СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Права человека в обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по ссылке:

http://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-okruzhaiushchemu-miru-na-temu-pra.html

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Права человека в обществе"»

Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»















План - конспект

пробного урока окружающего мира

в 4 классе на тему:

«Права человека в обществе»

студентки группы П-182

по специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Дарбиной Екатерины Александровны


































2021 г.

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема: «Права человека в обществе».

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию представления о правах человека в обществе.

Задачи:

  • Образовательные:

- Содействовать формированию умений понимать и знать права человека в обществе.

  • Развивающие:

- Способствовать развитию умений анализировать через выполнение заданий: «основные понятия», «личные права человека», «права ребенка», обобщать и делать выводы.

  • Воспитательные:

- Способствовать формированию ответственного отношения к учебе, дружеского отношения в коллективе.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

- Ученики знают о правах человека в обществе.

Метапредметные:

  • Регулятивные:

- Высказывать свою версию решения и пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  • Познавательные:

- Добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке;

  • Коммуникативные:

- Принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других; принимают участие в работе в паре; уважают мнение других; высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать;

  • Личностные:

- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- Проводить самооценку своих действий, поступков.


Оборудование:

для педагога: проектор, презентация, план-конспект урока, учебник «Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов»

для учащихся: раздаточный материал.



Ход урока:


Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Карточки, которые лежат на столах не трогайте.

- Посмотрите на экран, прочитайте высказывание:

«Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять»

-Как вы понимаете ее?



- Все верно! От того, что ты имеешь способности к знаниям или чему либо, они сами себя не проявят. А это значит, что ты должен развивать себя и свои способности, чтобы многого достичь. Человек должен постоянно что-то в себя вкладывать. Только тогда он будет чего-то достигать. Благодаря тому, что ты много знаешь, ты сможешь это применять.

- Для того, чтобы урок прошел эффективно, на столах у вас лежат маршрутные листы, за каждое правильно выполненное задание вы получаете один балл, если у вас выполнено неправильно, то 0 баллов в конце урока мы с вами посчитаем сколько баллов у вас получилось. Подпишите листочки. (Приложение 6)

– Ребята, я очень надеюсь на вашу активность.

Приветствуют учителя.






- Нужно развивать свои способности и правильно применять


Отвечают.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Сейчас я предлагаю вспомнить знания прошлого урока. Возьмите карточку №1. Она находится в конверте. (Приложение 1) Вам необходимо в паре составить определение слов: «общество» и «общественные группы». Перед началом работы давайте проговорим правила работы в парах.

- Предлагаю проверить. Посмотрите на слайд и сравните с эталоном.

- Хорошо, молодцы.

- Возьмите маршрутный лист и в 1 пункте поставьте 1 балл, если вы, верно, составили определения и 0 баллов, если были ошибки.


Составляют определения.


Проговаривают правила работы в паре.



3. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, послушайте пожалуйста мини рассказ.

«– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.

Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.

Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.

Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

А у меня что же, нет никаких прав?»

- Итак вы прослушали мини рассказ. Ответьте пожалуйста на вопросы.

1. Имеет ли право Анюта попросить Илюшу поиграть с ней?

2. Имеет ли право Анюта заставлять Илюшу делать то, что ему не хочется?

3. Какой возникает вопрос?


- Хорошо, молодцы ребята.

Слушают
















1. Имеет право


2. Нет, не имеет право.

3. Какие права есть у человека.

4. Построение проекта выхода из затруднения.


- Ребята, как вы думаете, какая тема урока?

-Верно, тема нашего урока «Права человека в обществе»

- А какую цель мы можем с вами поставить?

- Хорошо, молодцы.

- Для того, чтобы достичь цель нашего урока, я предлагаю составить план. Вам необходимо вставить пропущенные слова.

План:

1. Дать определение словам: «право» и «права человека».

2. Узнать об основных личных правах человека.

3. Рассмотреть права ребенка.

4. Выполнить самостоятельную работу.

5. Подвести итоги урока.

- Права человека в обществе

- узнать основные права человека в обществе.

5. Открытие нового знания.

Приступим к 1 пункту плана.

- Для того, чтобы узнать определения слов, я предлагаю вам вставить пропущенные слова. Внизу под каждым определением будут слова для справок. Возьмите карточку №2. (Приложение 2) На выполнение задания 2 минуты.

- Право – это система общеобязательных, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.

- Права человека — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

- Поменяйтесь с соседом по парте карточками посмотрите на слайд и проверьте.

- Кто хочет прочитать определения?

Возьмите маршрутный лист и во 2 пункте поставьте 1 балл, если вы, верно, вставили пропущенные слова и 0 баллов, если были ошибки.

Я предлагаю приступить ко 2 пункту плана.

- Ребята, а знаете ли вы где перечислены личные права человека?

- Верно, в конституции РФ, а также в других государственных и международных документах.

- Чтобы узнать об основных личных правах человека я предлагаю поработать вам в группах. Для этого вспомним основные правила работы в группах.

- Возьмите карточку №3. (Приложение 3) Вам необходимо соединить личное право человека и его значение, используя учебник. Страницы 41-42.

- Сейчас вы поделитесь на 6 групп по 4 человека. У каждого на столах лежит цифра от 1 до 4.

- Поднимите руку у кого лежит №1 на столе. Ваша задача соединять права человека с его значением.

У кого № 2 и 3? Вам необходимо находить в учебнике информацию и говорить ее №1, то есть находить право и его значение. Поднимите руку у кого №4. Ваша задача следить за тем, чтобы в вашей группе не было конфликтов, чтобы была тишина. Но задача всей группы — найти в учебнике ответы, для того чтобы правильно соединить, поэтому помогаем друг другу в группе. На выполнение задания 5 минут.

- Закончили выполнять. Сейчас №1 в группе будет читать одно право и его значение. Следующее право и значение будет читать следующая группа и так по порядку.

- Хорошо, молодцы. Вы отлично справились с заданием.

Возьмите маршрутный лист и в 3 пункте поставьте 1 балл, если вы активно работали в группе и верно выполнили задание и 0 баллов, если у вашей группы были ошибки.

Приступим к 3 пункту плана.

- У детей есть дополнительные права. Прочитайте про себя текст на с. 42 и объясните почему дети пользуются в обществе дополнительными правами.

- Верно, если родители забывают о своих обязанностях перед обществом, не заботятся о своем ребенке, не любят его, жестко наказывают и унижают, то в этом виноваты они, а не ребенок! Тогда общество лишает их права быть родителями и берет заботу о малыше и его правах на себя.

- В начале урока мы говорили, что все права людей записаны в Конституции. Но есть еще документы, которые защищают права детей: это Декларация прав ребенка и Конвенция по правам ребенка.

- Декларация- имеет рекомендательный характер, является призывом ко всем правительствам. Декларация прав ребенка была принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Конвенция по правам ребенка была принята ООН в 1989 году.

- И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.

- В Конвенции о правах ребенка существуют статьи, и я предлагаю вам изучить некоторые из них.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 7. Ребенок имеет право: на имя, на гражданство, право знать своих родителей.

Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

Статья 16. Каждый ребенок имеет право: на личную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции.

Статья 27. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

- На странице 42 есть 2 изображения. Вам необходимо рассмотреть их и ответить на вопрос.

- Какие права нарушаются в этих ситуациях? Правильно ли реагируют ребята, в ответ на нарушения их прав?

Возьмите маршрутный лист и в 4 пункте поставьте 1 балл, если вы активно работали и верно ответили на вопросы и 0 баллов, если у вас были ошибки.


Вставляют пропущенные слова


















В конституции России.





Проговаривают правила работы в группе.



Выполняют задание на карточке.
























Объясняют почему у детей есть дополнительные права.







Слушают




































Нарушены права на защиту чести и достоинства ребенка. Девочка поступает правильно.

6.Самостоятельная работа.

Переходим к 4 пункту плана.

- Сейчас, чтобы закрепить знания, возьмите карточки №4. (Приложение 4) Вам необходимо подписать под картинками какие права нарушают сказочные герои. На выполнение задания 2 минуты.

- Закончили, посмотрите на слайд проверьте по эталону.

1. Нарушены права на свободу.

2. На личную неприкосновенность.

3. На защиту чести и достоинства.

4. На свободу.

Возьмите маршрутный лист и в 5 пункте поставьте 1 балл, если вы верно выполнили самостоятельную работу и 0 баллов, если у вас были ошибки.

Выполняют самостоятельную работу.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вы сегодня очень хорошо занимались на уроке, выполняли различные задания. Предлагаю выполнить последний пункт плана и подвести итоги урока. Давайте вспомним тему и цель нашего урока? Добились ли мы цели? Что нового вы узнали на уроке?

- Ребята, так как у нас с вами 2021 год, это год современных технологий. Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке по-современному. Я раздала вам воображаемые планшеты (Приложение 5) и предлагаю написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно ты работал.

- Кто хочет прочитать? У вас получились отличные SMS –сообщение, вы большие молодцы.

Возьмите свои маршрутные листы, подсчитайте баллы и поставьте себе оценку.

Если 5 баллов, оценка 5. 4 балла, оценка 4 и 3 балла, оценка 3.

- Спасибо за урок! До свидания!


Отвечают на вопросы.





Оценивают себя.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка №1

Общество

– это

совокупность

людей,

объединённых

исторически

обусловленными


формами

совместной

жизни

и деятельности.


Общественные группы-

объединение

людей,

у которых

есть особенные

общие


интересы,

отличающиеся

от интересов

других

людей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточка №2

Право – это система _____________________, устанавливаемых и обеспечиваемых, ___________________, направленных на __________________ общественных отношений.

Слова для справок: регулирование, общеобязательных, государством.


Права человека — правила, обеспечивающие ________________ достоинства и ______________ каждого отдельного человека.

Слова для справок: свободы, защиту.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточка №3

Личное право человека

Значение

1. Право на жизнь

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

2. Право на свободу и личную неприкосновенность

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

3. Права на защиту чести и достоинства

Это право предусматривает, что работающим по трудовому договору гарантируются установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

4. Право на образование

Содержание права заключается в том, что человеку обеспечивается защита от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу.

5. Право на медицинское обслуживание

Содержание этого права заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни.

6. Право на отдых и труд

Оклеветать, оскорбить бросить тень на честь и доброе имя человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

К
арточка №4






ПРИЛОЖЕНИЕ 5

























ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Маршрутный лист

Фамилия и имя __________________________________________


1.

«Вспомним изученное»


2.

«Основные понятия»


3.

«Личные права человека»


4.

«Права ребенка»


5.

«Самостоятельная работа»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!