Урок № 6
Тема: «Сравнение групп предметов.
Отношения «больше», «меньше», «столько же».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же.
Задачи:
- начать формирование понятия «количество» на уровне практических действий;
- организовать моделирование количества при помощи различных элементов;
Ресурсы:
- презентация «Урок № 6. Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же».
- учебник М.И. Моро «Математика.1 класс». I часть.
- «Рабочая тетрадь» М.И. Моро «Математика. 1 класс». I часть.
Планируемые результаты
Предметные | Метапердметные | Личностные |
- сравнивать две группы предметов, объединяя их в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счёте; - учиться делать выводы о том в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе меньше (больше). | - удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения; - сравнивать группы предметов по количественному признаку; - искать разные способы решения задачи, оценивать себя, свои границы знания и незнания. | - проявлять интерес к математике; - осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
«Пропиши в тетради» .(Слайд № 2)
- Откройте ваши тетрадки и возьмите ручки. Посмотрите, какое задание придумал для вас сегодня Старательный Карандаш.
- Рассмотрите внимательно фигуру, которую вам нужно прописать в тетради. Что она вам напоминает?(Перевёрнутую ёлочку).
- Посчитайте, на сколько клеточек растянулся «ствол» ёлочки? (На три ).
- Рассмотрите, по сколько «веточек» отходит от ствола в левую и правую стороны? (Две).
- Откуда берут начало, как образуется наклон, и какой длины «веточки»?
(Прочертить на доске, отмечая последовательность и направления линий. Затем дети выполняют самостоятельно).
II. Актуализация раннее изученного. (Слайд № 3)
Устный счёт.
«Посчитаем! Сколько?»(Слайд № 3 )
- Рассмотрите картинку, что вы видите? (Весёлые котята играют с клубками).
- Сколько всего котят на картинке?(Восемь)
- Сколько белых котят с пятнами? (Один).
- Сколько рыжих котят? (Трое).
- Сколько чёрных котят? (Четверо).
- Котят какого цвета больше всего? (Чёрных).
- Котят какого цвета меньше всего? (Беленьких).
- Сколько всего клубков на картинке? (Десять)
- Сколько из них красного цвета? (Шесть)
- Сколько клубков синего цвета?(Четыре)
- Каких клубков больше синих или красных? (Красных).
Повторение направлений : «вверх», «вниз», «справа», «слева».
Игра «Угадай предмет» . (Слайд № 4 )
(Щёлк).
- Посчитайте, слева направо: сколько клеточек в этой таблице? (Десять).
(Щёлк- щёлк).
- Посчитайте, сколько клеточек в этой таблице сверху вниз? (Семь).
(Щёлк).
- Посмотрите, сколько разных предметов расположено в клеточках этой таблицы. Один из них я загадала, попробуйте отгадать его. Я буду называть направления: «вверх», «вниз», «влево», «вправо» и количество клеточек, и если вы хорошо знаете эти слова, то легко угадаете предмет, который я загадала. Начнём!
От нижней правой клетки, где расположено яблоко, вверх 6 клеток, а затем влево 3 клетки и вы наткнулись на..?(Бабочку)
- Проверим? Куда покажет стрелочка.
(Щёлк)
- Вы правы. Попробуем ещё?
От клеточки, где находится пирамидка, вниз – 4 клеточки и затем вправо – 4 клеточки и вы наткнулись на..?(Птичку)
- Проверим? Куда покажет стрелочка.
(Щёлк)
- Вы правы. Попробуем ещё?
От клубнички вверх – 5 клеток, а затем вправо – 7 клеточе к, и вы наткнулись на...?(Корзинку).
- Проверим? Куда покажет стрелочка.
(Щёлк).
- Какой предмет находится выше яблока? (Листик).
- Какой предмет находится ниже кепки? (Колобок).
- Какой предмет находится над ромашкой? (Грибок).
- Какой предмет находится под бабочкой? (Птичка)
- Какой предмет находится слева от божьей коровки? (Ёжик).
- Какой предмет находится справа от колобка? (Машина).
- Какой предмет находится левее пирамидки? (Самолет).
- Какой предмет находится правее морковки? (Яблоко).
Работа в парах.
- А теперь попробуйте поиграть в эту игру с соседом по парте. Пусть каждый из вас по очереди, загадает какой- нибудь предмет, найдет отправную точку и попробует объяснить товарищу, как найти этот предмет в таблице. Начинайте так: чтобы найти предмет, который я загадал, нужно от… (называете любой предмет в таблице) отсчитать …(влево,вправо, вверх, вниз) …(называете количество клеточек ), затем повернуть …(влево,вправо, вверх, вниз) …(называете количество клеточек), и ты наткнулся на… а ваш сосед должен назвать предмет.
III. Самоопределение к деятельности
«Кого больше? Кого меньше? Столько же!» (Слайд №5 )
- Не пересчитывая котят и мышат, скажите, кого больше, а кого меньше. Сложно?
- Давайте расставим их парами: один котёнок и один мышонок.
(Щёлк)
- Всем ли котятам хватило мышат ?(Да).
- А всем ли мышатам хватило в пару котят?(Да)
- Мы можем сказать, что мышат столько же, сколько и котят?(Да, можем).
- Можем ли мы сказать по-другому: мышат и котят одинаковое количество? (Да, можем).
«Чего больше? Чего меньше? На сколько?» (Слайд №6 )
- Посмотрите на картинку и скажите, всем ли ёжикам хватит грибочков? Давайте раздадим каждому ёжику по грибочку, то есть составим пары.
(Щёлк)
- Что скажите? (Всем ёжикам хватило по одному грибочку и ещё остались).
- Мы можем сказать, что грибов столько же, сколько и ёжиков? (Нет не можем).
- Чего на картинке больше, а чего меньше? (Ёжиков меньше, а грибочков больше).
- На сколько больше грибов, чем ёжиков? (На четыре).
- На сколько ёжиков меньше, чем грибов? (На четыре).
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику (стр. 10)
- Рассмотрите картинку вверху страницы. Герои, какой сказки, изображены на ней? (Три поросёнка).
- Кто помнит имена поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф – Нуф).
-Сколько всего поросят? (Три).
- У каждого ли поросёнка есть свой отдельный домик? (Да).
- Мы можем сказать, что поросят и домиков одинаковое количество? (Да).
- А ещё как мы можем сказать? (Поросят столько же, сколько и домиков).
- Рассмотрите рисунок с квадратами и треугольниками и скажите: каждому ли треугольнику есть пара среди квадратов? (Да).
- Сколько квадратов? (Пять).
- Сколько треугольников? (Пять).
- Мы можем сказать , что квадратов столько же, сколько и треугольников? (Да).
- Рассмотрите рисунок с розовыми и зелёными кругами. Скажите каждому ли розовому кругу составит пару зелёный круг? (Нет).
- Какой вывод мы можем сделать? (Зелёному кругу не хватило пары среди розовых кругов, значит зелёных кругов на один больше, а розовых кругов на один меньше, чем зелёных).
- Рассмотрите рисунок на полях страницы слева. Как называются эти куклы? (Это матрёшки).
- Сколько красных матрёшек? (Три).
- Сколько матрёшек жёлтого цвета? (Три).
- Что мы можем сказать о матрёшках, сравнив их количество? (Жёлтых и красных матрёшек поровну).
- Все ли матрёшки одинакового размера?(Нет. у красных и жёлтых матрёшек по одной большой, по одной маленькой и по одной средней кукле).
- Какие матрёшки стоят в самом верху? (Большая жёлтая, а справа от неё красная маленькая).
- Какие матрёшки стоят в среднем ряду?(Красная матрёшка средних размеров, а слева от неё жёлтая средняя матрёшка).
- Как расположились матрёшки в нижнем ряду? (Красная матрёшка большая, а жёлтая маленькая, большая матрёшка стоит справа, а жёлтая – слева).
Работа в тетрадях на печатной основе (стр. 6)
Выполнить четыре задания на стр. 6:
- дорисовать листики во втором ряду, чтобы их стало столько же, сколько и в первом ряду;
- обвести контуры грибочков, определить закономерность с которой они расположены, и раскрасить шляпки в разные цвета;
- раскрасить в нужный цвет заданный сигнал светофора;
- выполнить на клетчатом поле чередование палочек и точек (палочки до середины строки – вертикальные, вторая половина строки – горизонтальные, точка везде расположена в центре клетки).
Работа по учебнику (стр. 11)
- Рассмотрите рисунок (стр. 11). Как зовут этого доктора, который вместо горьких таблеток даёт сладкий шоколад? (Айболит).
- Кого лечит Айболит? (Тигрят).
- Сколько больных тигрят? (Четыре).
- Хватит ли всем тигрятам градусников? (Да хватит и ещё один останется).
- Какой вывод мы сделаем? (Тигрят на одного меньше, чем градусников).
- Всем ли тигрятам хватит лечебных шоколадок? (Да хватит всем, потому что шоколадок столько же сколько и тигрят).
- А хватит ли больным пациентам доктора Айболита вкусного компота? (Нет, всем не хватит).
- Почему? (Потому что стаканов с компотом меньше, чем тигрят).
- Рассмотрите рисунок на полях стр. 11 справа. Порвалась нитка с бусами и несколько бусинок скатились с нитки, нужно дополнит нитку. Для этого внимательно рассмотрите оставшиеся на нити бусины и определите в какой последовательности, то есть в какой закономерности расположены бусы:
- первая – большая красная
- вторая – зелёная
- третья – маленькая красная
Затем всё повторяется снова, это и есть закономерность.
- Какая последняя бусина осталась на нитке? (Большая красная).
- Какая, по закономерности, будет следующей? (Зелёная)
- А затем? (Красная маленькая).
- А потом? (Красная большая).
V. Геометрические представления
Геометрический диктант (Слайд №7)
- Рассмотрите внимательно рисунок, составленный из геометрических фигур.
- Из каких фигур состоит домик в центре? (Из двух квадратов и треугольника)
- Какого цвета нижний квадрат?
- Какого цвета верхний квадрат?
- Какого цвета треугольник?
- Сколько клеточек располагаются внутри одного квадрата?
- Какой высоты «крыша» домика – треугольник?
- Опишите фигуры расположенные справа и слева от домика.
- А теперь запомните хорошенько запомните эти фигуры и постарайтесь
нарисовать такие же в тетради. А фигуры, на некоторое время исчезнут с экрана.
(Щёлк)
- Проверим!
(Щёлк)
VI. Рефлексия
Работа по учебнику (стр. 11, внизу).
- Рассмотрите картинку внизу стр. 11, и ответьте на вопросы:
- О каких предметах мы можем сказать «их поровну»? (О блюдцах и ложечках).
- О каких предметах мы можем сказать, что их меньше? (О чашечках).
- О каких предметах мы можем сказать, что их больше? (Ложечек и блюдец больше, чем чашек).
VII. Итоги урока
- Чему мы учились сегодня на уроке? (Сравнивать количество предметов),
- Как мы сравнивали группы предметов? (Ставили их в пары).
- Что можно сказать о количестве ребят и тарелочек, если после того как все ребята разобрали тарелки, но одна всё таки осталась? (Тарелок больше, чем ребят)