СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке на тему" Первое путешествие в музыкальный театр". Опера

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока, дети знакомятся с особенностями оперного жанра. с творчеством русского композитора Михаила Ивановича Глинки

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке на тему" Первое путешествие в музыкальный театр". Опера»

Цели урока:

Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к вокальному искусству


Ход урока

Добрый день, дорогие ребята!

Тема нашего занятия – «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

В сегодняшнем путешествии, мы вспомним творчество великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, оперу « Садко». Известные театры оперы и балета.

Первая наша станция – « Опера». Ребята, давайте, вспомним, что такое опера?

-(Ответы детей)


Слайд №1: Опера – вид театрального искусства, основанного на соединении слова, музыки и сценического действия. Слово « опера» переводиться с итал. как – творение, труд.

-Ребята, а когда и где появилась опера? (ответы детей)

Появилась в XVII веке в Италии как придворное зрелище и вскоре, став доступной широкой публике. Распространилась по всей Европе. Наивысшего развития опера достигла в XIX-начало XX веков.

- А в чем заключается специфика оперного спектакля? Какую роль играет хор?

-(ответы детей)

Слайд №2: Специфика оперного спектакля состоит в том, что сценическое действие сопровождается пением артистов и звучанием симфонического оркестра.

Характеры и чувства героев оперы раскрываются в сольных номерах(ария, ариозо, каватина, баллада, песня) музыкальные ансамбли ( дуэт, трио и тд.) передают сценический диалог двух и более персонажей.

Большую роль в оперном спектакле играет хор, особенно в картинах, передающих народную жизнь.

- Ребята, всё внимание на экран. Мы с Вами видим зал оперного спектакля. В оркестровой яме перед сценой располагается симфонический оркестр. Здесь же на возвышении на сцене стоит дирижёр – руководитель оркестра.

-А кто мне ответит на вопрос – « Что звучит перед началом оперы»?

(Ответы детей): Правильно, молодцы. Конечно же, перед началом оперы звучит – увертюра

( открытие, начало).


Работа в музыкальных словариках.

(Записываем термины: ария, ансамбль, речитатив, либретто)

Слайд №3: Русская опера складывалась в XVIII веке. Ее расцвет, как национального классического искусства пришёлся на XIX век, и связан с шедеврами М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова.

- Ребята, назовите, пожалуйста, театры оперы и балета, которые Вы знаете...

- (ответы детей)

Слайд №4: Всемирно известными театрами оперы и балета являются:

  • Большой театр – Россия, Москва

  • Мариинский театр – Россия, Санкт-Петербург

  • Ла Скала – Италия, Милан

  • Ковент Гарден – Англия, Лондон

  • Гранд Опера – Франция, Париж

  • Метрополитен Опера – США, Нью-Йорк

- Сейчас, мы с Вами переходим к творчеству великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова.

Слайд№5: Н.А. Римский – Корсаков ( 1844-1908) – известный русский композитор, музыкальный критик и дирижер. Участник Балакиревского кружка «Могучая кучка».

Родился 18 марта 1844 года в Тихвине (Ленинградская область), в старинной дворянской семье. 

В детстве, композитор очень любил географию и мечтал стать моряком.

Главным жанром в творчестве композитора стала опера.

Свою первую оперу «Псковитянка» он написал в 1872 году.

В 1879 году появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя.

в 1862 году по окончании Морского корпуса композитор отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По возвращении в 1865 году композитор не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.), ряд романсов (всего 79 романсов).

В 1881 г. Римский – Корсаков создал, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского.

После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам.

Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки.

Краткое содержание оперы « Садко» ( презентация)

Работа с учебником ( 48-52)

Слушание музыки

- Вступление к опере « Садко»

- Песня Садко и колыбельная Волховы

- Песни заморских гостей

- Споем главные темы Оперы

Работа с учебником (страницы 48-57), отвечаем на вопросы.

Домашние задание:

(найти с помощью Интернета в фольклоре своего края сказки. Легенды, песни, в которых воплощаются образы народных музыкальных сказителей. Чем они похожи на Садко?

Исполнение песни.

Наше путешествие подошло к концу. До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!