аудиоприложение к учебнику; портрет И. А. Бунина; аудиозапись: П. И. Чайковский «Времена года», Антонио Вивальди «Осень».
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) |
I. Организационный этап | Приветствует учащихся: Прозвенел уже звонок. Начинаем мы урок. - Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. | Учащиеся заходят в кабинет,. Готовятся к уроку | | 0,5 мин. |
II. Проверка домашнего задания | Организует проверку домашнего задания. - Прочитайте наизусть стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…» | Дети читают наизусть стихотворение у доски. Делают самоанализ по плану: Я прочитал весь текст без ошибок ( с ошибками). Я (не) смог передать мысли, чувства, настроение героев. Делают анализ чтения. 1.Чтение (имя) мне (не) понравилось потому, что … 2. Чтение считаю (не) выразительным потому, что … | Регулятивные: контроль знаний и проверка, самооценка.
Личностные: формирование навыков анализа своего знания и незнания | 8 мин. |
III. Зрительный диктант. | Показывает каждую строчку 6 секунд. «Шелест шелестит листвой. Шёпот шепчется с травой» | Дети записывают скороговорки. Проверяют правильность написания при повторном показе. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения задания | 1 мин. |
IV. Работа над скороговорками. | Работу над скороговорками проводит по плану: Чтение медленным темпом хором. Самостоятельное чтение учениками. Чтение хором, постепенно увеличивая темп. Чтение скороговорки быстрым темпом в полголоса друг другу в парах. | Дети читают хором, самостоятельно, в парах (игра «Доганялка») | Регулятивные: оценивать правильность выполнения задания | 2 мин |
V. Введение в тему. | - Какие слова или слоги помогают нам услышать шуршание листьев? Когда мы можем услышать шуршание листьев под ногами? Как называется это явление? Что ещё дарит осень? Какие краски нам дарит осень? Какие бывают листья осенью? - Выберите из предложенных цветов, те которые нам дарит осень. - Объясните, почему вы выбрали эти цвета? | - Шуршание листьев передают слова «шелестит», «шелест», «шепот». - Под ногами листья шуршат осенью, когда опадают с деревьев. Это явление называется листопад. - Осень дарит нам красивые краски. - Желтые, золотые, красные, багряные, коричневые. Дети коллективно выбирают и закрепляют на магнитной доске цветные квадратики желтого, красного, багряного, синего, лазурного, темно-зеленого, оранжевого цвета. Примерные ответы детей: - На березе листья желтого цвета; на клёне – красные, желтые, багряные; ёлочки темно-зелёные небо синее, голубое. | Познавательные: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, оценивать и делать выводы. | 2 мин. |
VI. Постановка целей и задач урока. | Вступительное слово учителя: - Какой пёстрый ковер из красок получился у нас. Невозможно не хотеть поэтически описать осень, видя её прекрасные картины или не возыметь желание взмахнуть кистью и написать такие же поразительные полотна, как у этой непревзойдённой мастерицы художественной палитры. -У художника для этого есть краски и кисти, у композитора – звуки, а у поэтов и писателей? - Как мы должны с вами читать, чтоб показать красоту поэтического слова. -А что значит читать выразительно? -А определение темы и настроения поможет нам в работе над выразительностью чтения? Почему? -И сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из поэмы «Листопад». -Фамилию и имя поэта вы сможете составить, переставив буквы. НБУИН ВАИН | Примерные ответы детей: -У писателей и поэтов для описания красоты природы есть слова. -Мы должны читать выразительно. - Это значит читать красиво. Правильно подобрать темп, интонацию, логическое ударение. - Да, поможет. Потому, что мы тогда можем выбрать самое главное в тексте и выделить интонацией. Дети переставляют буквы и записывают в тетрадях: «Иван Бунин. 1870-1953 годы. Листопад» | Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новым способам. Регулятивные: определение цели учебной деятельности. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении | 2 мин. |
VII. Работа над материалом урока. | Иван Алексеевич Бунин родился в небогатой дворянской семье 22 октября 1870 года недалеко от Воронежа. Он закончил всего лишь 4 класса гимназии в Ельце, а дальше его образованием занимался старший брат. Но это не помешало поэту дважды получить Пушкинскую премию и Нобелевскую премию в области литературы. Он много учился самостоятельно. 2. Прогнозирование содержания текста стихотворения: - Как вы думаете, о чём написал поэт в стихотворении «Листопад»? Прослушаем запись стихотворения. Чем восхищается автор? - Чем восхищается автор? - Что напомнил осенний лес Бунину? 5. Словарная работа. - Перед самостоятельным чтением познакомимся с незнакомыми словами, которые встречаются в тексте.( На доске записаны слова и объяснения) Терем - в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома. Лиловый – цвет фиалки. Багряный – красного густого, темного оттенка. Лазурь – светло-синий цвет. Вдова – женщина, у которой умер муж. 6.Самостоятельное чтение стихотворения. - Прочитайте самостоятельно стихотворение (стр. 150-151) и скажите, как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? 7. Выборочное чтение. - Какие сравнения помогают нарисовать образ леса? А какие эпитеты использует для этого автор? - Почему слово «Осень» написано с большой буквы? - Какие слова помогают автору показать, что в лесу наступает тишина? - Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»? - Какое настроение ты передашь при чтении? Почему? - Определите тему стихотворения. О чём рассказывается в стихотворении? -Скажите, полностью ли соответствуют название стихотворения и содержание. | Примерные ответы детей: - Поэт описал осенний лес или городской парк. Описал, как опадают с деревьев листья осенью. Дети слушают аудиозапись к учебнику. Примерные ответы детей: - Автор восхищается красотой осеннего леса. - Лес напомнил Бунину расписной терем. Дети читают слова и объяснения по «цепочке». Дети читают стихотворение. Примерные ответы учеников: - Мы представляем высокие деревья на краю поляны. Между деревьями встречаются высокие темно-зеленые ёлочки. Сквозь ветки просвечивается голубое небо. - Лес автор сравнивает с теремом, со стеной, ёлочки – с вышками, просветы в небо сравнивает с оконцами, поляну с широким двором, паутину – с сетью из серебра. - Осень для поэта – это грустная красивая женщина. - «Такое мертвое молчанье» - «…Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье» - «…Завороженный тишиной» -Чтобы подчеркнуть, что только сегодня лес такой красивый, а завтра опадут листья и исчезнет эта красота. - Настроение и печальное, и радостное одновременно. Потому, что весь лес стоит такой красивый, но это не надолго. - В стихотворении рассказывается о красоте осеннего леса. - Нет. В содержании описывается лес перед листопадом. Листья с деревьев ещё не опадают. | Познавательные: Умение читать, слушать, сравнивать, строить логические рассуждения и умозаключения, делать выводы Коммуникативные: Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | 12 мин. |
VIII. Физкультминутка. | Выполним упражнение для развития дикции. Стали все ровненько, вдохните воздух и на выдохе произнесите любой согласный звук ([м], [н], [ф]) так, чтобы получился стон. | Дети становятся возле парт, вдыхают глубоко воздух и на выдохе произносят согласные звуки ([м], [н], [ф]) так, чтобы получился стон. | | 2 мин. |
IX. Работа над выразительностью чтения.. | - Зачем нам учиться читать выразительно? Почему мы должны показывать красоту природы? - Определите темп чтения, настроение. - Почему мы выделяем голосом слово … (словосочетание)? Чтение стихотворения хором первой строфы; самостоятельное чтение по строфам, чтение по строфам вслух и коллективное обсуждение выразительного чтения, определение пауз и логического ударения. - Какое из этих произведений по характеру подходят к нашему стихотворению? Почему? Чтение стихотворения самостоятельно. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение учениками на фоне музыки П. И. Чайковского. Анализ и самоанализ выразительного чтения. Самооценка и оценка чтения. | Примерные ответы детей: -Мы хотим показать красоту осеннего леса. -Потому, что природа – это наш дом и мы должны ее беречь. -Настроение немного грустное, но в то же время торжественное. - Потому, что в этой строчке (строфе) описываются елочки (небо, запах леса, паутина, мотылек, тишина) Ученики читают текст самостоятельно, потом по желанию вслух, определяют короткие и длинные паузы, логическое ударение.
Примерный ответ детей:
- Первый отрывок, написанный П. И. Чайковским. Музыка в этом отрывке спокойная, нежная и передает настроение стихотворения. Дети выразительно читают стихотворение. Делают самоанализ и анализ по плану: Я прочитал весь текст без ошибок (с ошибками) Я (не) смог передать мысли, чувства, настроение героев, автора. Оценка прочитанного: - Чтение (имя) мне (не) понравилось. - Чтение (имя) я считаю (не) выразительным потому, что... - Я думаю, что за чтение можно поставить оценку … потому, что … | Коммуникативные: Умение работать в парах; умение осознанно использовать речевые средства. Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Регулятивные: Владение основами самооценки. | 13 |
X. Рефлексия деятельности на уроке | Организует рефлексивную деятельность обучающихся: Чему вы сегодня научились? О чём узнали? Вернёмся к целям нашего урока. Мы научились выразительно читать стихотворение? До конца урока осталось несколько секунд, предлагаю по желанию закончить предложения, которые перед вами на доске: Теперь я знаю, что … Я смогу … | Примерные ответы детей: - Мы познакомились с творчеством И. А. Бунина. Научились выразительно читать стихотворение. Увидели какие красивые слова смог подобрать поэт, чтобы описать красоту осеннего леса. | Познавательные: анализировать и оценивать, делать выводы. | 1 мин. |
XI. Итог урока. | Сегодня на уроке показали хорошие знания… Какие вы поставили себе оценки? | | | 1 мин. |
XII. Домашнее задание. | Записывает домашнее задание на доске: Стр. 150-151, выразительное чтение. | Записывают домашнее задание: Стр. 150-151, выразительное чтение. | | 0,5 мин. |