СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект "Иконы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе «Основы православной культуры». 1 класс

Тема.  Иконы.

Цели: познакомить детей с иконой, как одной из святынь русской земли, дать общее понятие об иконе, о процессе создания иконы; учить отличать икону от картины;

способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности, патриотизма, творческих способностей учащихся; развивать речь.

Оборудование:

изображения икон;

карточки-названия добродетелей и страстей;

карточки для выполнения заданий учениками

аудиозаписи: колокольного звона;, Григ «Утро»

 

Ход урока

1. Организационный момент                  

- Настало время новой встречи,

И ангел вновь приходит в класс,

Чтоб приоткрыть вам тайны  мира,

К культуре  приобщая вас.

2. Повторение ранее изученного

- Ответьте же ему скорее, что в жизни этой красота?

-  Какая может быть красота?

- Кто является создателем культуры?

- Какие предметы культуры может создавать человек?

3. Сообщение темы и задач урока

На фоне колокольного звона звучит  Стихотворение “Благовест”. А.К.Толстого.

 

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый.

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

 

 

- О чём идёт речь в этом стихотворении? ( О храме)

- Отгадайте загадку:           *  Она проста.

Есть в каждом храме.

И дом, где Бога любят, чтут

Хранит святыню пред очами.

- Что это за святыня? (Икона)

- Сегодня на уроке мы поговорим о православных иконах, узнаем, как они появились и как создаются, будем учиться понимать икону.

4. Изучение нового материала.

4 а) Понятие об иконе

- А что же такое икона?

Рассказ учителя. Икона – слово «греческое». Это изображение (образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому эта икона посвящена. Но это не только произведение искусства, это молитвенный образ. Верующий человек, стоя перед иконой, может мысленно обратиться к Богу, попросить помощи в добрых делах. Господь являет от икон различные чудеса: иконы мироточат, исцеляют, исполняют заветные желания.

-У кого из вас дома есть иконы?

- Самое видное место в доме называется красный угол.  (Слайд )

В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится.

- А кто изображается на иконах?  (Слайд )

- Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории.

- Рассмотрите иконы. Найдите те, на которых изображён Спаситель.

- Покажите иконы, на которых изображена Богородица?

- Какие сюжеты из Библии представлены на иконах?

- Для чего люди стали создавать иконы?

- Чем икона отличается от картины? (Слайд )

1) Картину пишет художник так, как задумал. Иконописец должен учитывать определённые правила – каноны.

Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись - утверждая свой взгляд на мир.

Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске.

Каждый жест на иконе несёт определённый смысл. Например:

Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.

Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.

Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.

Две руки, поднятые вверх – моление о мире.

Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.

Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.

2) Художник на картине изображает лицо, а иконописец – лик.

3) Лик Господа, Богородицы или святого окружает нимб – особое сияние вокруг головы.

Практическая работа по карточке 1.

– Закрасьте кружок возле иконы красным цветом, возле картины – зелёным.

4 б) Первая икона

- Как же появилась первая икона?

Рассказ заранее подготовленного ученика: В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный». Среди карточек, которые есть у вас на парте найдите карточку с изображением Иконы «Спас нерукотворный». 

(Слайд )

4 в) Знакомство с иконописцем А.Рублёвым и историей создания иконы «Троица»

- Как называют людей, которые пишут иконы?

- Правильно, иконописцы. Один из известных иконописцев Андрей Рублёв

 (Звучит музыка Кедров «Отче наш». Под музыку учитель рассказывает.)

- Самая известная икона Андрея Рублева «Троица». (Слайд )

 Давно это было: жил в монастыре икон Андрей Рублев. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Подготовил липовую доску, натянул на нее холст, покрыл смесью клея и мела, подсушил. Отполировал до зеркального блеска поверхность, Стал готовить краски: растирал природные камешки-минералы, смешивая с яичным желтком, разводил водой, Молился Андрей, и наливалась, расцветала под его кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом.

4 г) Беседа о добродетелях

- Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Что это? Добрые качества человека. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.

- На доске прикреплены карточки, на которых написаны добрые качества людей (добродетели) и недобрые качества (страсти). Выберите из них добродетели и прикрепим их на доску.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.

4 д) Как создавались иконы?

 Традиция иконописания пришла на Русь из Византии вместе с христианством. Как правило, иконы создавались в специальных мастерских при монастырях. Над созданием одной иконы трудилась целая артель, состоящая из 5 – 6  человек. Все иконы создавались по определённым правилам.

 – Написать икону великий труд, который требует особого состояния души, особых умений и много времени.

- Как же создавали иконы?               (Слайд )

- Все начиналось с выбора доски. Как правило, для основы использовали древесину липы и сосны, потому что при распиливании этих пород дерева на спиле не оставалось сучков.

После этого на нее наклеивали   поволоку и покрывали белым грунтом.

По грунту наносили контуры будущей иконы.  Детально прорисовывая их  на доске кистью черной краской.

Следующим этапом в написание иконы является золочение, а точнее подготовка участков иконы под позолоту.

Краска - это сухой  порошок. Чтобы её получить растирали камни  и смешивали полученные  смеси с яичным желтком.

Затем шло  раскрытие иконы — покрывание (заливание) ее площадей сплошными однотонными красками. После этого прорисовывали все  остальные черты изображения и лики

Готовую икону покрывали олифой. Олифа придавала иконам блеск и позволяла дольше сохраниться.

Практическая работа по карточке 2.

- Восстановите последовательность работы над иконой.

4 д)

Рассматривая иконы, вы, конечно, заметили, что  много икон «Божией Матери». Люди всегда с почтением относились к Божией Матери. Известно много примеров чудотворного действия этих икон. Первый образ Богоматери был написан еще при жизни Её одним из учеников Иисуса Христа, которого звали Лука. По преданию, Матерь Божия, увидев свое изображение, сказала: «Благодать Родившегося от меня и Моя с этой иконой да будет».

(Слайд )

5. Краеведческий материал. Чудотворные иконы Опочки.

1) - Как называется город в котором мы живём? В древности это был красивый городок. Церквей было много. Но немало церквей  было уничтожено и после революции, и во время войны немецко-фашистские захватчики приложили к этому руку.

О красоте и количестве опочецких храмов мы можем судить теперь только по старым фотографиям и рассказам.       

(Слайд )

Град  Опочка, как сообщает летопись, был поставлен  за две недели до Покрова. Покров – это церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. И, поэтому, одна из  церквей в  городе носит имя, связанное с этим праздником. В храме уже над входом - икона «Покров Пресвятой Богородицы». Догадались, как он называется?

На стенах храма с внешней стороны размещены иконы. Кто изображён на этих иконах?

                                                         (Слайд )                    

 

 

 

 

 

«До революции был в городе храм Преображения Господня,              (Слайд )

но его разрушили, и в память о старом храме Владыка Евсевий  благословил построить новый храм Преображения Господня.

Икона Божией Матери Опочецкая (Себежская) - икона опочецких стрельцов  находилась в прежнем Преображенском храме, но после революции 1917 года икона Божией Матери Себежско-Опочецкая была утрачена. Она впервые упоминается в летописи в XVI-XVII веках, уже тогда о ней говорили как о «намоленной», «мироточащей», писали, что от иконы исцелялись люди. Список с чудотворной иконы – образ Пресвятой Богородицы «Умиление», был сделан весной 2005 года по заказу предпринимателя из Санкт-Петербурга Сергея Измакова, уроженца Опочки и вновь возвращён в город..

И для нас эта икона – покровительница нашего города Опочки. 

6. Закрепление изученного.

- А теперь ангелочек хочет проверить, кто из вас был внимателен на уроке.

- Что такое икона?

- Как называлась первая икона?

- Как называется икона – покровительница Опочки?

7. Итог урока

Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Сегодня на уроке я понял, что…

- Сегодня на уроке мне было интересно …

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация и конспект "Иконы"»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!