СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности граждан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Права и обязанности граждан»

Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны; работая с текстом Конституции РФ углубить знания о правах и обязанностях человека и гражданина; привить уважение к правам другого человека.

Тип урока: Смешанный урок.

Основные понятия и термины: Конституция, права человека, гражданин, гражданские (личные) права, политические права, экономические и социальные, культурные права, обязанности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности граждан"»

Тема урока: «Права и обязанности граждан»

Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны; работая с текстом Конституции РФ углубить знания о правах и обязанностях человека и гражданина; привить уважение к правам другого человека.

Тип урока: Смешанный урок.

Основные понятия и термины: Конституция, права человека, гражданин, гражданские (личные) права, политические права, экономические и социальные, культурные права, обязанности.

Формулирование цели урока

Исходя из темы урока, давайте попытаемся определить цель нашего сегодняшнего урока.

Давайте вместе подумаем:

Что мы сегодня на уроке должны вспомнить?

Что нового узнать?

Чему научиться? Ученики отвечают на вопросы, а учитель обобщает.

Таким образом, сегодня на уроке мы попытаемся сформировать представление о правах и обязанностях человека и их классификации, необходимости соблюдения законов и отрицательного отношения к противоправным поступкам, уважению прав другого человека.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним материал по теме прошлого урока – «Почему нужно жить по правилам». Ответить на вопросы в тетради.

Вопросы

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами (обряд).

2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих(манеры)

3. Последовательность действий (привычка).

4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах (правило).

5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности (ритуал).

6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности (право).

7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом (обычаи)

8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм (санкции)

9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах (этикет)

Готовы, теперь давайте проверим, как вы справились с заданием Молодцы, хорошо усвоили урок.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Разминка

Для того чтобы перестроиться на новую тему, проведем небольшую разминку – поиграем

Правила игры: Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).

- Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность)

- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Что наша жизнь – игра. И на уроках права мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры – законами.

Закон регулирует все стороны нашей жизни, а незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре).

Что же такое право? Когда оно появилось? (ответы учеников)

Из истории права

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой отразили все права и обязанности человека.

Что такое права?

Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Для того чтобы получить права не нужно идти куда-то и регистрироваться, просить чтобы нас наделили правами, потому что каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека.

Эти слова можно подтвердить Законом.

Статья 1 гласит: «Все люди рождены свободными и равными в своих правах». Это значит, что государство уважает и обеспечивает все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности.

Статья 7-я гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и имеет право на имя и приобретение гражданства»

Получается, что с самого рождения человек получает права, которые не могут быть никем нарушены

Права и свободы человека и гражданина

Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина

ПРАВА СВОБОДЫ

-на жизнь, -слова, печати, мирных собраний и др.

-на свободу передвижения

-на собственность

-на свободу

-на честь и достоинство

-собственность и др.

Права человека

Все права человека можно разделить на 4 группы, давайте познакомимся с этими группами и с тем какие права относятся к то или иной.

Гражданские

Политические

Культурные

Социально-экономические

Право на:жизнь, свободу, личную неприкосновенность, честь, достоинство и др.

Право на:возможность участия граждан в политической жизни страны

Право на:участие в культурной жизни страны, доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.

Право на:благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни, быть собственником, наследовать имущество

Характеристика прав человека

Права человека обладают определенными характеристиками, давайте кратко рассмотрим их.

1.Всеобщий характер - Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

2. Неотчуждаемый характер - Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

3. Неделимый характер - Каждый человек обладает всей совокупностью прав. (слайд заканчивается)

Таким образом, мы свами выяснили, что права принадлежат всем людям, их нельзя купить, продать, отобрать и разделить.

Конституция

В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.

Конечно же, Вы знаете народную мудрость: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Можно сказать, что закрепление прав в законах делает их прочными, придаёт им обязательную силу.

Кто и как обеспечивает твои права

Государство, не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:

  • соблюдать их на своей территории;

  • принимать законы, гарантирующие каждому его права;

  • обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты,

  • право обращаться в соответствии с межгосударственными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека,

  • право прибегать к помощи уполномоченного по правам человека.

Можно сказать, что права человека – это понятие, которое характеризует меру свободы человека, его определённую независимость, самостоятельность человека по отношению к государству, его возможность делать, осуществлять что-либо в экономической, социальной, политической и духовной сферах.

Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности. Благодаря этому права обретают границы дозволенного.

Рассмотрим в качестве примера некоторые гарантии права на образование.

Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.

Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.

Как вы думайте права одного человека равны правам другого?

Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е. твои права = правам другого.

Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство.

Давайте рассмотрим ситуацию из жизни и попытаемся в ней разобраться. «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».

Итак, конфликт возник из-за того, что дети не хотели считаться с правами друг друга (подумайте, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права). Можно ли было избежать этой ссоры?

Нет прав без обязанностей. Каждому праву соответствует определенная обязанность, давайте рассмотрим самые важные из них

Граждане Российской Федерации обязаны

  1. Соблюдать конституцию и другие законы РФ.

  2. Забота о детях, их воспитание –обязанность родителей.

  3. Платить законно установленные налоги и сборы.

  4. Защищать Отечество.

  5. Основное общее образование бесплатно.

  6. Беречь памятники истории и культуры.

  7. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  8. Бережно относиться к природным богатствам.

Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.

ИТОГ УРОКА

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 Прочитать параграф

2. Выучить таблицу «Права человека».

3. Выучить термины



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!