СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлена презентация, конспект, аудио-, видео материалы к уроку музыки в 6 классе на тему "Фрески Софии Киевской". 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской"»

Конспект урока музыки для 6 класса.

Тема урока: «Фрески Софии Киевской».

Тип урока: образовательно - обучающий; комбинированный.

Урок - беседа.

Цель урока : Расширить представление о прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Задачи:                                                                            - Повторение ранее изученных фрагментов и знакомство с другими частями Концертной симфонией «Фрески Софии Киевской»;                                                 - Развивать навыки анализа музыкального произведения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- овладение навыков пения в ансамбле; исполнения голосом кантелены;

- закрепление понятия музыка в народном духе;

- проявление культуры исполнения песен в ансамбле;

Метапредметные:

- овладение навыками выразительного исполнения вокальных произведений;

- самостоятельно увидеть взаимосвязь различных видов искусств: музыки и изобразительного искусства;

Предметные:

- объяснить строение симфонии и принцип строения концертной симфонии;

- находить ошибки и уметь анализировать их;

- преодолевать трудности при выполнении учебных заданий: пластическое интонирование; пение приемом кантелена;

- уметь анализировать услышанный музыкальный фрагмент; делать вывод по теме.


Ход урока

Музыканты - извечные маги

Вызывают виденья веков…

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Повторение пройденного материала

Беседа по вопросам:

- Когда в России зародился жанр духовной музыки, с какими историческим событием он связан?

- Как называется жанр церковной музыки Древней Руси?

3. Работа по теме урока

  Значение творчества рус. композитора 18в. М.Березовского состоит в том ,     что появился и развился жанр церковной музыки — духовный концерт. Русская церковная музыка в это время становится частью храмового синтеза искусств, воздействует на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

Презентация

«Храм св. Софии в Киеве»                                                                               

«Интерьеры храма и настенная роспись»

Вспомните современного украинского композитора и название его произведения, посвящённого этому историческому памятнику. (Ответ).

«Портрет В.Кикты»


Какое событие, в эпоху какого русского князя побудило появление этого архитектурного шедевра? (Ответ).

«Портрет Ярослава Мудрого»

б) «Фрески Софии Киевской» - необычная симфония. Это своего рода большая инструментальная былина, в которой повествуется о значительной странице   в истории русского государства, о духовном богатстве русского народа, воплотившемся и в уникальном памятнике архитектуры, его живописных фресках, и в народном искусстве Руси.

«Орнамент»

Слушание: В.Кикта. «Орнамент»(1)

Вспомните название прозвучавшего фрагмента (Ответ).

 По словам композитора, «Орнамент» - самый значительный образ, это ощущение старины и тех центральных событий, связанных с историей Киевской Руси. В симфонии явно ощущается влияние жанра инструментального концерта. Какой инструмент является солирующим и почему ? (Ответ)

По мнению композитора, арфа, инструмент «чистой красоты», приближает слушателей к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание гуслей.

«Изображение гуслей, арфы, симфонического оркестра»

Пёструю картину музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Послушайте неоднократно повторяющуюся тему «Орнамент». Отметьте, какие изменения вносит композитор при повторении темы.

Слушание: В.Кикта. «Орнамент»(2)

(Ответы учащихся: меняется ритм, тембр, добавляется звучание других инструментов — трубы, колоколов).

Представьте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало многоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной жизни: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Музыкант».

«Изображение фресок: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Музыкант».


В симфонии композитор создаёт яркие запоминающиеся образы: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Музыкант».

Слушание: В.Кикта. Портрет дочерей Ярослава Мудрого

«Фреска «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»

- Какой приём изложения использовал композитор при создании образов движущихся девушек? (Приём изобразительности и выразительности).

В «Групповом портрете» - два плана звучания. Первый — нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создаёт трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй — нисходящие, повторяющиеся интонации арфы, которые звучат неопределённо, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утончённых девушек, дочерей князя, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.


«Фреска «Скоморохи.

Послушайте часть симфонии, которая называется «Скоморохи».

Слушание: В.Кикта. Скоморохи.

- Почему композитор ввёл в симфонию, посвящённую Софийскому собору образы народных весельчаков и балагуров — скоморохов? (Для создания контраста образов в общей композиции симфонии).

- Каковы особенности муз. языка в этой части симфонии? (Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях).

- Имитацию звучания каких народных инструментов мы слышим в музыке «Скоморохов»? (Подражание балалаечным, свирельным наигрышам, перезвону бубенцов).

. «Изображение скоморохов, балалайки, свирели,бубенцов.

. Каковы приёмы изложения музыкального материала? (Ответ:изобразительность и выразительность).

Образы народной жизни представлены в живописных фресках, которые получили названия «Борьба ряженых» и «Музыкант».

в) Домашнее задание

 Прослушать произведения. Записать в тетрадях размышления и сделать анализ произведений. Какими приёмами композитор достигает развития образов?

4.Заключительный раздела слушания: рефлексия.

- Какой из образов симфонии произвёл на вас особое впечатление и почему? (Ответы).

- В чём современность музыкальных образов, созданных композитором в этом сочинении?

- Какое новое понятие вы усвоили на уроке? (Концертная симфония — это симфония для солирующего инструмента с оркестром).


Вывод :


  •  Памятники зодчества и архитектуры вызывают у композитора чувство необыкновенного подъема, идущее из глубины души. И это чувство композитор воплощает в музыке.

  •  Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!