Цели урока:
Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к вокальному искусству
Ход урока
Добрый день, дорогие ребята!
Тема нашего занятия – «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
В сегодняшнем путешествии, мы вспомним творчество великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, оперу « Садко». Известные театры оперы и балета.
Первая наша станция – « Опера». Ребята, давайте, вспомним, что такое опера?
-(Ответы детей)
Слайд №1: Опера – вид театрального искусства, основанного на соединении слова, музыки и сценического действия. Слово « опера» переводиться с итал. как – творение, труд.
-Ребята, а когда и где появилась опера? (ответы детей)
Появилась в XVII веке в Италии как придворное зрелище и вскоре, став доступной широкой публике. Распространилась по всей Европе. Наивысшего развития опера достигла в XIX-начало XX веков.
- А в чем заключается специфика оперного спектакля? Какую роль играет хор?
-(ответы детей)
Слайд №2: Специфика оперного спектакля состоит в том, что сценическое действие сопровождается пением артистов и звучанием симфонического оркестра.
Характеры и чувства героев оперы раскрываются в сольных номерах(ария, ариозо, каватина, баллада, песня) музыкальные ансамбли ( дуэт, трио и тд.) передают сценический диалог двух и более персонажей.
Большую роль в оперном спектакле играет хор, особенно в картинах, передающих народную жизнь.
- Ребята, всё внимание на экран. Мы с Вами видим зал оперного спектакля. В оркестровой яме перед сценой располагается симфонический оркестр. Здесь же на возвышении на сцене стоит дирижёр – руководитель оркестра.
-А кто мне ответит на вопрос – « Что звучит перед началом оперы»?
(Ответы детей): Правильно, молодцы. Конечно же, перед началом оперы звучит – увертюра
( открытие, начало).
Работа в музыкальных словариках.
(Записываем термины: ария, ансамбль, речитатив, либретто)
Слайд №3: Русская опера складывалась в XVIII веке. Ее расцвет, как национального классического искусства пришёлся на XIX век, и связан с шедеврами М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова.
- Ребята, назовите, пожалуйста, театры оперы и балета, которые Вы знаете...
- (ответы детей)
Слайд №4: Всемирно известными театрами оперы и балета являются:
Большой театр – Россия, Москва
Мариинский театр – Россия, Санкт-Петербург
Ла Скала – Италия, Милан
Ковент Гарден – Англия, Лондон
Гранд Опера – Франция, Париж
Метрополитен Опера – США, Нью-Йорк
- Сейчас, мы с Вами переходим к творчеству великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова.
Слайд№5: Н.А. Римский – Корсаков ( 1844-1908) – известный русский композитор, музыкальный критик и дирижер. Участник Балакиревского кружка «Могучая кучка».
Родился 18 марта 1844 года в Тихвине (Ленинградская область), в старинной дворянской семье.
В детстве, композитор очень любил географию и мечтал стать моряком.
Главным жанром в творчестве композитора стала опера.
Свою первую оперу «Псковитянка» он написал в 1872 году.
В 1879 году появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя.
в 1862 году по окончании Морского корпуса композитор отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По возвращении в 1865 году композитор не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.), ряд романсов (всего 79 романсов).
В 1881 г. Римский – Корсаков создал, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского.
После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам.
Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки.
Краткое содержание оперы « Садко» ( презентация)
Работа с учебником ( 48-52)
Слушание музыки
- Вступление к опере « Садко»
- Песня Садко и колыбельная Волховы
- Песни заморских гостей
- Споем главные темы Оперы
Работа с учебником (страницы 48-57), отвечаем на вопросы.
Домашние задание:
(найти с помощью Интернета в фольклоре своего края сказки. Легенды, песни, в которых воплощаются образы народных музыкальных сказителей. Чем они похожи на Садко?
Исполнение песни.
Наше путешествие подошло к концу. До новых встреч!