Класс: 3-Б
Тема: Закрепление правила выполнения действий в числовых выражениях. Решение задач. .
Цель:
Образовательная: продолжить работу над формированием решения задач и выражений со скобками; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, повторить и закрепить порядок выполнения действий .
Развивающая: развивать внимание, умение сравнивать и делать выводы, правильную математическую речь, логическое мышление;
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, аккуратность, формировать у учащихся ценности доброты.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, иллюстрации.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
Организация начала урока- 1 мин
.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока– 2 мин
Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний-15 мин
Обобщение и систематизация основных теоретический положений –15 мин
Итоги урока– 1 мин
Сообщение домашнего задания– 1 мин
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организация начала урока
1.1. Приветствие учителя
- Добрый день, ребята, присаживайтесь
1.2. Проверка готовности к уроку
-Давайте проверим, есть ли всё необходимое для урока у вас на партах. Вам понадобятся: книга, тетрадь, ручка, карандаш, а всё лишнее уберем с парт.
2. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока
- Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблиц умножения и деления, умение решать задачи, а также узнаем интересные сведения о морских обитателях.(на доске появляется рисунок штурвала.)
3. Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний
3.1. Устный счёт
Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря ).
Рисунок 2.
1. Найди сумму чисел 78 и 12.
2. Уменьши 63 на 37.
3.Увеличь 59 на 24.
4. На сколько 45 больше 32?
5. Делимое 30, делитель 6. Найди частное.
6. Увеличь 4 в 9 раз.
7. Уменьши 16 в 2 раза.
Ответы: 90, 26, 83, 13, 5, 36, 8.
- Верно, якорь подняли, пора в путь:
На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию
В дороге опираться.
- Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу (показывают)
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!
- Итак, сделаем первую запись. Откройте свои тетради запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас 4 декабря, классная работа.
3.2.Минутка каллиграфии
-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг.
- Что такое айсберг? (Это отколовшиеся от ледника массивы.)
-Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.
-Чтобы избежать столкновения, мы выполним с вами задание:
-. Рассмотрите ряд чисел на вершине айсберга и найдите “лишнее” число.
8, 12, 15, 16, 20, 24, 28. (15 – нечётное число).
-Уменьшите каждое число в 4 раза. (2, 3, 4, 5, 6, 7.)
- Результаты увеличьте в 5 раз .(10, 15, 20, 25, 30, 35.)
-Ребята, обратите внимание, на айсберге ещё есть одно задание которое нам необходимо выполнить
3.3.Индивидуальная работа
Спишите, поставьте скобки и объясните свое решение в числовых выражениях:
(14+26):10 3=12
(54-12)+8=34
(40-8):4=8
- Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.
4.Работа с карточками.
Ребята, прослушайте загадку и после этого вы узнаете ,кто нам приготовил задание.
Властелин семи морей
В океане всех сильней
Он плывет-вода бурлит
Это-чудо-рыба- (Кит)
-Правильно, кит нам приготовил задания на карточках. Но перед тем как их выполнять, давайте повторим в каком порядке мы выполняем действия в числовых выражениях.
-Так в каком же порядке мы выполняем действия в числовых выражениях?(действия, записанные в скобках; умножение и деление ;сложение и вычитание.)
-На парте у вас карточки с примерами. Вам необходимо списать их в тетрадь и решить по действиям. После того, как вы их решите мы проверим правильно ли вы выполнили задание.
16:2+( 19+5)-=
(27-19):2+18:3=
60-(23-13):2+10=
-Итак, сейчас мы проверим получилось ли у вас выполнить это задание.(проверка)
- Попрощаемся с китёнком и продолжим плавание.
Физкультминутка
Ребята, а теперь сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
4.2.Решение задачи стр.71 № 2
Остров позади и что же ждёт нас впереди? За бортом бутылка, а в ней послание: выполнить задание № 2 из учебника , с.71.
-Ребята, откройте учебники на странице 71 и посмотрите на упражнение номер 2.
-Читаю задачу
-Прочитай задачу(читает ученик)
-О чем говорится в задаче ?(о пальто)
-Ребята, мы с вами решим задачу только с первым вопросом.
- Какие опорные слова мы выделим для условия ?( На 1 пальто,кол-во пугавиц, всего пальто)
-Сколько пуговиц пришивают на каждое детское пальто?(3 п..)
-Сколько пуговиц необходимо пришить на пальто? (8 п.)
- Как сократим слово пуговицы?(п.)
-Какой главный вопрос задачи?( всего пальто)
-Сможем ли мы ответить на главный вопрос задачи ? (да)
-Каким действием?(действием умножения, потому что сказано сколько)
-Выйди к доске и запиши задачу, все остальные записывают её в тетради.
-Ребята,что мы повторили с вами в этой задаче?(талицу умножения, как правильно решать задачи в таблицах)
4.3. Перевод величин
- Морское путешествие продолжается и нас ждёт интересная встреча с …
Что за чудо – вот так чудо:
Сверху - блюдо, снизу - блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги?
Д. Черепаха.
-А знаете ли вы, чем морские черепахи отличаются от сухопутных?
-У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Очень жаль, что из десятка черепашек выживают лишь несколько, а остальные малыши становятся добычей птиц или других хищников
-Черепаха предлагает нам решить выражения под №5 на стр.71.
-Найдите задание под№5 на стр.71.
-Но перед тем как решить это задание давайте же повторим с вами меры длины.
-Сколько в одном метре дециметров?
-В одном дециметре сколько метров?
-Сколько в одном сантиметре миллиметров?
- 1м -это (10дм)
-1 дм-это (10см)
-1 см- это (10мм)
-1мм-это (1мм)
-Выйди к доске и реши 1 выражение.(дети выходят по очереди)
-Что мы повторили с вами в этом упражнении?(меры величин)
-Правильно, мы повторили с вами меры величин и потренировались решая выражения.
-Черепашка довольна вашими математическими способностями и предлагает вам совершить экскурсию в подводный мир.
5.Игра «Доскажи словечко»
Путешествие подходит к концу, но один из наших новых знакомых хочет вам что-то пожелать.
Доскажи словечко:
Увидев ваших знаний огонёк,
К нам приплыл морской …(Конёк.)
-Подставляя значения переменной, найдите частное и узнаете, чего желает вам морской конёк с друзьями.
6. Итоги урока
-Ребята , а что же мы вспомнили на уроке сегодня ?
-Какое задание было самое тяжелое ?
-Какое задание было самое простое ?
-Какие задания мы сегодня выполняли?
7.Сообщение домашнего задания.
-Откройте свои дневники и запишите домашнее задание стр.72№2(2). Вам необходимо будет решить задачу со вторым вопросом, а так же выполнить №4. Там необходимо будет решить присмеры.