СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию «Экономика как наука» Класс:10

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономика  - это наука о том, как люди (общество в целом), имея ограниченные ресурсы, делают выбор для производства товаров и услуг с целью удовлетворения своих потребностей в настоящем и будущем

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию «Экономика как наука» Класс:10»




Конспект «Экономика как наука»

Класс:10

Цель урока: выяснить  суть экономики как хозяйственной деятельности и науки.

Задачи:

· определить значение понятия экономика с позиций научной теории и хозяйственной деятельности;

· раскрыть смысл основных теоретических положений экономической науки; описывать предмет и метод экономической науки

· анализировать различную экономическую информацию, сравнивать, выявлять общее и различия, систематизировать выводы в схемах

· развивать основы экономической культуры, понимание необходимости экономических знаний для формирования целостного представления о сути экономических процессов и явлений

Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник Экономика (базовый уровень)10-11 класс. В.С.Автономов. Издательство «Вита-Пресс»: - М.2020.

Межпредметные связи: история, обществознание.

 

Ход урока.

1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационно-целевой этап.

Британский экономист Филипп Уикстид «всегда утверждал, что законы экономики – это законы жизни».

Прокомментируйте цитату Ф. Уикстида. (Обсуждение проблемного задания).

Формулировка целей и задач урока.

3. Изучение нового материала.

 План:

1.Понятие «экономика».

2. Экономика как наука.

3. Безграничные потребности и ограниченные возможности.

Понятие «экономика»

Термин «экономия» (экономика в современном звучании) ввёл античный политический деятель, историк и писатель Ксенофонт. «Οἰκονομικός» - сочинение Ксенофонта- содержало свод рекомендаций о том, как следует управлять домашним хозяйством.

Вспомните, что представляло собой античное домашнее хозяйство? (Ответы учащихся).

Обобщение учителя: Слово «экономика» представляет собой сочетание двух греческих слов «хозяйство» и «закон». Таким образом, в буквальном смысле экономика -  это хозяйство, которое ведут в соответствии с определенными законами, правилами, нормами.

В своей работе Ксенофонт впервые обратил внимание на такие проблемы экономической действительности как:

· разделение труда,

·денежное обращение и функции денег,

·товарное обращение

·наличие у любого товара двух полезных свойств: наличие потребительской стоимости – т.е. способность удовлетворять определённую потребность человека и наличие меновой стоимости, т.е.  способности к обмену.

Некоторые ученые, анализируя более сложное устройство хозяйственной деятельности в Древней Греции, чем в странах Древнего Востока, сделали выводы о так называемом античном капитализме. Этот вывод вызывает серьезную критику.

Сам Ксенофонт был сторонником натурального хозяйства:

· отмечал его приоритет по сравнению с ремёслами и торговлей;

· выступал против ростовщичеств;

· указывал на полезность денег как средства обращения и средства платежа, но ни как средства ростовщических операций.

Книга Ксенофонта стала первым в истории сочинением по экономике.

Прошло довольно много времени и смысл самого понятия «экономика» значительно изменился.

Задание: Проанализируйте несколько определений понятия экономика. Что общего в данных определениях? В чем различие определений?

Экономика  - это

q     наука о том, как люди (общество в целом), имея ограниченные ресурсы, делают выбор для производства товаров и услуг с целью удовлетворения своих потребностей в настоящем и будущем

q     наука об эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов или управлении ими с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека

q     область общественных отношений по поводу производства, распределения, обме-на и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного исполь-зования имеющихся ресурсов. (Обсуждение задания).

 Обобщение учителя.

Очевидно, что понятие «экономика» имеет двойное значение

Экономика – это умение…

Экономика – это знание о…

§     рассчитать затраты производства

§     составить семейный бюджет

§     принять рациональное решение о покупке товара

§     распределять полученную прибыль и др….

§     способах распределения ограниченных ресурсов

§     путях повышения эффективности экономики

§     поведении участников рыночных отношений

§     законах действия рыночного механизма саморегуляции рынка

§     методах государственного регулирова-ния экономических процессов и др…

  Сегодня экономика 

§     это наука, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества;

§     это сфера общественной жизни, связанная с хозяйственной деятельностью людей; способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для удовлетворения своих потребностей; народное хозяйство страны, региона, всего мира.

Слайд 11. Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук, объектом или предметом изучения которой является экономическая действительность во всем её разнообразии.

Экономическая наука

 

Комментарии к схеме: 

Общие:

Экономическая теория

Статистика

История экономических знаний

История экономики

Специальные:

Контроллинг

Менеджмент

Отраслевая экономика

Инженерная экономика

Экономика предприятия и экономика труда

Бухгалтерский учет

Управленческий учет

Финансовый учет



Отличие общих и специальных отраслей экономической науки -  в предмете исследования. Необходимо учитывать, что для познания экономической действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.

 Как самостоятельная наука экономика выделяется в XVIII в. с выходом в свет книги А. Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 г.

 Комментируя схему, учитель акцентирует внимание на взаимосвязи экономической теории и прикладной экономики.





  Экономическая наука

 Научная экономика прикладная экономика:

(экономическая теория) возможности приложения законов,

 Наука о том,как люди и общество теорий, предложений, разработанных

выбирают способ использования экономической теорией для

дефицитных ресурсов,имеющих функционирования отдельных

многоцелевое значение элементов экономических

  систем

Научная экономика – наука о способах наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов. Она изучает закономерности поведения участников хозяйственной деятельности, мотивы, движущие людьми, когда они осуществляют экономический выбор, например, почему покупатели отдают предпочтение тому или иному товару.

Прикладная экономика изучает возможности использования теорий, экономических законов при организации деятельности конкретного предприятия, решении определенной  практической проблемы.

Например, при анализе состояния рынка, экономист может предложить наиболее оптимальную с т. зр. возможных продаж и прибыли оптовую и розничную цену на тот или иной товар. Менеджер по работе с кадрами определит, какая мотивация будет максимально действенной для коллектива компании.

Недавно в экономической науке появилось новое направление -  экономическая кибернетика, в котором используют математические методы, модели, информационные технологии для исследования не просто отдельных процессов, а экономики как сложной системы, элементы которой взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга.

Комментарии к схеме:

 

  Экономическая наука

 Позитивная экономика нормативная экономика

 (реальная экономическая ситуация) (как должна была бы сложиться ситуация

  по законам экономической теории)

 
Безграничные потребности и ограниченные возможности.

Главные вопросы экономики:

§     Что производить?

§     Как производить?

§     Для кого производить?

Вспомните, какие потребности есть у каждого из нас? Каким образом американский социолог А.Маслоу ранжировал их по степени значимости для человека? (ответы учащихся – характеристика «пирамиды» потребностей Маслоу).

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Данная пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.

 Суть ее в том, что человек не может концентрироваться на высших потребностях — в самореализации, познании, поиске смысла жизни — пока не удовлетворены низшие: еда, сон, с, безопасность.

 

Обратите внимание, большую часть потребностей человека – первичных в первую очередь – невозможно удовлетворить иначе как в процессе хозяйственной деятельности.

Решая вопросы производства, экономика постоянно сталкивается с проблемой противоречия -

 

Безграничные потребности  ограниченность ресурсов, возможностей

 

  Проблема выбора

  В экономике рассматривают экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности, возникающие как следствие состояния неудовлетворенности, испытываемого человеком, из которого он стремится выйти или удовлетворенности, которое он желает продлить.

Средства, удовлетворяющие потребности называются благами.

Благо – это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Блага

Продукты питания:

хлеб,масло,мясо,овощи,молоко..

Др.предметы потребления:одежда,автомобиль,дом..

Определенные явления или процессы в природе:солнечный свет,родниковая вода,воздух..


 

Комментарии к схеме

Сравнение показывает, что одни блага человек создает в процессе преобразования природы (хозяйственной деятельности), другие – дает природа каждому из нас. 

Вывод: есть блага экономические и неэкономические, к которым имеет свободный доступ любой из нас.

  Признаки общественных благ:

· нерыночный характер стоимости благ – предоставляются за счет государства.

· отсутствие конкуренции в их потреблении - ими пользуются все, общественные блага сохраняют свои качества и свойства ( например, информационный экран на здании городской администрации, городской сквер и т.д.

· неделимость и всеобщий характер благ  - человек не может индивидуально воспользоваться благом (например, ограничить доступ к всеобщему вакцинированию от гриппа, отключать освещение на улицах по своему личному усмотрению и др). 

Термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

В особую категорию выделяются антиблага.

Антиблаго – это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг:

· выхлопные газы

· кислотные дожди

· ураганы

·шумы двигателей

·магнитные бури

·снежные заносы и т.д.




Иногда совершать выбор не среди благ, а среди антиблаг – по принципу «из двух зол выбирать меньшее».

Нет, и не может быть единого мерила, что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Подумайте и приведите примеры неоднозначной оценки благ. (ответы учащихся).

(Вариант ответа: известно, что изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими – как зло, более того, производство части из них преследуется по закону).Есть другие варианты классификации благ.

Виды благ

Материальные

Нематериальные

•           естественные дары природы (земля, воздух, климат)

•            продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

•              блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный).

•               одна часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.),

•              другая – связана преимущественно с образом жизни конкретного человека

Внутренние

Внешние

способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.)

все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.)

 

· Взаимозаменяемые блага, или блага-субституты  - товары или услуги, которые удовлетворяют потребности  людей только за счет друг друга.

Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефтепродукты или газ, подсолнечное масло может заменить оливковое, поход в кино можно заменить на посещение цирка, театра, картинной галереи и т.д.

Приведите свои примеры благ-субтитутов. (ответы учащихся)

·  Взаимодополняющие  блага, или блага-комплементы - товары или услуги, которые удовлетворяют потребности только в комплексе друг с другом. Это блага (услуги или товары), которые потребитель не может использовать по раздельности.

Например, лыжи совершенно бесполезны без креплений, автомобиль не поедет, если в баке нет топлива и т.д.

Приведите свои примеры благ-комплементов (ответы учащихся).

  Все блага  - экономические и свободные - обладают ценностью.

Качественная ценность блага определяется степенью его полезности для индивида с точки зрения удовлетворения потребностей.

Количественная ценность блага определяется его редкостью  с точки зрения величины запаса блага.

4.Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

5.Обсуждение домашнего задания.

Мини-исследование* «А.Смит – основоположник экономики как науки».

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!