СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме: "Экономика как наука."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План

2

 

Обществознание. Базовый уровень. 11 класс.

Конспект лекции №1

Тема:  «Экономика  как  наука  и  хозяйство.  Главные  вопросы  экономики.

Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов»

Цели урока:  

Записывается план урока на доске и в тетрадях:

1.  Экономика как наука и хозяйство

2.  Потребности и ресурсы

3.  Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость

4.  Ограниченность ресурсов и производственные возможности

В тетрадях учащиеся записывают конспект по вопросам, обозначенным

в  лекции.  Примерная  информация,  которая  должна  быть  отражена  в

конспектах:

Вопрос 1. «Экономика как наука и хозяйство»

Экономика  (от гр. oikos  — домашнее  хозяйство  и  nomos — правила) - это

наука о ведении домашнего хозяйства.  

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме: "Экономика как наука."»

Тема: Экономика как наука.

План

2

Обществознание. Базовый уровень. 11 класс.

Конспект лекции №1

Тема: «Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.

Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов»

Цели урока:

Записывается план урока на доске и в тетрадях:

1. Экономика как наука и хозяйство

2. Потребности и ресурсы

3. Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость

4. Ограниченность ресурсов и производственные возможности

В тетрадях учащиеся записывают конспект по вопросам, обозначенным

в лекции. Примерная информация, которая должна быть отражена в

конспектах:

Вопрос 1. «Экономика как наука и хозяйство»

Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) - это

наука о ведении домашнего хозяйства.


Теоретическая часть

4

Экономика

Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяй­ство и nomos — правила) - это наука о ведении домашнего хозяйства. Система хозяйствова­ния, обеспечиваю­щая общество матери­альными и нематери­альными благами. Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлет­воряют постоян­но растущие по­требности

Субъект экономики – тот, кто осуществляет хозяйственную деятельность (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство)

Объект экономики – хозяйственная деятельность человека по удовлетворению его потребностей

Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

1. Экономическая деятельность – это производство, рас­пределение, обмен и потребление благ и услуг.

  • производство (процесс создания экономиче­ских благ и услуг);

  • распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производ­стве);

  • обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой про­дукт);

  • потребление (стадия ис­пользования (предметы длительного поль­зования) или уничтожения (продоволь­ствие) продукта).

2. Производство:

  • Материальное производство (произ­водство матери­альных благ и материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание))

  • Нематериальное производство (производ­ство нема­териаль­ных благ и нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

Экономика как наука

  • основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);

  • предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэконо­мический и макроэкономический.

  • Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, вы­бора, альтернативной стои­мости, цены, изме­нения спроса и предложения отдельных товаров на отдель­ных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство

  • Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодо­ления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство

Экономика лежит в основе жизнедеятельности общества, каждого его члена и тесно связана с другими науками: социо­логией, культурологией, политологией, историей, пра­воведением.

Вопрос 2. «Потребности и ресурсы»

Конечной целью функционирования любой экономики является удовлетворение потребностей общества и индивида. Производство благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, происходит в условиях ограниченности ресурсов, что порождает проблему выбора в экономике. Поэтому в экономической науке такие понятия, как экономические потребности, ресурсы, выбор являются  базовыми экономическими понятиями.

Экономические потребности традиционно рассматриваются как  недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности также можно определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Потребности – необходимость человека в чем-либо, обеспечивающая его существование

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами

Одни из них имеются почти в неограниченных  масштабах (воздух), другие – в ограниченном размере и называются экономическими благами (вещи, услуги).

Экономические блага делятся на:

  • долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.д.);

  • взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). К субститутам относят многие потребительские товары и производственные ресурсы, услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль),  сферы досуга (кино-театр-цирк);

  • настоящие и будущие;

  •  прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.

В экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов

Вопрос 3. «Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость»

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов порождает проблему экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах

(Пример: вам необходимо уехать в Москву. Вы можете поехать поездом 8 часов за 200 рублей, либо самолетом 2 часа за 350 рублей. В зависимости от того сколько денежных средств у вас имеется и как быстро вам необходимо оказаться в Москве, вы выберете лучший для вас вариант).

Перед каждым человеком, фирмой и государством в целом возникают проблемы:  что, как и для кого производить. Три основных вопроса экономики:

1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;

2. Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены;

3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.

)

В экономической теории предполагается, что хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство – уровня народного благосостояния.

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен не только подсчитать будущие затраты, но и издержки  неиспользованных производственных возможностей.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными издержками, издержками упущенных возможностей (неполученный доход) (учащиеся записывают определение в тетради).

Пример: выпускник школы выбрал учёбу в институте вместо работы. Значит, в данном случае альтернативной стоимостью будет работа. Студент платит за обучение 45$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$ в месяц. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость – это величина зарплаты, которую не получит студент, т.е. 100$ в месяц; упущенная выгода равна 100 + 45 = 145$).

Вопрос 4. «Ограниченность ресурсов и производственные возможности»

Ресурсы — это элементы, которыми потенциально обладает человек. Одна часть из них имеется в неограниченном количестве (их невозможно подсчитать) и не используется в производстве (например, воздух, вода мирового океана и др.). Такие ресурсы считают не экономическими. Другая часть ресурсов используется в производстве и имеется в определенном, ограниченном количестве (например, нефть, газ, оборудование и т.д). Такие ресурсы называют экономическими.

Экономические ресурсы – это средства, которые используются для    производства экономических благ и имеются в ограниченном количестве (учащиеся записывают определение в тетради).

домашнее задание:

Учить основные термины и понятия по теме.

  • найти классификацию потребностей и их представителей (классификация потребностей по Маслоу) и продемонстрировать.

  • Учебник параграф 1-2 читать(во втором параграфе читать только первый пункт)



Система хозяйствования,

обеспечивающая общество матери-

альными и нематериальными

благами.

Наука, которая исследует, как

люди в условиях ограниченности

ресурсов удовлетворяют постоянно

растущие потребности Субъект экономики – тот, кто осуществляет хозяйственную деятельность

(домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство) (учащиеся записывают

определение в тетради).

Объект экономики – хозяйственная деятельность человека по удовлетворению

его потребностей (учащиеся записывают определение в тетради).

Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!