Этап урока: | Деятельность учителя и учащихся: | Формируемые УУД: |
Организационный момент: | Проверка готовности к уроку. Выполнение физминутки. | |
Математическая зарядка: | Устный счет «Попади в цель». Примеры на карточках показываю в быстром темпе: 29+16 26+6 18+38 17+9 54-26 45+38 75-18 93-17 11-7 13-9 15-9 57+7 (взаимопроверка) Ответы на доске: (45, 56, 28, 57, 4, 6, 32, 26, 83, 76, 4, 64) Ребята, как мы с вами знаем математика-великая наука, каждый день мы с ней сталкиваемся иногда даже не задумываясь об этом. Я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажите, где здесь используются математические данные и какие. Математика повсюду Глазом только поведёшь И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдёшь. Каждый день, вставая бодро, Начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, Чтобы в класс не опоздать. Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе, Добросовестно учись! (Отвечают, приводя примеры из текста). | Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений. Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме. Коммуникативные: Ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации. Ребенок умеет слушать и слышать. |
Целеполагание: | Урок у нас, сегодня, необычный, история и математика вместе. Я готовясь к уроку думала, с какой же из наук больше всего «дружит» математика? И решила, что с историей. Ведь они друг без друга не могут, вот вдумайтесь – история может рассказать нам интересные факты из прошлого нашей страны. А математика назовёт конкретные даты. А самые интересные факты связаны всегда с людьми, которые в них участвовали или совершили их. Поэтому мы сегодня будем говорить об одной очень важной исторической личности. А как на уроке математики, это сделать? (Решать задачи, примеры). О какой исторической личности пойдет речь на уроке вы узнаете, когда решите примеры и расставите ответы в порядке возрастания. 3 * 27 = о 90 : 5 = у 24 : 2 = С 25 * 4 = в 17 * 4 = р 75 : 3 = о 84 : 4= в Ответы: 12 18 21 25 68 81 100 С у в о р о в Какое слово получилось? (портрет А.В. Суворова). Решая математические задания и повторяя пройденный материал по математике вы будете добывать исторические сведения об этом важном в истории России человеке, Александре Васильевиче Суворове. Девизом нашего урока будет его «крылатое» выражение «Тяжело в учении, легко в бою» | Регулятивные: Ученик умеет составлять план действий. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. |
Повторение изученного. Логическая разминка. | Рассмотрите пары чисел: 88 27 46 17 11 3 45 30 Найдите закономерность в каждой паре чисел. (88 и 11 — в записи использовали одинаковые цифры; 27 и 3 — делятся; 46 и 45 — предыдущее и последующее число; 17 и 30 — нет закономерности.) Запишите рядом эти два числа. Дайте характеристику получившегося числа. Какие предположения, почему мы записали данное число? (это год рождения А.В. Суворова) | Коммуникативные: Ребенок умеет слушать и слышать. Ученик умеет вступать в диалог. Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию. У ребёнка формируются умения рассуждать и выполнить действия согласно заданной логике. |
Сообщение учителя о А.В. Суворове | Александр рос хилым, болезненным мальчиком, но с ранних лет мечтал лишь об одном — служить в армии и стать полководцем. Отец его не верил, что Александру удастся вынести все тяготы и лишения военной службы — уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу и 10 лет прослужил простым солдатом. Он закалялся, делал зарядку, обливался холодной водой, спал на голых досках... И он закалил своё тело и дух. | Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. Коммуникативные: Ребенок умеет слушать и слышать. |
Продолжение работы над повторением | А сколько всего лет прослужил в армии А.В. Суворов, вы узнаете, решив пример. 1890 : 35=54 54 года прослужил в армии и получил высшее воинское звание — генералиссимус! Даже став генералом, Суворов продолжал жить как простой солдат. Он «изнутри» знал солдатскую службу, поэтому всегда заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. Он постоянно занимался воспитанием в солдатах определённых качеств личности, которые помогали им на войне. Прочитайте какие качества воспитывал Суворов у своих солдат: (слайд) смелость + выносливость + патриотизм + отвага + дисциплинированность + сила. | Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию. У ребёнка формируются умения рассуждать и выполнить действия согласно заданной логике. Регулятивные: Ученик умеет составлять план действий. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. |
Знакомство с историческими фактами | Если вы сосчитаете сколько букв в каждом слове и сложите эти цифры, то вы сможете узнать сколько сражений прошло под командованием А.В. Суворова. 8 + 12 +10 + 6 + 20 + 4 = 60 Да, именно 60 сражений и ни одно не проиграл, чем и знаменит Суворов. Он считается непобедимым полководцем. В истории описывается его знаменитый поход через Альпы. (слайд) Он провёл свою армию через ущелье по навесному мосту, и появился там, где неприятель его не ожидал увидеть. Очередная победа была одержана, но Суворов сильно простудился и заболел. Он умер в возрасте 70 лет. После него в память о трудных походах и замечательных победах осталась его книга «Наука побеждать». А ещё в есть в России училища, которые так и называются суворовскими (слайд) В них изучают современную «науку побеждать». Первое училище было создано в годы Великой Отечественной войны в 1943 году, когда стране нужны были квалифицированные военные. Там обучают ребят с 15 летнего возраста математике, русскому, иностранному языкам, физике, этике, эстетике, танцам и т.д. С недавних пор туда стали принимать и девушек. По окончании училища каждому выпускнику вручается нагрудный знак (слайд). А теперь задача: «За 3 года Московское Суворовское училище выпустило 525 офицеров. Сколько офицеров выпустит училище за 10 лет? (1 ученик работает у доски) 1) 525 :3 = 175 (оф.) за 1 год 2) 175 * 10 = 1750 (оф.) за 10 лет Ответ: 1750 офицеров выпустит училище за 10 лет. | Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. Коммуникативные: Ребенок умеет слушать и слышать. |
Итог урока и рефлексия | Что нового узнали на уроке? Благодаря каким математическим заданиям нам это удалось? Пригодятся ли вам эти знания? Стихотворение «Баллада о математике»: Как воздух математика нужна, Одной отваги офицеру мало. Расчёты, залп! И цель поражена Могучими ударами металла. И воину припомнилось на миг, Как школьником мечтал в часы ученья. О подвигах, о шквалах огневых, О яростном порыве наступления. Но строг учитель был, и каждый раз Он обрывал мальчишку резковато Мечтать довольно, повтори рассказ О свойствах круга и углов квадрата. И воином любовь сбережена К учителю далёкому, седому Как воздух математика нужна Сегодня офицеру молодому. Я думаю, что сегодня вы узнали о человеке, достойном подражания. Может кто-то из вас задумается и о своем будущем и подобно Александру Васильевичу Суворову будет настойчиво идти к своей цели в жизни. | Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Ребенок умеет слушать и слышать. Ученик умеет вступать в диалог. |
Домашнее задание | Уч. стр. 100 №281 (прорешать примеры на деление). | Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений. Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме. |