделать? - Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Составь из слов предложение: ЗИМА, ПТИЦЫ, ПОМОЧЬ, КАК | -Птицы. Ответы детей. Тело покрыто шерстью.(–) Тело покрыто перьями. (+) Есть зубы. (–) Есть клюв. (+) Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. (+) Две ноги. (+) Есть клыки. (–) Все птицы летают. (-) Только у птиц есть крылья. (+) Этих животных можно встретить и зимой и летом. (+) Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых и их личинок летом, и даже зимой достают их из-под коры деревьев. -Утка - перелетная птица. Остальные - зимующие. - Трудно птицам зимой, не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом. - Помочь птицам. -О жизни птиц зимой. -Как зимой помочь птицам? |
Физкультминутка | | |
4. Изучение нового материала. | Открываем учебник с.74. -Прочитайте, какую первую учебную задачу поставим перед собой. - А когда научимся различать птиц, что будем учиться делать для них? -Как мы можем им помогать? - Начинаем работать над первой поставленной задачей - учиться различать зимующих птиц. а) Работа в группах. - Выполним небольшое задание в группах. - Правила работы в группах помните? Задание на слайде. 1.Собрать птицу из деталей. (1 группа - синица, 2 группа – поползень, 3 группа – снегирь, 4 группа - воробей). 2.Определить название птицы. Пользуйтесь учебником и атласом-определителем. 3.Описать птицу по алгоритму. Размер птицы. Цвет (голова, спинка, брюшко, крылья, хвост). Форма (клюв, лапки, когти). Проверяем выполнение заданий в группах, слушаем сообщения. - Послушайте описание птицы, которую собрала 1 группа. - Найдите ее изображение в учебнике, покажите. - Справилась группа с заданием? Заслушиваются следующие сообщения. - О каких птицах мы еще не рассказали? (смотрят в учебнике). -Какой главный отличительный признак свиристели? -Эта птица у нас тоже в гостях, она к нам прилетает с северных районов. У нас зимой проще ей прокормиться. Она питается ягодами рябины, которые сохраняются зимой. Когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке играет: — Сви –ри – сте - ли, сви – ри – сте -ли! | -Различать птиц, зимующих в наших краях; -Будем учиться им помогать. -Делать кормушку. -Подбирать корм для птиц. Дети объединяются в группы. -Да. -Это синица. -Да. -О свиристеле. -Яркий оранжевый хохолок на голове и розоватое брюшко. |
Физкультминутка | -Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг- скок, прыг- скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки на плетень, Тири – тири, тень, тень, тень. - А когда у птички ножки мерзнут, то она их греет, стоит, то на одной ноге, то на другой. | Дети встают, выполняют движения . |
Закрепление нового. | – Сейчас проверим, как вы научились распознавать птиц. - Открыли Р.т. с. 52, №1 индивидуально. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте по учебнику. - Кто справился с заданием без ошибок? - Кто допустил ошибку? - Не отчаивайтесь, я думаю, что следующий раз вы справитесь с заданием. -Черепаха и муравей Вопросик приготовили для вас еще одну игру «Скажи наоборот» (речевая игра). -У снегиря грудка красная, а у синички… - У синички шапочка синяя, а у свиристеля… - Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей… - Ворона большая, а воробей… - Снегирь подлетел к лесу, а воробей… -Молодцы! Все правильно! - Какие следующие учебные задачи мы поставили перед собой? -В учебнике, на с.74 мы видим, какими бывают кормушки. - А теперь откройте Р.т. с.53 №3. О чем рассказывает эта схема - инструкция? -Дома попробуете. - А вот на с.54 Р.т. №4. Нарисуйте свою кормушку. - С какой задачей урока справились? - Отлично! - Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить. -Чем лучше подкармливать птиц прочитаем в учебнике на с.75. - На экране вы видите табличку с перечнем корма для птиц. Каждая группа составит меню на обед для птиц, которых вы собрали из деталей. Посадите птиц в кормушки, (они прикреплены на доске), угостите их. - Почему именно эти лакомства вы выбрали? - Молодцы, вы все справились с заданием! - С какой задачей урока мы справились? Все ли мы сделали, что планировали на уроке? | Дети поднимают руки. …грудка желтая. …розовый хохолок. …на нижней ветке. …маленький. …к городу. - Научиться делать кормушку, подбирать корм для птиц. -Как самому можно смастерить кормушку. Дети рисуют кормушки. - Узнали, какими бывают кормушки. Как можно самому смастерить кормушку. Дети читают абзац «Запомните!». -Научились подбирать корм для птиц. -Да. |
6.Обобщение систематизация, применение знаний. | - Каких зимующих птиц вы знаете? На экране названия птиц с пропущенными гласными буквами: с_н_ц_, в_р_б_й, сн_г_рь, п_п_лз_нь, св_р_ст_ль. - Как можно сделать кормушку для птиц? - Какой корм подходит для подкормки птиц? - Прочитаем, о чем вы узнали сегодня на уроке (на экране): Делают кормушки. Не хватает пищи и тепла. Подкармливают птиц. Трудно птицам зимой. Люди помогают птицам. - Что с предложениями? -Восстановим порядок предложений. - Ребята, это текст? - Нужно придумать название. - Замечательно! | -Синица, воробей, снегирь, поползень, свиристель. . -Они перепутались. Трудно птицам зимой. Не хватает пищи и тепла. Люди помогают птицам. Делают кормушки. Подкармливают птиц. -Да, текст. -Как зимой помочь птицам. |
7.Подведение итогов урока и рефлексия. | - Что вам понравилось больше всего на уроке? - Все ли успели? - С какими трудностями вы встретились на уроке? -Покормите птиц зимой! - К вам слетятся, как домой, - Стайки на крыльцо. -За то, что вы слушали всё внимательно, Задания все выполняли старательно Хочу я картинки с птицами вам подарить. Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить! - Спасибо, дети за урок! | Ответы детей. |
1. Волина В.В. Учимся играя. – М., — Новая школа, 1994. — 448 с.
2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой / авт-сост. Г. Е. Болдырева. Волгоград, — Учитель, 2006.-124 с.
3. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / [А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др.]. М. ,-Просвещение ,2012. — 176 с.
4. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками к УМК А.А. Плешакова 1 класс /авт-сост. Т.Н.Максимова. М.:ВАКО, 2012.-368с.
1. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki(информация о птицах).
2. Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru(фото и картинки для презентации).
3. Детские загадки о птицах http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds3.php
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях (1 часть), - М.: Просвещение, 2008.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь.1 класс, - М.: Просвещение, 2010.
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.