СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 1 классе на тему "Сравнение групп предметов. Больше. Меньше. Столько же."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока математики в 1 классе по теме "Сравнение групп предметов. Больше. Меньше. Столько же." может сопровождаться презентацией на эту же тему, которая присутствует на этом сайте. Презентация содержит элементы анимации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 1 классе на тему "Сравнение групп предметов. Больше. Меньше. Столько же."»

Урок № 6

Тема: «Сравнение групп предметов.

Отношения «больше», «меньше», «столько же».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же.

Задачи:

- начать формирование понятия «количество» на уровне практических действий;

- организовать моделирование количества при помощи различных элементов;

Ресурсы:

- презентация «Урок № 6. Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же».

- учебник М.И. Моро «Математика.1 класс». I часть.

- «Рабочая тетрадь» М.И. Моро «Математика. 1 класс». I часть.



Планируемые результаты

Предметные

Метапердметные

Личностные

- сравнивать две группы предметов, объединяя их в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счёте;

- учиться делать выводы о том в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе меньше (больше).

- удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения;

- сравнивать группы предметов по количественному признаку;

- искать разные способы решения задачи, оценивать себя, свои границы знания и незнания.


- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке.




ХОД УРОКА

I.  Организационный момент.

- Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!


«Пропиши в тетради» .(Слайд № 2)

- Откройте ваши тетрадки и возьмите ручки. Посмотрите, какое задание придумал для вас сегодня Старательный Карандаш.

- Рассмотрите внимательно фигуру, которую вам нужно прописать в тетради. Что она вам напоминает?(Перевёрнутую ёлочку).

- Посчитайте, на сколько клеточек растянулся «ствол» ёлочки? (На три ).

- Рассмотрите, по сколько «веточек» отходит от ствола в левую и правую стороны? (Две).

- Откуда берут начало, как образуется наклон, и какой длины «веточки»?

(Прочертить на доске, отмечая последовательность и направления линий. Затем дети выполняют самостоятельно).



II.  Актуализация раннее изученного. (Слайд № 3)

Устный счёт.

«Посчитаем! Сколько?»(Слайд № 3 )

- Рассмотрите картинку, что вы видите? (Весёлые котята играют с клубками).

- Сколько всего котят на картинке?(Восемь)

- Сколько белых котят с пятнами? (Один).

- Сколько рыжих котят? (Трое).

- Сколько чёрных котят? (Четверо).

- Котят какого цвета больше всего? (Чёрных).

- Котят какого цвета меньше всего? (Беленьких).

- Сколько всего клубков на картинке? (Десять)

- Сколько из них красного цвета? (Шесть)

- Сколько клубков синего цвета?(Четыре)

- Каких клубков больше синих или красных? (Красных).

Повторение направлений : «вверх», «вниз», «справа», «слева».

Игра «Угадай предмет» . (Слайд № 4 )

(Щёлк).

- Посчитайте, слева направо: сколько клеточек в этой таблице? (Десять).

(Щёлк- щёлк).

- Посчитайте, сколько клеточек в этой таблице сверху вниз? (Семь).

(Щёлк).

- Посмотрите, сколько разных предметов расположено в клеточках этой таблицы. Один из них я загадала, попробуйте отгадать его. Я буду называть направления: «вверх», «вниз», «влево», «вправо» и количество клеточек, и если вы хорошо знаете эти слова, то легко угадаете предмет, который я загадала. Начнём!

От нижней правой клетки, где расположено яблоко, вверх 6 клеток, а затем влево 3 клетки и вы наткнулись на..?(Бабочку)

- Проверим? Куда покажет стрелочка.

(Щёлк)

- Вы правы. Попробуем ещё?

От клеточки, где находится пирамидка, вниз – 4 клеточки и затем вправо – 4 клеточки и вы наткнулись на..?(Птичку)

- Проверим? Куда покажет стрелочка.

(Щёлк)

- Вы правы. Попробуем ещё?

От клубнички вверх – 5 клеток, а затем вправо – 7 клеточе к, и вы наткнулись на...?(Корзинку).

- Проверим? Куда покажет стрелочка.

(Щёлк).

- Какой предмет находится выше яблока? (Листик).

- Какой предмет находится ниже кепки? (Колобок).

- Какой предмет находится над ромашкой? (Грибок).

- Какой предмет находится под бабочкой? (Птичка)

- Какой предмет находится слева от божьей коровки? (Ёжик).

- Какой предмет находится справа от колобка? (Машина).

- Какой предмет находится левее пирамидки? (Самолет).

- Какой предмет находится правее морковки? (Яблоко).

Работа в парах.

- А теперь попробуйте поиграть в эту игру с соседом по парте. Пусть каждый из вас по очереди, загадает какой- нибудь предмет, найдет отправную точку и попробует объяснить товарищу, как найти этот предмет в таблице. Начинайте так: чтобы найти предмет, который я загадал, нужно от… (называете любой предмет в таблице) отсчитать …(влево,вправо, вверх, вниз) …(называете количество клеточек ), затем повернуть …(влево,вправо, вверх, вниз) …(называете количество клеточек), и ты наткнулся на… а ваш сосед должен назвать предмет.

III. Самоопределение к деятельности

«Кого больше? Кого меньше? Столько же!» (Слайд №5 )

- Не пересчитывая котят и мышат, скажите, кого больше, а кого меньше. Сложно?

- Давайте расставим их парами: один котёнок и один мышонок.

(Щёлк)

- Всем ли котятам хватило мышат ?(Да).

- А всем ли мышатам хватило в пару котят?(Да)

- Мы можем сказать, что мышат столько же, сколько и котят?(Да, можем).

- Можем ли мы сказать по-другому: мышат и котят одинаковое количество? (Да, можем).

«Чего больше? Чего меньше? На сколько?» (Слайд №6 )

- Посмотрите на картинку и скажите, всем ли ёжикам хватит грибочков? Давайте раздадим каждому ёжику по грибочку, то есть составим пары.

(Щёлк)

- Что скажите? (Всем ёжикам хватило по одному грибочку и ещё остались).

- Мы можем сказать, что грибов столько же, сколько и ёжиков? (Нет не можем).

- Чего на картинке больше, а чего меньше? (Ёжиков меньше, а грибочков больше).

- На сколько больше грибов, чем ёжиков? (На четыре).

- На сколько ёжиков меньше, чем грибов? (На четыре).





IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику (стр. 10)

- Рассмотрите картинку вверху страницы. Герои, какой сказки, изображены на ней? (Три поросёнка).

- Кто помнит имена поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф – Нуф).

-Сколько всего поросят? (Три).

- У каждого ли поросёнка есть свой отдельный домик? (Да).

- Мы можем сказать, что поросят и домиков одинаковое количество? (Да).

- А ещё как мы можем сказать? (Поросят столько же, сколько и домиков).



- Рассмотрите рисунок с квадратами и треугольниками и скажите: каждому ли треугольнику есть пара среди квадратов? (Да).

- Сколько квадратов? (Пять).

- Сколько треугольников? (Пять).

- Мы можем сказать , что квадратов столько же, сколько и треугольников? (Да).

- Рассмотрите рисунок с розовыми и зелёными кругами. Скажите каждому ли розовому кругу составит пару зелёный круг? (Нет).

- Какой вывод мы можем сделать? (Зелёному кругу не хватило пары среди розовых кругов, значит зелёных кругов на один больше, а розовых кругов на один меньше, чем зелёных).



- Рассмотрите рисунок на полях страницы слева. Как называются эти куклы? (Это матрёшки).

- Сколько красных матрёшек? (Три).

- Сколько матрёшек жёлтого цвета? (Три).

- Что мы можем сказать о матрёшках, сравнив их количество? (Жёлтых и красных матрёшек поровну).

- Все ли матрёшки одинакового размера?(Нет. у красных и жёлтых матрёшек по одной большой, по одной маленькой и по одной средней кукле).

- Какие матрёшки стоят в самом верху? (Большая жёлтая, а справа от неё красная маленькая).

- Какие матрёшки стоят в среднем ряду?(Красная матрёшка средних размеров, а слева от неё жёлтая средняя матрёшка).

- Как расположились матрёшки в нижнем ряду? (Красная матрёшка большая, а жёлтая маленькая, большая матрёшка стоит справа, а жёлтая – слева).



Работа в тетрадях на печатной основе (стр. 6)

Выполнить четыре задания на стр. 6:

- дорисовать листики во втором ряду, чтобы их стало столько же, сколько и в первом ряду;

- обвести контуры грибочков, определить закономерность с которой они расположены, и раскрасить шляпки в разные цвета;

- раскрасить в нужный цвет заданный сигнал светофора;

- выполнить на клетчатом поле чередование палочек и точек (палочки до середины строки – вертикальные, вторая половина строки – горизонтальные, точка везде расположена в центре клетки).



Работа по учебнику (стр. 11)

- Рассмотрите рисунок (стр. 11). Как зовут этого доктора, который вместо горьких таблеток даёт сладкий шоколад? (Айболит).

- Кого лечит Айболит? (Тигрят).

- Сколько больных тигрят? (Четыре).

- Хватит ли всем тигрятам градусников? (Да хватит и ещё один останется).

- Какой вывод мы сделаем? (Тигрят на одного меньше, чем градусников).

- Всем ли тигрятам хватит лечебных шоколадок? (Да хватит всем, потому что шоколадок столько же сколько и тигрят).

- А хватит ли больным пациентам доктора Айболита вкусного компота? (Нет, всем не хватит).

- Почему? (Потому что стаканов с компотом меньше, чем тигрят).



- Рассмотрите рисунок на полях стр. 11 справа. Порвалась нитка с бусами и несколько бусинок скатились с нитки, нужно дополнит нитку. Для этого внимательно рассмотрите оставшиеся на нити бусины и определите в какой последовательности, то есть в какой закономерности расположены бусы:

- первая – большая красная

- вторая – зелёная

- третья – маленькая красная

Затем всё повторяется снова, это и есть закономерность.

- Какая последняя бусина осталась на нитке? (Большая красная).

- Какая, по закономерности, будет следующей? (Зелёная)

- А затем? (Красная маленькая).

- А потом? (Красная большая).



V. Геометрические представления

Геометрический диктант (Слайд №7)

- Рассмотрите внимательно рисунок, составленный из геометрических фигур.

- Из каких фигур состоит домик в центре? (Из двух квадратов и треугольника)

- Какого цвета нижний квадрат?

- Какого цвета верхний квадрат?

- Какого цвета треугольник?

- Сколько клеточек располагаются внутри одного квадрата?

- Какой высоты «крыша» домика – треугольник?

- Опишите фигуры расположенные справа и слева от домика.

- А теперь запомните хорошенько запомните эти фигуры и постарайтесь

нарисовать такие же в тетради. А фигуры, на некоторое время исчезнут с экрана.

(Щёлк)

- Проверим!

(Щёлк)



VI. Рефлексия

Работа по учебнику (стр. 11, внизу).

- Рассмотрите картинку внизу стр. 11, и ответьте на вопросы:

- О каких предметах мы можем сказать «их поровну»? (О блюдцах и ложечках).

- О каких предметах мы можем сказать, что их меньше? (О чашечках).

- О каких предметах мы можем сказать, что их больше? (Ложечек и блюдец больше, чем чашек).



VII. Итоги урока

- Чему мы учились сегодня на уроке? (Сравнивать количество предметов),

- Как мы сравнивали группы предметов? (Ставили их в пары).

- Что можно сказать о количестве ребят и тарелочек, если после того как все ребята разобрали тарелки, но одна всё таки осталась? (Тарелок больше, чем ребят)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!