СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Социальная структура общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная структура общества

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Социальная структура общества"»


Урок № 27

Тема урока: Социальная структура общества


Дата проведения: 27.12.21

Класс: 8-А, 8-Б

Предмет: обществознание

Цель урока:

Образовательная: сформировать у учащихся четкое представление о социальной структуре общества, различных видах социальных групп.

Развивающая: содействовать развитию умения у учащихся анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий; анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения.

Воспитательная: продолжить формировать активную гражданскую позицию учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал, рабочие листы.

План урока.

  1. Организационный момент.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (Таймд-пэа-шэа)

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

  1. Изучение нового материала.

  1. Социальная структура общества – Си-финк-Уанде

  2. Что такое социальные группы?

  3. Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга? - Стё зе класс

  4. Статусные символы – работа с текстом.

  5. Что такое социальная роль? - РАФТ, ролевая игра «Новый образ»

  1. Закрепление изученного материала – тест с самопроверкой по критериям.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

  1. Рефлексия, подведение итогов урока,

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

  1. Домашнее задание:

  1. §17, вопросы и задания после темы.

На выбор:

  1. Описать свой предписанный и достигаемый статусы. На какие изменения достигаемого статуса вы рассчитываете в будущем?

  2. Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Погружение учеников в суть рассматриваемой проблемы.

Ребята, прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним:

  1. что такое общество? В узком и широком смысле?

  2. какие сферы жизни общества вам известны?

  3. Взаимосвязаны ли между собой эти сферы?

  4. Вспомните, что вы изучали о социальной сфере общества?

  1. Изучение нового материала:

Си-финк-уанде.

Посмотрите на рисунок. Подумайте. Что на нем изображено? (слои почвы). А можем ли мы сравнить строение почвы с современным обществом? Что у них может быть общего? (слои)

Итак, что нам предстоит изучить на уроке? (Из чего состоит общество, состав общества…)



Что такое структура? (строение, расположение, порядок, состав). Приведите примеры. Как вы думаете, что такое социальная структура общества?

Давайте проверим, кто оказался прав. Обратите внимание на экран и запишите определение в тетрадь.


Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.


В разные исторические эпохи существовало разделение общества. В чем оно выражалось? На какие группы делилось общество? Вспомните традиционное общество, индустриальное. Что было характерно для этих типов обществ?

Социальная структура традиционного общества, например в Индии, включала в себя разделение общества на касты. В индустриальном обществе шло деление по сословному и классовому признаку.

Вспомните, какие основные группы были характерны для российского общества XIX века. (Сословия)


В постиндустриальном обществе принято деление на страты. Что такое страты посмотрите в учебнике стр. 111.


Социальная стратификация – разделение всего общества на группы по признакам неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.


Существуют разные типы стратификации (пирамида, ромб).

Как вы думаете, что характерно только для России? Ребята, как вы думаете социальную стратификацию можно проследить на примере нашего города? К какой страте мы можем отнести основную массу горожан? Кого мы можем отнести к представителям андеркласса? А кто войдет в верхнюю страту?


Все страты включают в себя разные группы людей, т.е. социальные группы. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – это совокупность людей, выделенных по социально-значимым критериям.


По каким признакам формируются социальные группы?

  • Территориальный (горожане, беженцы, бомж)

  • Половой (женщина, мужчина)

  • Возрастной

  • Расовый (негроидная, европеоидная, монголоидная)

  • Национальный

  • Здоровье

  • Профессиональный

  • Политические взгляды

  • Религиозные взгляды

К какой социальной группе вы относите себя и свою семью? Ответ аргументируйте.


Первичное закрепление.

Задание 1. Заполните таблицу «Критерии выделения социальных групп».

Критерии

Примеры социальных групп

Половозрастной (демографический)

Мужчины, женщины, молодежи, подростки

Профессиональный

Врачи, учителя, летчики

Национальный

Татары, русские, чуваши, немцы

Территориальный

Горожане, сельчане

Религиозный

Христиане, мусульмане, буддисты


Работа со схемой «Социальные группы».

Задание 2.

Прочтите текст и заполните схему «Социальные группы».


Оказывается, численность человеческих групп на Земле превышает число людей в 1,5 – 2 раза. На Земле проживает более 5 млрд. чел., количество групп доходит до 8-10 млрд.

О чем это говорит? (один человек может входить в 5-6 групп).


Статуссоциальное положение человека в обществе. Из чего складывается социальный статус человека?

(работа со схемой).

Предписанный и достигаемый.


Задание 3. Социологический опрос:

-  Составь анкету из 5 – 10 вопросов, которая поможет наиболее точно определить социальное положение человека.


Стё зе класс (перемешай класс)- встаньте, передвигаясь по классу, узнайте у других участников и добавьте вопросы в свою анкету.


-  Поменяйтесь с соседом своими анкетами и заполните их.

-  Что вы узнали о социальном положении своего соседа из предложенной вами анкеты?


Для того, чтобы различать разные статусы люди придумали разные статусные символы: одежду, жилье, язык, манеры, жесты.

Задание 4.

После прочтения отрывка статьи Д.Моррис ребята должны ответить на вопросы:

1) Какие функции выполняет одежда в обществе?

2) Каким образом люди демонстрировали свои привилегии в обществе с помощью одежды?

3) Проанализируйте взаимосвязь одежды и статуса в современном обществе.

    К каким выводам вы приходите? Приведите конкретные примеры.

4) Можно ли сказать, что в России сегодняшней демонстрационная функция

    одежды доминирует, а ее стиль регламентируется очень жестко с позиции статусности?


РАФТ (Роль-Аудитория-Форма-Тема) - ролевая игра «Новый образ» старушка, подросток, деловой человек, военнослужащий). Расскажите о своем образе. Кто вы, чем занимаетесь?

- Ребята, что произойдет, если бабушка отправится на дискотеку, деловой человек придет на переговоры в спортивном костюме?

Ожидаемое окружающими поведение личности, соответствующее ее статусу, называется социальной ролью. Наиболее типичные роли: семьянина, гражданина, труженика, потребителя, собственника.


  1. Закрепление изученного материала – тестирование с самопроверкой.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

  1. 4

  2. 2

  3. 4

  4. граждане

  5. 1342

  1. 4

  2. 3

  3. 4

  4. Мужчина

  5. 312



  1. Рефлексия, подведение итогов.

Оцените свою работу на уроке, закончив фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задание…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Раньше не знал, теперь знаю…

Меня удивило…

-Выставление оценок.

VI. Домашнее задание:

  1. §17, вопросы и задания после темы.

  2. Описать свой предписанный и достигаемый статусы. На какие изменения достигаемого статуса вы рассчитываете в будущем?

  3. Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!