СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Рассказ "Прыжок" Л.Н.Толстой

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе»

ТЕМА: Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

КЛАСС: 3 («Школа России»)

ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания


ЦЕЛЬ: Обогащение личности учащегося духовно-нравственными представлениями и понятиями на примере произведения Л.Н.Толстого «Прыжок».


Задачи:

Образовательная: ознакомить с творчеством Л.Н.Толстого, формировать умение решать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.

Развивающая: обучать осмысленному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа.

Воспитательная: прививать любовь к чтению, воспитывать нравственные качества в учениках


Предметные результаты обучения: умение прогнозирования содержания произведения, определение жанра произведения, умение понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, умение работать в группе.


Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результата, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое обращение , строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказывают.


Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Создание ситуации успеха

- Здравствуйте, ребята! Тихо садимся.











С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

А для чего дети ходят в школу?



Какие качества нужны человеку, чтобы получить эти знания?





Из выше сказанного я поняла, что вы:



Будете отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!



Тогда начнём. Я желаю вам успеха!

Эмоциональный настрой детей на работу.

Внутренняя мотивация к учебной деятельности.

Хорошим, замечательным, отличным


Получать знания, общаться


Сообразительность, внимательность, ум, умение общаться, дружба, работать сообща, взаимопомощь

Регулятивные:

- формирование способности к организации своей деятельности

2.Актуализация знаний

Мотивация

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях-

Мудрейший человек и мастер слова.


- О каком известном писателе эти слова вы поймете, если определите, кто является обладателем электронной страницы в социальных сетях.

На что вы обратили внимание? Что являлось для вас подсказкой? Докажите.

Минутка безопасности

Поднимите руку те, чьи родители зарегистрированы в соц.сетях.

Поднимите руку те, кто сам зарегистрирован.

Для чего нужны соц.сети?

Могут ли принести вред общение в Онлайн?

Какие правила нужно соблюдать, чтобы быть в безопасности?






(рассматривают страницу и объясняют, почему так считают)

Л.Н.Толстой









Общаться, обмениваться информацией

Да


Ограничивать круг друзей, быть разборчивым, контролировать фото и др.


Познавательные:

- умение анализировать

Коммуникативные:

- умение отвечать на вопросы


3.Выявление места и причины затруднения























4.Построение проекта выхода из затруднения

Создание проблемной ситуации


1. Постановка темы урока.

Я получила СМС сообщение:

JRZUПLVYРЫGSЖWVNOK

Кто из вас догадается, что здесь написано?

Вот мы и отгадали название еще одного произведения Л.Н.Толстого, с которым познакомимся на уроке

2. Постановка учебной задачи.

-По названию можем сказать, о чем будет этот рассказ?



- Что означает слово прыжок?


- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?

- Как вы думаете, где будут происходить события?

- Откройте учебники, с 156.

- Определите жанр произведения.


На многие вопросы мы не смогли ответить, мы только предположили. Что нужно для того, чтобы ответить на все эти вопросы?





прыжок






Да. О прыжке. Но мы не знаем, куда был совершен прыжок и не знаем причину.


Быстрое, резкое перемещение с отталкиванием или подскок.

Не всегда, ведь прыжки бывают разными

На корабле?





Прочитать произведение, вникнуть в содержание.

Регулятивные:

- умение определять цель урока

Коммуникативные:

- создание ситуации для обсуждения


5. Реализация построенного проекта.

(Знакомство с рассказом)

Исследование

(Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?




- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна?







-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»?

- Как понять «ею забавляются»?

- Что мы знаем про мальчика?

- Как вы думаете, для чего автор, прежде всего, указал, что  мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя?






- Почему мальчик залез на мачту корабля?


- Как повели себя матросы?

- Какие чувства при этом испытал мальчик?

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент

-Сознавал ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Что значит - разобрал задор?


- Что такое аршин? Два аршина?



- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?

Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь, он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?


-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему?

- Какая опасность подстерегала мальчика?

Физминутка

(эмоционально - ролевая)

Встаньте, «схватитесь» руками за воображаемую мачту, закройте глаза и представьте, что это вы находитесь на месте мальчика. Какое же чувство испытал каждый из вас? А теперь расставьте руки в стороны и попытайтесь сделать несколько шагов по воображаемой перекладине.

- Легко ли это сделать, если, упав с такой высоты, можно разбиться вдребезги?

-Скажите, как бы вы поступили на месте капитана?

- Каким образом он сделал это?

-Как вы считаете, легко ли было принять такое решение?

- О какой черте характера говорит поступок капитана?




Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе.

Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах взяли её

- Значит, что ещё больше корчилась, прыгала и т. д.

- Развлекаются.

- Он сын капитана, ему 12 лет.

- Его отец  был главным на корабле, и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением.

Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту.

А все стали смеяться.

Он обиделся на смех матросов.

Покраснел, скинул куртку…


-Нет


-Возбудился, поддался эмоциям

Старинная русская мера длины (от плеча до кончика пальца)

-Мальчик и матросы







-Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.

-Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха".


Разбиться












-Трудно. Страшно






-Нет


-О решительности, находчивости


Регулятивные:

- умение действовать по выбранному плану

Познавательные:

- умение находить в действиях причину (из чего, почему) и следствия (поэтому, из-за этого)

- умение анализировать

- умение обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

- умение убеждать другого человека







6.Первичное закрепление.

Применение открытого знания в практической деятельности

- Кто является действующими лицами этого произведения?

Выберите «шляпы».


1)Охарактеризуйте героев, аргументируя свой ответ на основе прочитанного произведения.


Синяя шляпа. Охарактеризуй мальчика. Зеленая шляпа – Охарактеризуй матросов

Красная шляпа – Дайте характеристику капитану.

2) Ребята, а теперь давайте определим, как менялось настроение героев в течение рассказа.


- Белая шляпа - Каким было настроение в начале? Почему?

- Черная шляпа - как изменилось в процессе развития событий далее? Почему?

- Желтая шляпа каким стало в конце? Почему?

-Золотая шляпа - Определить, что хорошего можно взять из произведения



Мальчик, матросы и капитан




Мальчик - обидчивый…

Матросы - веселые…

Капитан- целеустремленный...



Веселье, испуг (страх), горе (печаль, грусть)

Регулятивные

-дисциплинированность при выполнении заданий в коллективе

Познавательные:

- умение выделять основное, главное, соотносить факты, осмысливать важную информация

Коммуникативные:

- создаю ситуацию для обсуждения

- умение делиться своими размышлениями, проявлять симпатию по отношению к героям


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Создание ситуации успеха, рефлексия достижения цели

- А теперь я предлагаю выполнить следующее задание.

Расставьте в нужном порядке события, происходящие в произведении.

(Соотнесение с эталоном).

- Молодцы, вы были очень внимательны при чтении.


Регулятивные:

- умение действовать по выбранному плану

- обучение способам самопроверки, взаимопроверки

Познавательные:

- умение обобщать

Коммуникативные:

- умение передавать содержание в сжатом виде

- умение критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту

- умение работать в группе

8.Включение в систему знаний и умений.

Применение открытого знания в практической деятельности

- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Правильно ли мы предположили, что это рассказ?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?






-А можно ли про отца сказать, что он совершил прыжок?



- Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»?






- Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а как в жизни может нам пригодиться данный вывод?

Приведите примеры?


Прыжок


-Да


Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.


Да. Если иметь в виду переносное значение.



-Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.


Познавательные:

- умение выделять главную мысль

- умение обобщать

Коммуникативные:

- умение строить монологическое высказывание

- умение работать в коллективе

- умение вносить вклад в совместные действия


9.Домашнее задание


- От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок" от имени:

- мальчика



Записывают дом. задание.

Регулятивное:

-Умение слушать инструкцию

10.Рефлексия

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения

-Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

- Самым интересным на уроке было…

- На уроке я для себя открыл…

- В свою жизнь с собой с сегодняшнего урока я возьму…

- Урок заставил меня задуматься…

- Самым трудным на уроке было…

- Если бы я был учителем, то я бы…


А сейчас сами оцените свою работу на уроке:


Отлично работал, и многое понял – расположи кораблик на самом верхнем гребне волны.

Хорошо работал – на среднем гребне волны.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – на самый нижний гребень волны. (Вывешивают на доску)


- Спасибо за урок! Я вами очень довольна!



Познавательные:

- умение анализировать свою работу

Коммуникативные:

- умение оценивать свою работу







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!