СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему: "ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ"9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему: "ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ"9 класс»

УРОК 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ (§ 7)

Тема раскрывает важнейший аспект политической жиз-

ни — роль и сущность политических партий. Изучение те-

мы ведётся с опорой на уже рассмотренные понятия: по-

литика, гражданское общество, государство, политический

режим. Следует учитывать, что подробное изучение вопро-

са о партиях предстоит в старших классах.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с понятием «политическая

партия», основными правовыми нормами, регулирующи-

ми деятельность политических партий в Российской Фе-

дерации; способствовать пониманию учащимися отличий

партий от общественно-политических движений.

2. Сформировать у школьников необходимые ориенти-

ры для определения каждым самостоятельной позиции по

отношению к существующим политическим партиям.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих

универсальных учебных действий: поиск и выделение необ-

ходимой информации, анализ объектов с целью выделения

признаков (существенных, несущественных); самоконтроль

и самооценивание; умение слушать и вступать в диалог;

готовность к жизненному и личностному самоопределению.

60

Оборудование урока

Учебник, размноженная ст. 8 Закона РФ «О политиче-

ских партиях».

План изучения нового материала

1. Общественно-политические движения.

2. Политические партии.

3. Многопартийность.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Да-

лее учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Вспомним».

Также желательно провести краткую беседу, предложив

вопрос: какие общественно-политические движения и по-

литические партии вам известны из курса истории?

1. Первый вопрос можно раскрыть на примере эколо-

гических движений («зелёных») — показать все признаки

общественно-политических движений, названные в учеб-

нике. Целесообразно при этом учесть определение обще-

ственного движения, данное в Законе РФ «Об обществен-

ных объединениях»:

«Статья 9. Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и

не имеющее членства массовое общественное объединение, пре-

следующее социальные, политические и иные общественно полезные

цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения являет-

ся съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действую-

щим руководящим органом общественного движения является вы-

борный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции)

или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения

его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права

юридического лица от имени общественного движения и исполняет

его обязанности в соответствии с уставом».

Особое внимание следует уделить раскрытию различия

между понятиями «участие» и «членство», а также смыс-

ла понятий «массовое движение», «социальные, политиче-

ские и иные общественно полезные цели».

2. Главное понятие при изучении вопроса о политиче-

ских организациях — «политическая партия». Пять основ-

61

ных признаков политической партии названы в учебнике.

Можно предложить учащимся самостоятельно изучить

эти признаки по тексту параграфа, а затем целесообразно

проверить понимание каждого из них, задав ряд вопро-

сов. Например, по первому признаку спросить: чем сло-

восочетание «участие в политической власти» отличается

от словосочетания «участие в политической жизни»? По

второму: что означают слова «долговременные задачи»?

По третьему: что такое местные организации партии? Что

означает понятие «чёткая организационная структура»?

По четвёртому: что такое массовая опора партии? Как

партия может добиться поддержки избирателей? По пято-

му: почему важно единомыслие членов партии по вопросу

о государственном и общественном устройстве?

Желательно разъяснить назначение основных докумен-

тов партии — программы и устава. Программа определяет

принципы деятельности политической партии, её цели и

задачи, а также методы реализации целей и задач. Устав

в соответствии с целями и задачами партии определяет

наименование партии, описание её символов (если они

имеются), условия и порядок приёма в члены партии,

права и обязанности членов партии, порядок избрания ру-

ководящих органов партии и другие положения.

Возможно составление таблицы, закрепляющей содер-

жание двух первых пунктов плана.

Отличия партий от общественно-политических движений

Признаки

Общественно-

политические

движения

Политические

партии

Цели

Продолжительность

существования

Организационная

структура

Массовая опора

Взгляды на

социальные проблемы

62

Углубить знания о партиях поможет работа с рубрикой

«Документ» («Из Закона РФ «О политических партиях»).

При рассмотрении п. 1 ст. 3 этого закона уточняется по-

нимание учащимися определения партии, данного в этом

документе: каким образом формируется политическая во-

ля граждан? В какой форме она выражается? Кто и каким

образом представляет интересы граждан в органах власти и

местного самоуправления? Затем рассматриваются сформу-

лированные в п. 4 той же ст. 3 закона цели политической

партии: как партия может воздействовать на общественное

мнение? Каковы пути политического образования и воспи-

тания граждан? В чём значение такой деятельности партий?

Каким образом партия может доводить мнения граждан до

сведения широкой общественности? Как она доводит их до

сведения органов власти? Как работают представители пар-

тий в органах власти и местного самоуправления?

Целесообразно также рассмотреть на уроке основные

положения ст. 8 Закона «О политических партиях»:

«Основные принципы деятельности политических партий

1. Деятельность политических партий основывается на принципах

добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласно-

сти. Политические партии свободны в определении своей внутрен-

ней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключени-

ем ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права

и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией

Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их уч-

редительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщи-

нам, гражданам Российской Федерации разных национальностей,

являющимся членами политической партии, равные возможности для

представительства в руководящих органах политической партии, в

списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в ор-

ганах государственной власти и органах местного самоуправления».

Изложенные в Законе принципы могут быть охарак-

теризованы самим учителем либо стать для учащихся

предметом самостоятельного анализа (если текст статьи

размножен и предоставлен учащимся). В любом случае

следует раскрыть смысл ряда имеющихся в этой статье по-

литических терминов: в чём сущность принципа доброволь-

63

ности? равноправия? самоуправления? законности? гласно-

сти? Как следует понимать общедоступность информации

об учредительных и программных документах партий?

3. Раскрывая понятие «многопартийность», целесо-

образно вернуться к тезису о многообразии интересов раз-

личных общественных групп. Связь этих интересов и дея-

тельности партий можно пояснить на каком-либо примере.

Так, в условиях, когда количество денег в государственной

казне невелико, возникает спор о том, как их разумно ис-

пользовать. Одни утверждают, что нужно закупить за ру-

бежом новую технику, расширить производство и благо-

даря этому через некоторое время население будет жить

лучше. Другие требуют направить имеющиеся средства на

увеличение зарплаты, говоря, что люди хотят жить луч-

ше сегодня, а не в будущем. Это расхождение интересов

отражается в требованиях различных партий, что позво-

ляет им получить поддержку тех или иных социальных

групп. Таким образом, раскрывается связка: многообразие

интересов — многопартийность.

Дополнительный материал для учителя

Политические партии свободно распространяют информацию о

своей деятельности, пропагандируют свои взгляды, цели и задачи;

участвуют в выработке решений органов государственной власти

и органов местного самоуправления; участвуют в выборах и рефе-

рендумах; создают региональные, местные и первичные отделения;

организуют и проводят собрания, митинги, демонстрации, шествия,

пикетирования и иные публичные мероприятия; учреждают средства

массовой информации и пользуются на равных условиях государ-

ственными и муниципальными средствами массовой информации;

создают объединения и союзы с другими политическими партия-

ми и иными общественными объединениями; защищают свои пра-

ва и представляют законные интересы своих членов; устанавливают

и поддерживают международные связи с политическими партиями

и иными общественными объединениями иностранных государств,

вступают в международные союзы и ассоциации.

Завоевавшая власть партия (или несколько партий, объединив-

шихся вокруг одинаковых требований, создавших коалицию) про-

водит политику, в которой находят отражение интересы поддержи-

вающих эту партию социальных групп. Другие партии предлагают

проводить иной политический курс, критикуют политику властей, т. е.

находятся в оппозиции.

64

Подводя итог, целесообразно подчеркнуть, что суще-

ственными признаками многопартийности являются, во-

первых, конкурентная борьба различных партий за под-

держку избирателей и, во-вторых, наличие как партий

правящих, так и партий оппозиционных.

Закрепляя изученное, учитель обращается к первому

абзацу приведённого в учебнике документа, акцентируя

внимание школьников на словах «политическое многооб-

разие» и на положении о равенстве политических партий

перед законом.

В конце урока целесообразно сообщить учащимся, что

на выборах 2011 г. из семи боровшихся за голоса избира-

телей партий наибольшую поддержку получили и прошли

в Государственную думу партии «Единая Россия», Ком-

мунистическая партия (КПРФ), «Справедливая Россия» и

Либерально-демократическая партия (ЛДПР). Желательно

также привести данные о партийном составе депутатов

законодательного (представительного) органа власти того

субъекта Федерации, в котором находится школа. Реко-

мендуется сообщить о высказанном некоторыми политиче-

скими деятелями мнении о том, что в дальнейшем в на-

шей стране может сложиться двухпартийная система, и

о другом предположении о том, что сложится система из

шести политических партий. Возможно также обсуждение

в классе мнений избирателей, приведённых в соответству-

ющей рубрике параграфа. Задание 1 рубрики «В классе и

дома» тоже может быть обсуждено на этом или на следу-

ющем уроке.

Домашнее задание: вопросы рубрики «Проверим се-

бя»; задания 1—3 рубрики «В классе и дома». Учащимся,

проявившим повышенный интерес к теме, можно предло-

жить задание 4 рубрики «В классе и дома».

Литература для учителя

Касьянов В. В. Обществознание: учеб. пособие для ссу-

зов / В. В. Касьянов. — Ростов н/Д, 2002. — Гл. 3. — § 6.

Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова,

В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 7.

Козырев Г. И. Введение в политологию / Г. И. Козы-

рев. — М., 2004. — Гл. 9.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!