Тема: Творчество Л.Н. Толстого
Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; учить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев; развивать речь, внимание, мышление; прививать любовь и внимание к близким и окружающим людям.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет Л.Н. Толстого, диафильм «Детство Льва Толстого».
Предварительная подготовка: учащимся предлагается прочитать книги Л.Н. Толстого для детей, а также найти материал о самом писателе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
(На фоне красивой плавной музыки учитель рассказывает.) — Послушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы после чтения текста.
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд — вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо — неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного груда, что сходят на праздники в церковь...
И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо — плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
«Не называйте меня ваше сиятельство, — сказал он, — а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».
III. Работа по теме урока
— Какими чертами характера обладал Лев Николаевич? Что вы можете о нем еще рассказать? Что узнали о писателе из прочитанных книг?
(Ученики рассказывают или пересказывают отрывки из воспоминаний В. Морозова, А. Сергиенко, С. Толстого и др. Если есть возможность, можно показать кадры диафильма «Детство Льва Толстого».)
— Каким был писатель? Дайте краткую характеристику.
— Сегодня мы поиграем с вами в игру «Метелица». Так играл Лев Николаевич со своими учениками.
IV. Физкультминутка Игра «Метелица»
{Дети встают в круг и, размахивая руками, качаются в разные стороны: это означает метель; они поют.)
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметёт
Ай, жги, ай, жги, говори.
Скоро все она дорожки заметёт
(Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристегивают.)
Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, ай, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей. (Дети вприпрыжку бегут все скорее и скорее.)
Рысью друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Ай, жги, ай, жги, говори.
И скорехонько до леса докатим. (Внезапно остановились, пошли медленнее — это приехали в лес.)
Топорами мы ударим дружно в раз,
Только щепочки по лесу полетят. (Руками дети показывали, как рубили лес. В конце концов все устали от работы.)
А из леса мы тихонько пойдем
И в ладоши так пришлепывать начнем.
А ногами-то притоптывать все враз.
Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.
V. Продолжение работы по теме урока Творчество Л.Н. Толстого
— Ребята, а что писал Лев Николаевич? (Сказки, басни, рассказы, былины для детей. Еще есть произведения для взрослых.)
— Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы. Попробуйте узнать их по первым строчкам.
• «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек».)
• «Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу». («Филипок».)
• «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел». («Правда всего дороже».)
• «Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». («Котенок».)
• «Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». («Косточка».)
• «Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело». («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».)
• «Сын приехал из города к отцу в деревню». («Ученый сын».)
• «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». («Лев и собачка».)
• Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой». («Прыжок».)
— Какие еще произведения вы знаете и помните?
— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)
— Какие басни вы прочитали? Расскажите. («Обезьяна и горох», «Ученый сын», «Волк в пыли», «Садовник и сыновья», «Три калача и одна баранка» )
— Прочитайте басню Л.Н. Толстого«Как мужик убрал камень»
— Ваши впечатления?.
— Прочитайте выразительно вслух.
— Что предложили инженеры, чтобы убрать камень?
— Что предложил мужик?
— Какие черты характера свойственны мужику? (Ум, хитрость, благородство, находчивость.)
— В чем заключается главная мысль басни Л.Н. Толстого?
— Прочитайте еще одну басню Л.Н. Толстого — «Два товарища». Запишите, в чем ее мораль.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
— Какие сказки вы прочитали? («Тетерев и лиса», «Девочка и разбойники», «Три медведя», «Липунюшка», «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», «Два брата», «Как мужик детей делил» и др.)
— Что вы еще читали у Льва Николаевича? (Были и былины.) (Выразительное чтение отрывков из былин «Святогор-богатырь», «Сухман», «Вольга-богатырь» или «Микулушка Селяни-нович».)
— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?
VI. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?
— Какую книгу захотелось прочитать?
Домашнее задание
Подготовить презентацию о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Выразить в ней свое отношение к идеям автора.