МБОУ Воинский УВК
Конспект урока по математике
5 класс
Составила учитель математики Леонтьева Т.Ф.
Тема урока: Занимательные задачи.
Цель: совершенствование практических навыков решения занимательных и нестандартных задач.
Задачи:
образовательные: формировать навыки решения нестандартных задач, задач-шуток, задач со спичками; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач.
воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, практические умения и навыки, взаимовыручку и умение работать в парах, группах; умение слушать и вступать в диалог; формировать аккуратность в вычислениях; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, умение анализировать и сравнивать; способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Планируемые результаты.
познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач; развитие навыков самостоятельной деятельности.
личностные УУД: умение уважительно относиться к учителю и одноклассникам, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
регулятивные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
коммуникативные УУД: умение работать в группе, грамотно отвечать на вопросы, овладевать навыками выступления перед аудиторией.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, разноцветные фигурки из цветного картона, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глазками пожелайте друг другу хорошего настроения на сегодняшний урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю Вам хорошего рабочего настроения и успехов.
2. Рефлексия до урока.
Учащиеся выбирают цветные полоски и отдают учителю (цветовая рефлексия настроения).
Красный цвет – радостное настроение;
Жёлтый цвет – приятное настроение;
Зелёный цвет – спокойное, уравновешенное настроение;
Чёрный цвет – плохое, унылое настроение;
Белый цвет – затруднение в ответе.
3. Этап сообщения новой темы.
Учащимся предлагается посмотреть на доску, где записана задача (слайд1)
« У хитрого торговца 100 монет. За 1 минуту он может отсчитать 30 монет. Сколько времени ему нужно, что бы отсчитать 90 монет?»
Ответ : 20 секунд
-Ребята. Чем сегодня на уроке мы будем заниматься, как вы считаете? (решать задачи)
А какие задачи мы будем решать, вы узнаете после того как решите примеры и поставите в соответствие ответам буквы.(работа в парах) (слайд2)
1)950-700=450 и-99
2)45:5=9 м-98
3)28+62=90 ь-208
4)33∙3=99 л-41
5)105-7=98 н-90
6)12∙5=60 а-9
7)100:4=25 ы-45
8)100-59=41 т-60
9)162+46=208 е-25
10)450-405=45 з-450
450 | 9 | 90 | 99 | 98 | 9 | 60 | 25 | 41 | 208 | 90 | 45 | 25 |
з | а | н | и | м | а | т | е | л | ь | н | ы | е |
Тема урока: Занимательные задачи (слайд3)
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня мы будем решать не обычные задачи, а очень интересные- занимательные задачи.
Что нам для этого потребуется?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Ставят цели и задачи на урок.
5. Решение задач.
Математику многие боятся, кто-то относятся к ней очень серьёзно. И это не удивительно ведь математика - царица наук! Многим очень сложно справится с этой царицей. И тут на помощь должна придти математика весёлая, привлекательная и занимательная! Ведь с самых давних времён мудрецы тренировали свой мозг математическими задачками. И мы - как те самые мудрецы - тренируем свой мозг и учимся получать от этого удовольствие. Математика - это игра ума, а всем известно – дети очень любят играть.
Устные задачи. (мозговой штурм
) 1. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Всего летело три утки, одна за другой.)
2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько
всего яблок? (Нисколько, так как на дубе яблоки не растут.)
3.На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и
схватил одного. Сколько осталось воробьев на грядке? (Нисколько, так как остальные воробьи улетели.)
4. Две колхозницы шли в город и встретили по дороге еще 5 колхозниц. Сколько колхозниц шло в город? (2)
5.Ваза стоит 50 рублей и еще половину стоимости. Сколько стоит ваза? (75 рублей)
6.В гости пришли две матери, три дочки, бабушка, внучка, две сестры, тетя и племянница. Сколько всего человек пришли в гости? (Внучка, бабушка и две ее дочери.)
Физкультминутка
Раз – поднялись потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть.
Зарождение математических развлечений в виде шуточных и занимательных задач, головоломок, отгадывания чисел и прочих разнообразных задач на смекалку относится к глубокой древности. Следы их можно найти в древнеегипетских, китайских, греческих, индийских, арабских и других старинных документах и книгах.
Многие занимательные задачи из современных сборников, основываются на задачах древности.
Класс разбивается на 5 групп и дальше решаются задачи в группах с последующим комментированием решения у доски.
1 группа(слайд4)
«Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Лодка небольшая: в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только коза, или только волк, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?»
2 группа(слайд5) Китайская задача
Записать в пустых клетках числа так, чтобы в строчках, рядках и диагоналях была одинаковая сумма чисел.
3 группа(слайд6) (олимпиадная задача)
«Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды»
4 группа(слайд7) (задание ЕГЭ 11 класс)
«Участок земли имеет прямоугольную форму. Стороны прямоугольника равны 25м и 50м. Найдите длину забора, которым нужно огородить участок, предусмотрев проезд шириной 3м. Ответ дайте в метрах»
5 группа(слайд8)
Сколько всего треугольников и четырехугольников вы видите на этом чертеже?
Ответ: треугольников – 4, четырехугольников – 6.
Дополнительная задача
(задача, которую задают выпускникам детского сада в Китае) (слайд9)
Найти закономерность
1167=1; 1289=3; 9083=4; 58884=6
6. Рефлексия в конце урока.
Учащиеся выбирают полоски бумаги, понравившегося цвета – настроение в конце урока. После урока учитель сравнивает количество полосок по всем цветам, выбранным учащимися в начале и конце урока.
7. Домашнее задание.
№ 319, 320, 316(г).