СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: «Фрески Софии Киевской»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: «Фрески Софии Киевской»

ТИП УРОКА: урок новых знаний

ЦЕЛЬ – углубление представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

ЗАДАЧИ:

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);

проектно- исследовательская (методы проектов, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения).

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, проектор и экран, синтезатор, магнитная доска,

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, творческая тетрадь.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, текст песни “Молитва” гр. “Смеш”, листы самооценки, рисунок с арфой и нотки-смайлы для рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: «Фрески Софии Киевской»»

Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №27 среднего общего образования ОАО «РЖД».









Конспект урока по музыке в 6 классе


по теме:





«Фрески Софии Киевской»











Учитель: Дрокина

Светлана Сергеевна













Облучье


2018 у.г.



Открытый урок музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской."

УМК: Музыка 6 класс учебник и рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.: Просвещение, 2015.

ТИП УРОКА: урок новых знаний

ЦЕЛЬ – углубление представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

ЗАДАЧИ:

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);

проектно- исследовательская (методы проектов, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения).

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, проектор и экран, синтезатор, магнитная доска,

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, творческая тетрадь.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, текст песни “Молитва” гр. “Смеш”, листы самооценки, рисунок с арфой и нотки-смайлы для рефлексии.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент. Погружение в атмосферу урока в процессе слушания церковного песнопения “Господи, помилуй ”. (2 мин)

- Ребята, ответьте, пожалуйста, под какую музыку начался наш урок?

(Это церковная, духовная музыка.)

- По каким признакам вы это определили?

(“а капелла”, многоголосие, манера исполнения, содержание текста)

II. Актуализация ранее полученных знаний. (13 мин)

на экране картина неба

- Как вы понимаете слово духовная?

(успокаивающая душу, очищающая, красивая внутренним содержанием)

ПРОВЕРКА Д/З в виде терминологической викторины «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

- На предыдущих уроках мы уже говорили о духовной музыке, о музыкальном искусстве Древней Руси. Дома вам нужно было повторить записи. А теперь давайте проверим ваши знания.

Проводится терминологическая викторина. (приложение 1)

- Спасибо. Вижу, что предыдущие уроки не прошли для вас даром.

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ “ МОЛИТВА ”)

- А у меня есть свой дополнительный вопрос к классу:

- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?

(Да)

- Какую современную молитву вы знаете? (“Молитва”группыСмеш)

а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

- Встали.

  • Упражнение на умение экономить дыхание (“Воздушный шар”)

- Надуваем шар в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)

  • Греем руки на морозе” (дышат 8раз)

  • Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

Вот иду я вверх, вот иду я вниз ” (поступенное пение вверх и возвращение вниз к тонике)

Качели ” (легато)

Сне…………….жинка ” (пение от 5-й ступени арпеджио)

на экране видео сопровождает песню

б) ИСПОЛНЕНИЕ “МОЛИТВЫ" (приложение 2):

- Первые 7 строчек поют солисты. Остальные3 строчки – весь класс.

в) ВЫВОД:

- Чем отличается молитва XXI века от партесной молитвы XVIIвека?

( здесь одноголосный унисон,

там многоголосье - партесное пение

присутствует аккомпанемент,

исполнительский приём “а капелла”)

- А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп,) – т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.

III. Новая тема. “Фрески Софии Киевской” В.Кикты.(15мин)

- Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке, к музыкальному произведению 2-й половины XX века, написанному в честь 1000-летия крещения Руси.

А к какому произведению, нам подскажет путеводитель – наш учебник.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр. 58 (читают тему и записывают в тетрадь)

на экране фото композитора и собора св. Софии с учебника стр.58

- Итак, о каком произведении пойдет речь на уроке? (1-е предложение абзац №3)

- Кто является автором симфонии «Фрески Софии Киевской»?

Валерий Григорьевич Кикта – советский композитор, которому на данный момент 77 лет. Что о нем сказано в учебнике (1-й абзац).

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

- Мы попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

- Сегодня нам даже предстоит побывать в роли музыкантов и художников, увидеть связь музыки и живописи, связь времен.

- А теперь внимание на экран…

ПРОСМОТР ВИДЕО О СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- Давайте поделимся впечатлениями. Какие чувства, мысли вызывает эта музыка?

(Будто певец-сказитель игрой на гуслях рассказывает о былом.Кажется, будто оказываешься в этом храме и по настоящему переживаешь страницы истории, глядя на росписи стен.)

на экране фото из храма

- Мы с вами прослушали часть концертной симфонии для арфы с оркестром.А сколько частей должно быть в классической симфонии?

Правильно, 4-е. Но эта симфония является неким исключением, в ней 9 частей.

на экране появляются названия частей

1. Орнамент 1, 2. Зверь нападает на всадника, 3. Орнамент 2, 4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого, 5. Михайловский придел, 6. Борьба ряженых, 7. Музыкант, 8. Скоморохи, 9. Орнамент.

- Ребята,скажите, какое название повторялось?

- Да, действительно, «Орнамент». Именно музыка этой части звучала в видео.

- Что же, вообще означает слово «орнамент»?

(узор с повторяющимися элементами)

РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ стр. 22ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ.

На экране фрагмент из рабочей тетради стр. 22

- Давайте прочитаем определение вверху.

- Скажите, а такой узор можно назвать орнаментом? Докажите.

- А на что еще похож данный узор?

- Правильно, на схему музыкальной формы рондо?

- А теперь снова работаем в рабочей тетради. На стр.22 внизу есть два фрагмента – изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Проведём маленькое исследование.

- Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? (Имя), объясни ход своих мыслей.

Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом)

- Сколько голосов в музыкальном орнаменте? (Два: первый и второй голос)

- Давай посмотрим, может быть, изобразительный орнамент тоже двухголосный? (Второй голос усилен множеством мелких нот. И нижняя часть рисунка тоже насыщена мелкими узорами.

Первый голос состоит из долгих длительностей. Поэтому они редко расположены. И в верхней части изобразительного орнамента тоже меньше узоров.)

- Какой из этого исследования следует вывод? ( Данный изобразительный орнамент – музыкальный.)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр. 59

на экране нотный фрагмент Орнамента с учебника стр.59

- Снова обратимся к учебнику. На стр.59 нотный пример. Это фрагмент партитуры арфы музыкальной части «Орнамент».

- Какую особенность вы наблюдаете в нотной записи? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.

учитель показывает разложенные аккорды на синтезаторе (тембр арфы № )

ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

- На звучание какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)

Теперь представьте, что каждый из вас – это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 – 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа). Каждая из ваших групп – это разложенный аккорд по типу арпеджио.

дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под инструмент.

- Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)

IV. Проектная деятельность в творческих группах (7 мин)

на экране фреска: “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Именно того князя, по велению которого 10 веков назад в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возвели величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери - Вера, Надежда, Любовь.

- Ребята, напомните мне, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?

Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.

- Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам.

- У вас на столах имеются карточки с предлагаемыми элементами музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.

- Например, вы четверо – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркиваете его. А вы четверо – музыканты, выбираете подходящие элементы музыкальной речи и также выделяете их.

- Чтобы работа получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска каждого элемента.

- Выберете капитана команды, который сможет объяснить результаты вашей деятельности.

(приложение 3)

ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Линия – прямая, ломаная

Тембр инструментов –

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

мерцающий,

яркий.

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное

Развитие музыки –инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

 на экране “Портрет дочерей Ярослава Мудрого” (дети работают, определяют элементы музыкальной речи )

- А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора

СЛУШАНИЕ “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”

- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).

Правильный вариант ответов

Мелодия – поступенная

Линия – прямая

Тембр – арфа, скрипка-тремоло

Колорит – мерцающий

Форма – вариация

Композиция – располож. частей повторное

Развитие музыки – динамическое, темповое

Развитие худ.идеи – приближение

- Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (темповое развитие тоже необходимо было определить) Сравнение. Оппоненты - 2,3 группы.

РЕЗУЛЬТАТ: - Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

РЕФЛЕКСИЯ: - Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?

- Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз.проект? (умение

определять живописные и музыкальные средства выразительности)

ВЫВОД: - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас,

потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?

- Как он этого добился? (у него особый музыкальный язык: музыкальная интонация напоминает былинный сказ, выбор солирующего инструмента арфы, подражающей гуслям, приёмов исполнения: тремоло, арпеджио, формы произведения)

- Мы смогли добиться поставленной цели? (да)

V. ИТОГ УРОКА (3 мин.):

-. С каким музыкальным произведением мы познакомились?

- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

(Люди не должны забывать о доброте, заботе, уважении.И тогда мир будет существовать в гармонии.)

Оценка и самооценка деятельности учащихся за урок. (приложение 4)

- Я думаю, что наш урок прошел не зря, все старались показать свою работу.Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена). А теперь хотелось бы, чтобы вы оценили себя сами. Можно поставить галочки.

Домашнее задание:

- А теперь запишите домашнее задание. Творческая тетрадь, стр.25.

Рефлексия:

- Наш урок подошел к концу. Мне было очень приятно с вами пообщаться. Надеюсь и вы получили положительные эмоции. Предлагаю украсить вот эту арфу нотками-смайликами по ощущениям от урока. (Дети крепят нотки к арфе).(приложение 5)

См. приложения.

(приложение 1)

(обращение к Богу; просительная, покаянная, хвалебная и благодарственная)


Как называлась система верований, обычаев и обрядов древних славян?

(язычество или многобожие)


Какое важное историческоесобытие произошло на Руси в 988 году?

(крещение Руси)


Кто провозгласил на Руси веру в единого бога Иисуса Христа?

(князь Владимир Красно Солнышко)


Как называется пение без сопровождения?

(а капелла)


Как называлась для записи церковной музыки специальная нотация безлинейными знаками?

(знаменная или крюковая)


Что представлял собой «знаменный распев»?

(одноголосное протяжное пение)


Как по-другому называлось многоголосное средневековое церковное пение?

(партесное, «партес» означает голоса))


Как называется вид живописи, предназначенный для создания священных изображений?

(иконопись)


Какой русский художник является создателем знаменитой иконы «Троица»?

(Андрей Рублев)


Руке какого великого византийского мастера фресковых росписей принадлежит фреска «Троица»?

(Феофану Греку)


Что представляет собой искусство украшения стен и потолков, то есть «фреска»?

(живопись по сырой штукатурке)


Что такое молитва и какими они бывают?















(приложение 2)

Текст песни «Молитва»

Долгой музыкой дождя

День над нами проплывает

И возвратить его нельзя

Он смолкнет и растает

Долгой музыкой дождя

Свой привычный круг друзей

С теплой грустью вспоминаю

В водовороте шумных дней

Все больше я теряю

Свой привычный круг друзей


О, Боже, дай мне сил

Что задумано, успеть

Ни о чем не сожалеть

О, Боже, дай мне сил

И терпенья одолжи

Против зависти и лжи

Зависти и лжи


Время словно карусель

Закружить легко нас может

И блеском призрачных огней

Покой и сон тревожит

Время словно карусель

Сколько в сердце свежих ран

От измен и сожалений

Но никому я не отдам

Надежду, путь к спасенью

Никому я не отдам


О, Боже, дай мне сил

Что задумано, успеть

Ни о чем не сожалеть

О, Боже, дай мне сил

И терпенье одолжи

Против зависти и лжи

Зависти и лжи


О, Боже, дай мне сил

Что задумано, успеть

Ни о чем не сожалеть

О, Боже, дай мне сил

И терпенье одолжи

Против зависти и лжи

Зависти… и лжи



(приложение 3)ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Линия – прямая, ломаная

Тембр инструментов –

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

мерцающий,

яркий.

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное

Развитие музыки –инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Линия – прямая, ломаная

Тембр инструментов –

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

мерцающий,

яркий.

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное

Развитие музыки –инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Линия – прямая, ломаная

Тембр инструментов –

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

мерцающий,

яркий.

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное

Развитие музыки –инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба



(приложение 4)

(приложение 5)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!