СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке во 2 классе по теме: «Великий колокольный звон»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке во 2 классе  по теме: "Великий колокольный звон»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

Тема урока: Великий колокольный звон (урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий).

Педагогическая цель: Формирование знания о колоколах и видах колокольного звона на Руси, знакомство с историей возникновения колоколов. Осознание обучающимися понятия «колокольная Россия», как художественного явления в русском искусстве.

Планируемые результаты: различают колокольные звоны по звучанию, дают характеристику каждому типу колокольного звона.

Задачи:

  1. Обучающая: научить детей различать виды колокольных звонов по звучанию. Научиться имитировать звучание колоколов с помощью пластического интонирования.
  2. Развивающая: развивать вокально-хоровые способности обучающихся, чувство ритма. Развивать способности к исследовательской деятельности.
  3. Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, эстетический вкус, любовь к духовной музыке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке во 2 классе по теме: «Великий колокольный звон»»

Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №27 среднего общего образования ОАО «РЖД».









Конспект урока по музыке во 2 классе


по теме:





«Великий колокольный звон»











Учитель: Дрокина

Светлана Сергеевна













Облучье


2017 у.г.



Открытый урок музыки во 2 классе "Великий колокольный звон".

УМК: Музыка 2 класс учебник и рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.: Просвещение, 2016.

Дата: 08 декабря 2017год.

Класс: 2

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

Тема урока: Великий колокольный звон (урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий).

Педагогическая цель: Формирование знания о колоколах и видах колокольного звона на Руси, знакомство с историей возникновения колоколов. Осознание обучающимися понятия «колокольная Россия», как художественного явления в русском искусстве.

Планируемые результаты: различают колокольные звоны по звучанию, дают характеристику каждому типу колокольного звона.

Задачи:

  1. Обучающая: научить детей различать виды колокольных звонов по звучанию. Научиться имитировать звучание колоколов с помощью пластического интонирования.

  2. Развивающая: развивать вокально-хоровые способности обучающихся, чувство ритма. Развивать способности к исследовательской деятельности.

  3. Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, эстетический вкус, любовь к духовной музыке.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: извлекают необходимую информацию из предлагаемого материала, характеризуют и исследуют полученную информацию.

Регулятивные: достижение поставленной цели с помощью различных видов учебной деятельности.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; при работе в группе у каждого ученика есть своя функция. Взаимодействуют, находят общие решения при выполнении учебных заданий в группах. Излагают свою точку зрения.

Личностные: Осознают духовную и социальную значимость изучаемого материала. Принимают самостоятельное решение в реализации полученных знаний.

Основное содержание темы, понятия и термины: Виды колокольных звонов, музыкальное звучание звонов, историко-музыкальный анализ колокольных звонов.

Образовательные ресурсы: музыкальные инструменты-колокольчики и треугольник, синтезатор. Презентация «Великий колокольный звон». Наглядный материал для проведения работы в группах.





Ход урока

1 слайд

I Мотивация (самоопределение) к учебной цели.

1.Музыкальное приветствие.

Звоню в колокольчик

Прозвенел для нас звонок –

Начинаем наш урок.

- Здравствуйте, ребята!  (взрослый)

-Здравствуйте, учитель!  (дети)

Обучающиеся садятся.

Сегодня мы продолжим путешествие по разделу учебника «О России петь – что стремиться в храм». И я надеюсь, что вы будете внимательными, старательными и активными. А теперь давайте вспомним наше главное правило при слушании музыки: «музыка и тишина – это… две сестры». Давайте послушаем музыку.

Дети слушают звучание колоколов из пролога оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского (1:35 мин..).

У. Что за музыка сейчас прозвучала?

Д. Колокольный звон.

У. Как вы думаете, о чем же будет тема нашего урока.

Д. Мы сегодня будем говорить о колокольных звонах.

У. Молодцы, вы справились, мне осталось лишь добавить одно слово.

2 слайд

Открываю слайд «Великий колокольный звон», тему записывают в тетрадь.

У. Ребята, как вы думаете, какие новые знания вы получите на уроке?

Д. Мы познакомимся с историей возникновения колоколов, в какие моменты нашей жизни мы слушаем колокольный звон.

У. Вы правы, мы узнаем много нового о колокольной музыке, а также сами побудем в роли исполнителей.

Сейчас для вас прозвучало вступление к опере «Борис Годунов», автором которой является Модест Петрович Мусоргский.

3 слайд

На слайде портрет М. П. Мусоргского

У.Об этом великом человеке нам расскажет Бендюженко Аня.

Сообщение №1

На слайде появляется вся информация для детей о М. П. Мусоргском.

Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни:

II Актуализация полученных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по разному.

4 слайд

Слайд сизображением древних колоколов

А теперь послушаем Зайцеву Яну. Она поведает нам легенду о появлении первого колокола.

5 слайд

Сообщение №2

По преданию, в 4 веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.

Звучит колокольчик.

Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Колокольчик.

6 слайд

И монах решил, что именное голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла.

7-8 слайд

«Кампана», «коло»

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам- мастерам из Европы. Однако, вот уже более 500 лет прошло с тех пор, как русские мастера сами овладели искусством изготовления колоколов. Да так продвинулись в своем мастерстве, что русский колокольный звон стал самым звучным во всем мире.

Известно множество примеров того, как колокольный звон помог поправить свое здоровье многим людям.

Ученые давно установили такой факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Давайте и мы с вами победим микробов нашими волшебными колокольчиками.

9 слайд

Физминутка: детский оркестр «Вальс-шутка».

У.А как вы думаете, зачем в Древней Руси так часто звонили колокола?

Д.1.Звали на службу в храм

2Под звуки колокола сходились народные собрания

3Колокола оповещали о наступлении большого праздника

4Предупреждали о надвигающейся опасности.

5.Указывали дорогу заблудившемуся путнику.

10 слайд.

Слайд-коллаж со всем перечисленным.

А раз звучали они в разных жизненных ситуациях, то и назвались они по- разному.

Давайте с ними познакомимся поближе.

11 слайд.

Благовест- ударение необходимо ставить на первый слог. .Название этого звона происходит от двух слов «Благая весть».

У. Что означают эти два слова?

Д. добрая, радостная новость

Благовест - это размеренные удары в один большой колокол. (записываем в тетрадь). Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.

У. мы послушаем благовест, а вы подумайте ответ на вопрос. Как звучит колокол?

(Слушаем благовест)

,Д. медленно, четко, неторопливо.

Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола. Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или, наоборот (на запись) с различным количеством ударов в каждый колокол.

У. Чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста. (Слушаем перезвон)

Д. он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение.

Трезвон - это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов. (на запись).

У. как вы можете охарактеризовать трезвон?

Д. Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника.

Набат – это вид колокольного звона, который представляет собой призывные или тревожные сигналы о бедствии (например о пожаре, о нападении врага), звучит  при помощи частых ударов в один колокол.(на запись).

У. Как звучит набат?

Д.Тревожно, взволновано, напряженно, призывно, мощно

12 слайд

Музыкальная викторина.

13 слайд

Ребята, вы видите на слайде дом, в котором живут колокола.

У. Как он называется?

Д. Колокольня, потому, что в нем живут колокола.

У. Да, еще у этого здания есть второе название «Звонница», почему его так называли?

Д. Потому, что колокола звонят. Мы слышим колокольные звоны.

Молодцы, перед вами Колокольня Ивана Великого, в которой на 4х ярусах располагается 37 колоколов, её, как и знаменитый царь-колокол, вы можете увидеть в Москве.

14 слайд

Царь-колокол

У. Как называют музыканта, который умеет звонить в колокола?

Д. звонарь

15 слайд

Физминутка «Звонари».

Чтоб дальше продолжить заниматься,

Пришло время размяться.

Я предлагаю вам превратиться в звонарей. Мы с вами убедились в том, что колокольные звоны имеют разный ритм, темп и характер звучания. Попробуем их изобразить.

16 слайд

Ребята, сейчас я вам предлагаю превратиться в юных композиторов, звонарей и историков. И поучаствовать в исследовании под названием «Секрет колокольного звона»

У. Кого называют композитором, звонарем, историком.

Дети делятся на 3 группы по рядам

1группа. Вам необходимо выбрать отличительные особенности Благовеста.

2 группа Вам необходимо выбрать отличительные особенности Трезвона

3 группа Вам необходимо выбрать отличительные особенности Набата

Композиторы (3 человека) находят похожую характеристику звона и отмечают его в таблице.

Звонари (3 человека) находят колокола нужного размера и отмечают их в таблице.

Историки (3 человека) находят жизненную ситуацию, в которой звучит данный колокольный звон и отмечают ее в таблице.

Вспомните правила работы в группе:

17 слайд

Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу. (слайд со словами)

Защита проектов. Я попрошу выйти руководителей своих групп, чтобы представить нам результаты исследования.

18слайд

У. «О России петь – что стремиться в храм…» - так сказал замечательный композитор Свиридов. Настало и нам время исполнить песню про Россию, но перед пением необходимо распеться и сделаем мы это при помощи оздоровительной дыхательной гимнастики.

Ребята, встаньте, выйдете из-за парт и распрямите плечи.

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Дыхательная гимнастика – надёжное средство борьбы с усталостью напряжением и раздражительностью!

1.Упражнение «Понюхай цветок», выдох на букву о или у, они делают наши губки округлыми.

а) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания. Выдох со звуком а-а-а…, руки при этом медленно опустить.

б) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня плеч. Задержка дыхания. Выдох со звуком о-о-о…, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

2.Разминаем губы:смак, щеточка, злая кошка.

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглатала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

У.Вот мы немного подготовились к пению.

Выйдите, пожалуйста, к доске.

Исполнение песни «Росиночка-Россия» с колокольчиками.

IV Обобщение и самооценка учащихся

У. Над какой темой мы работали на уроке?

– О чём мы сегодня с вами говорили? (о колоколах, о колокольчиках…)

19 слайд

20 слайд – Д/З.

21 слайд

У вас на столах лежат уровни самооценки, которые называются «Звонкий колокольчик». Если вы считаете что работали на уроке отлично, то поднимите колокольчик на самый верх; если вы считаете что работали хорошо – поднимите колокольчик на средний уровень; а если вы считаете что работали плохо – опустите колокольчик вниз.
Оцените, пожалуйста, себя как вы работали на уроке (подведение итогов учителем).

V Рефлексия учебных действий на уроке.

На ваших столах лежат нотки двух цветов.

Если вы считаете, что полученные знания вам пригодятся, наклейте на колокол красную нотку, если вы считаете, что эти знания вам не пригодятся, наклейте белую?

Наклеивание нот.

Я хочу пожелать вам, чтобы ваши мечты и желания всегда исполнялись. Колокольчики я хочу подарить вам на память о нашем уроке, пусть они будут вашим талисманом в новом году, во всём вам помогают  и исполняют ваши желания.  Спасибо за урок!

22 слайд

Выход из класса под колокольный звон.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!