СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 5 классе по теме «Десятичная запись дробей»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 5 классе по теме «Десятичная запись дробей»»

Конспекты уроков по математике в 5 классе

Урок 1 «Десятичная запись дробей»

Дата: 23.10.2023 г

ОО: МАОУ Зайковская СОШ №2

Класс: 5

Предмет: Математика

Преподаватель: Ерондаева Ю.В.

Тема урока: Десятичная запись дробей

Тип урока: открытия новых знаний

Цель урока: ввести понятие десятичной дроби, сформировать умение узнавания дробей и перевода обыкновенной дроби в десятичную.

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом представления обыкновенных дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. в виде десятичных дробей,

Воспитательная: формирование умения слушать других.

Развивающая: развитие познавательного интереса к математике путём создания проблемной ситуации, развитие логического мышления, памяти, внимания.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать и правильно употреблять термины, связанные с десятичными дробями.

Метапредметные: познавательные УУД: выявлять существенные признаки математических объектов; коммуникативные УУД: грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, участвовать в групповых формах работы; регулятивные УУД: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи, владеть способами самоконтроля, оценить соответствие результата деятельности поставленной цели.

Личностные: необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, в том числе ранее не известных.

Принципы обучения: принцип деятельности; принцип наглядности; принцип целостности; принцип психологической комфортности; принцип сознательности и активности;

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, интерактивная презентация, доска, разработанные упражнения в онлайн-сервисах.

Использование ИКТ:

  • Демонстрация презентации с использованием сервиса https://prezi.com/

  • Открытие новых знаний с использованием сервиса https://learningapps.org/

  • Google Classroom: учитель - публикация задания, обучающиеся – прикрепление текстового ответа или запись в комментариях

  • Выполнение интерактивного упражнения https://learningapps.org/

  • Домашняя работа с использованием сервиса https://www.yaklass.ru/

  • QR – код для обратной связи с обучающимися

План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения).

  4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

  5. Открытие новых знаний.

  6. Физминутка.

  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  9. Подведение итогов.

  10. Информация о домашнем задании.

  11. Рефлексия учебной деятельности.













Ход урока

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку.


Дети осматривают свое рабочее место, все ли они подготовили к уроку математики.

Ученики приветствуют учителя.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Приветствует детей,

мобилизует внимания детей.

Здравствуйте, ребята!

Как я рада видеть вас

На уроке в этот час!

Я надеюсь, все здоровы?

Думать, отвечать готовы,

Не лениться, не скучать

И друг другу помогать?

А чтобы помогать, надо настроиться на взаимопонимание.

Повторяйте за мной слова и жесты:

Я… принимаю Вас

Мои уши… слышат Вас

Мои глаза… видят Вас

Мой разум…направлен на Вас

Мое сердце… с Вами

Между нами мир… любовь… счастье и согласие!

Включаются в деловой ритм урока.







Повторяют за учителем слова и жесты

  1. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения).

Организует актуализацию ранее изученных знаний и способов действий, подготавливает мышление обучающихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового знания, организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения, фиксирование затруднения во внешней речи.

Итак, слушайте.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …..

А вот о ком будет сказка, догадайтесь сами.

- Как называют жителей этого государства, у которых есть числитель и знаменатель?

- Правильно. Поэтому и само государство называется Дробное.

- Молодцы! На экране жители одного из городов Дробного государства, но одна дробь просто зашла в гости. Как вы думаете, какие дроби живут в этом городе, а кто - гость? Почему?


- Жители города хоть и похожи, но живут на разных берегах реки. Как бы вы расселили дроби на двух берегах (разделили на две группы)? С чего надо начать?


-А что может быть общего и различного в дробях?

- По какому признаку можно разделить эти дроби на две группы?


- Правильные дроби живут на левом берегу реки, а неправильные – на правом. Найдите на экране дроби, которые находятся не на своём месте, прочитайте их и переместите на свой берег.


- Выделите целые части из неправильных дробей.


- Как называются получившиеся числа?


- Ребята, а что вы знаете об обыкновенных дробях и что умеете делать?


- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

- Слушайте сказку дальше. Правили в городе король Нуль, важный, пузатый, но в сущности – пустой, и его сестрица, королева Единица, которая всегда стояла в знаменателе впереди братца.

Король Ноль больше всего любил устраивать балы, на которые приглашал всех знатных жителей города. Но, в конце концов ему это наскучило. И тогда он издал указ, в котором велел дробям явиться на бал в таком наряде, в котором ни он, ни королева их узнать бы не могли, но при этом дроби должны были остаться самими собой.


- Ребята, как вы думаете, о чём дальше будет наша сказка?

- Может быть, кто-то знает такой способ?

- Верны ли предложенные вами способы?

-Вот и дробные числа перепробовали все возможные способы, но как не перекраивали свои платья, так ничего и не могли придумать.







Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.


-Обыкновенные дроби


- Живут в этом городе дроби, у которых в знаменателе единица и нули. Дробь не из этого города.

- Сначала надо сравнить дроби.



- Выяснить, что общего и чем отличаются дроби.

- Числитель и знаменатель.

- На одном берегу правильные, а на другом неправильные дроби.


Подходят к интерактивной доске, читают дроби, которые будут перемещать, и перемещают в нужную группу.


Отвечают устно. Выделяют целую часть из неправильных дробей.

- Смешанные числа.

-Записывать, читать, сравнивать, складывать, вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, различать правильные и неправильные дроби, выделять целую часть из неправильной дроби и т.д.



Слушают рассказ учителя.





О том, как иначе записать дроби, в знаменателе которых 1 и нули.

Предлагают свои способы, например, поменять местами числитель и знаменатель, обсуждают их правильность,

фиксируют затруднение.


  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

Организует работу по формулированию обучающимися темы урока, постановке цели урока, составлению плана действий по её достижению

-У числа 6 в городе Знаков жила знакомая портниха, Запятая. Совсем отчаявшись, дроби решили обратиться к ней за помощью.

Запятая, не долго думая, отрезала целую часть от дробной, числитель от знаменателя, отбросила последний, посчитав его ненужным (ведь в нём всё равно в основном были нули), поставила числитель следом за целой частью, а сама встала между ними, так как тоже очень хотела попасть на бал. (Разрезает напечатанное на листе бумаги смешанное число, прикрепляет на доску число 6,4).

6 = 6,4

Обрадовались дроби: «Ой, как легко стало, как удобно! Мы теперь стали похожи на натуральные числа – также записаны в одну строчку!

- А как же мы будем теперь называться?»

- Ребята, как бы вы назвали новую запись дробных чисел?

Новая запись дробей, знаменатель которых представляет собой 1 с нулями, называется десятичной записью, или десятичной дробью.

- Какое название можно дать нашей сказке? (т.е. какая тема урока?)

- Я немного переформулирую. «Десятичная запись дробных чисел».

- Откройте тетради, запишите название сказки (тему урока).

- «Давайте скорее шить новые платья!» - заволновались дроби.

Запятая быстро взялась за работу.

Вот, что у неё получилось.

Дробное число

Десятичная дробь

6

6,4

6

6, 43

8

8,203

6

6,4 ?

?

- «Если делать так, как предложила Запятая, то мы с числом 6 станем близнецами! Но мы же разные!» - возмутилось число 6 .

- Да, что-то пошло не так.

- Давайте теперь подумаем, а что же нужно знать, чему научиться, чтобы переодеть все дроби к балу и никого не перепутать?

Помогает сформулировать цель урока, составить план действий по её реализации с опорой на кластер кластер.

Дес.

дроби



Читать

дес.др.


Записы-вать дес.др.





Алгоритм

записи







Слушают, смотрят

















Предлагают свои названия.




-Десятичная дробь.


Записывают тему в тетради.
































С помощью учителя формулируют цель урока и составляют план действий по его реализации.

  1. Открытие новых знаний.

Организует работу по составлению алгоритма десятичной записи дробных чисел,

Вспомните, какие трудности возникли у портнихи Запятой.

  • Давайте рассмотрим презентацию с использованием сервиса https://prezi.com/

Давайте попробуем преобразовать обыкновенные дроби в десятичные. Предлагаю Вам выписывать дроби из интерактивного упражнения https://learningapps.org/23120969.


Каждый записывает себе в тетрадь, параллельно по одному человеку будут выходить к доске. Что вы заметили, выполняя данный интерактивное упражнение?

А как можно увеличить количество цифр в числе, так, чтобы само оно при этом не изменилось? В качестве подсказки посмотрите на дату сегодняшнего урока.

Показывает, как правильно записать дробь

6 в виде десятичной дроби.

Дробная часть

Целая часть

Совместно с детьми выполняет последний пример. Прикрепляет на доску общую схему десятичной дроби.





Попробуем составить алгоритм представления дробных чисел со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. в виде десятичных дробей. Что нам может в этом помочь?

- Откройте учебник на странице 92-93, прочитайте все выделенные фрагменты, попробуйте расставить действия в нужном порядке.

Показывает на экране скорректированный алгоритм записи дробных чисел в виде десятичных дробей. Такой же алгоритм раздаёт детям в распечатанном виде.

Алгоритм представления дробного числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в виде десятичной дроби

  1. Если дробь неправильная, выделите из неё целую часть.

  2. Напишите целую часть. Если дробь правильная, то напишите цифру 0.

  3. Поставьте запятую.

  4. Сосчитайте количество цифр в числителе и количество нулей в знаменателе дроби.

  5. Уравняйте, если нужно, количество цифр в числителе и количество нулей в знаменателе дроби. Для этого добавьте перед числителем нужное количество нулей.

Напишите после запятой числитель дроби.




Делают записи в тетради по ходу просмотра презентации.




Не все дроби смогли правильно записать

Каждый заполняет таблицу, затем проверяют




- Количество цифр в знаменателе дроби равно количеству нулей в знаменателе.


- Приписать перед числом нули.














Делают предположение, что надо обратиться к учебнику.


Читают вслух, предлагают свои варианты порядка действий.















  1. Физминутка

Предлагает детям отдохнуть. Показывает упражнения - Мы много работали, теперь надо отдохнуть. Встаньте из-за парт и повторяйте упражнения за мной:

К солнцу потянулись,

До земли нагнулись,

Небо обхватили,

Глаза ладонями прикрыли,

Потом в окошко посмотрели

И опять на место сели.

Выполняют упражнения.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Показывает на доске приём записи десятичной дроби, заменяя количество цифр в знаменателе точками.

- Все жители города бросились шить себе новые наряды. Поэтому портнихе Запятой пришлось набирать себе помощников. Для этого она открыла школу подмастерьев. А первыми учениками этой школы станете вы.

- Чему вы должны здесь научиться?


Вызывает по очереди к доске двух обучающихся, записывает на доске дробные числа. Даёт задание: перевести дробные числа в десятичные дроби, проговаривая при этом каждый шаг алгоритма.

7 25/100; 5/1000



- Представлять дробные числа в виде десятичной дроби.

Двое обучающихся по очереди выходят к доске, выполняют задание. Остальные записывают решение в тетради.

Проверяют, оценивают

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание, взаимопроверку по эталону

А теперь выполните задание на соотнесение обыкновенных и десятичных дробей. Учитель открывает интерактивное упражнение https://learningapps.org/view2024685

Работайте парами. Вначале выполняют своё задание ребята, сидящие на 1варианте, проговаривают вслух алгоритм, записывают, те, кто сидит на 2 варианте ничего при этом не записывают, только слушают и смотрят. Затем поменяйтесь ролями.

Проверьте работу своего соседа по парте и поставьте оценку.

«5»- всё верно

«4» - одна ошибка

«3» - больше одной ошибки

Выполняют задание в парах, проговаривая вслух каждый пункт алгоритма.

Выполняют задания по вариантам, проверяют самостоятельно по образцу на слайде.

Оценивают работу соседа по парте.






  1. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с десятичными дробями.

А теперь давайте подведём итоги нашей работы.

- Какие задачи вы ставили перед собой?

- Все ли они решены?

  1. Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?

  2. Как называют число, записанное перед запятой?

  3. Как называют число, записанное после запятой?

  4. Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?

  5. Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы учителя.

  1. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание можно посмотреть в электронном дневнике.

Неоходимо выполнить домашнюю работу в Яклассе по ссылке: https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=Y6PgKhvPK0qYSj6AM7DDSg

Выбирают и записывают в дневник домашнее задание.


  1. Рефлексия учебной деятельности

Предлагает детям оценить свою работу на уроке по следующим критериям:

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Перейдите по QR - коду для обратной связи и ответьте на поставленные вопросы.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!