СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Информационное общество и его особенности" Класс 10

Нажмите, чтобы узнать подробности

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Информационное общество и его особенности" Класс 10»

Конспект урока по обществознанию "Информационное общество и его особенности"

Класс 10

            Цель: охарактеризовать процессы глобализации  в современном мире; определить структуру информационной  системы; рассмотреть процессы глобализации в экономической сфере жизнедеятельности общества; проанализировать социально-политическое измерение информационного общества.

            Планируемые результатыПредметные: обучающиеся определяют причины возникновения потребности в глобальной информационной сети; характеризуют черты информационного общества; рассказывают о людях внёсших вклад в развитие информационных технологий. Метапредметные: знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения. Личностные : понимание побудительной роли мотивов в информационной  деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности.

            Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока. I. Организационный момент.

Объявление темы и определение целей урока совместно с обучающимися.

Мы рассмотрим такие направления глобализации, как создание единого мирового информационного пространства и формирование глобальной информационной политики.

II. Актуализация темы. Проблемный вопрос. * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль.

Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая  причинно-следственные связи, делая вывод.    (Высказывание,  записывается на доске. Учащиеся,  обращаются к нему вновь,  в конце урока).

III. Изучение нового материала.

План.

1.Глобализация как явление современности.

2.Современное информационное пространство.

3.Глобальная информационная экономика.

4.Социально-политическое измерение информационного общества.

            1.Глобализация как явление современности.

Глобализация – это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.

 (найти определение глобализации в интернете и тоже выписать, сравнить)

  Постиндустриальное (информационное ) общество – современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

  Единство и многообразие, порождение сходства и углубление различий между регионами планеты. Глобализация несёт угрозу катастрофического развития общества, возможности которые открывает глобализация невозможно не переоценить. 

Постиндустриальное общество можно назвать также информационным. На этом этапе экономическая подсистема теряет своё главенствующее положение, а труд больше не является основой всех социальных отношений. У человека появляется возможность обратить внимание на новые ценности, не имеющие материальной основы. Приоритетными в обществе становятся вопросы, связанные с самореализацией человека в различных сферах, качеством жизни, удовлетворением духовных потребностей. Благодаря этим изменениям появляются новые критерии определения уровня благосостояния населения.

 

В ходе общественных преобразований меняются и качества, обеспечивающие конкурентоспособность человека. На данном этапе среди них следует выделить:

  • умение находить и постоянно улучшать знания;

  • умение пользоваться полученными знаниями в различных ситуациях;

  • стремление к повышению своей квалификации;

  • умение проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность в принятии решений;

  • изучение изменений ситуации на рынке труда.

 

Основные черты постиндустриального (информационного) общества:

  • информация (знания) выступает в качестве основного фактора производства;

  • быстро развивается сфера услуг, в ней занята большая часть трудоспособного населения;

  • развиваются наукоёмкие технологии, происходит компьютеризация производства;

  • сокращается социальное неравенство, при этом средний класс преобладает;

  • в политической системе доминируют демократические ценности, реализуются принципы правового государства и гражданского общества;

  • образование превращается в непрерывный процесс, так как человеку важно постоянно приобретать новые знания.

2.Современное информационное пространство.

Мы живём в едином информационном пространстве.

Структура информационной  сферы.

1.       Информация – фактор производства в современной экономике, неисчерпаемый ресурс при условии новизны и быстрой передачи.

2.       Инфраструктура совокупность различных каналов связи, которые могут быть названы средствами информационного воздействия.

3.       Субъекты – участники сбора, формирования, распространения и использования информации.

4.       Система регулирования. (цензура)

Прочитать самостоятельно «Биография» Интернета. Что запомнили из прочитанного?

1991 – англичанин Тимоти Бернс-Ли создал всемирную паутину. 

3.Глобальная информационная экономика.

       Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации (ТНК) – фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию. ТНК создают около 25% мирового ВВП, но при этом контролируют примерно 80% всех существующих в мире патентов, лицензий и секретов производства (ноу-хау).

ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства. (записать определение)

Развивается регионализация – процесс взаимодействия экономик отдельных регионов: Европейский союз, Евразийское экономическое сообщество и др.

            Инновационная государственная экономическая политика.

1.Наименьшее вмешательство государства в экономические и социальные процессы. (США).

2.Ведущая роль принадлежит государству, экономика развивается в рамках авторитаризма.

         (Китай, Северная   Корея, Иран)

 3.Государство активно финансирует исследовательские программы и информационные технологии, стремится максимально повысить качество жизни граждан.

           

            Информационная экономика также приобретает сетевую структуру, которая подразумевает минимальные затраты на коммуникацию. Субъектами сетевой экономики становятся центры знаний и инноваций (Силиконовая долина в США,  научный центр Сколково в Москве).

            Информационная экономика предъявляет новые требования к работнику: квалифицированный сотрудник со значительным творческим потенциалом, который производит информацию и знания в сфере информационных технологий. Интеллектуальный капитал, интеллектуальный ресурс – знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или страны в целом.

4.Социально-политическое измерение информационного общества.

Мануэ́ль Касте́льс (исп. Manuel Castells; род. 1942 г.) — испанский социолог-постмарксист, один из основателей теории новой социологии города. Министр высшего образования Испании (с января 2020). Считается одним из ведущих социологов современности, специализирующимся в области теории информационального (постинформационного) общества. В начале научной карьеры изучал проблемы урбанистики.

Информационные технологии усилили, увеличили все процессы, протекающие в экономической, политической и культурной сферах. Создаётся виртуальный мир без границ. Новые реалии способствуют развитию гражданского общества, электронной демократии. Сетевые сообщества предполагают анонимность участников, но не исключают возможность контроля за каждым пользователем.

 2000 – Доктрина информационной безопасности РФ. (объяснительное чтение )

Рефлексия. . * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль.  Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая  причинно-следственные связи, делая вывод.

Д/З §

               




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!