Жизнь дана на добрые дела.
Цель. Формировать духовно и нравственно развитую личность.
Задачи.
Образовательные:
- способствовать формированию представлений детей о добре и зле;
- формирование потребности в совершении добрых дел, поступков;
- оценивание поступков (добрые, недобрые).
Коррекционно-развивающие:
- развивать нравственные качества личности;
- развивать умение анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека, делать выводы;
- коррегировать и развивать познавательный интерес, вербальную память на основе упражнений на воспроизводство и запоминание, произвольное внимание, логическое мышление, воображение, устную речь;
- развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
- воспитывать высококультурного, социально значимого человека;
- воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела.
УУД
Личностные: понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах; развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности.
Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение добывать новые знания, используя информации, полученные на уроках, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Регулятивные: умение формулировать учебные цели, использовать доказательство, умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Коммуникативные: умение оценивать действие партнёра, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
Ход занятия
I. Организация класса.
- Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок!
II. Сообщение темы и целей.
- Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие.
- А о чём пойдёт речь на этом занятии мы сейчас с вами узнаем с помощью подсказки.
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
- Итак, о чём пойдёт речь на нашем занятии? О добре.
- А какое слово противоположное? Зло.
- Тема нашего занятия «Добрые и недобрые дела».
- Какая цель нашего занятия сегодня? Что вы хотите узнать?
(разобраться, что такое добро и зло, каким лучше быть добрым или злым)
- Определить какие поступки можно считать добрыми, а какие нет.
- И все вместе мы сделаем выводы: где добро или зло, где добрые и недобрые дела.
III. Актуализация знаний.
- Ребята сегодня мы отправимся в путешествие в страну Добрых дел и поступков».
- За чистым, чистым полем. За дремучим лесом, за шумным морем, за глубоким океаном лежит Страна Добрых дел и поступков. Но попасть в эту страну может тот, кто совершает добрые дела и поступки.
IV. Ассоциативный куст.
Что такое Добро? - Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама.
- Для чего нужно добро? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)
- Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут
сердечное слово,
ласковая улыбка,
дружеское внимание,
совет.
- Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)
А что такое Зло? - Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье, война.
- Толковый словарь Ожегова. «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок». Для чего нужно зло? Нужно ли?
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые и не добрые поступки.
- Предлагаю распределить картинки на группы, что ассоциируется со словом Добро и со словом Зло.
Добро – солнце. Зло – туча. На доске
(весна, солнце, улыбка, мама, дурное, плохое, беда, несчастье).
- Почему вы распределили эти картинки таким образом?
V. Операционно-познавательный этап.
- Добро и зло всегда борются между собой.
1. Добрые и недобрые дела.
- Я буду называть поступки людей, а вы будете показывать знаком «большой палец вверх» добрые дела, а знаком «большой палец вниз» - недобрые.
Посадить дерево.
Сломать дерево.
Помочь маме мыть посуду.
Обижать маленьких детей.
Обманывать.
Бросать мусор на улице.
Небрежно обращаться с книгой, рвать книгу.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете, как поступать хорошо, а как – плохо!
- Ребята, а какие добрые дела вы делаете дома?
2. Игра “Сказочные герои”.
- Быть добрым человеком непросто, этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают вам в этом не только ваши родители, воспитатели, учителя, но и старые добрые сказки. Мы с вами отправляемся в город сказок. Герои сказок, хотят проверить, знаете ли вы хороших и плохих, добрых и злых сказочных героев.
- Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно хлопаете.
- Начинаем.
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, баба Яга, Золушка).
- Молодцы ребята! Все правильно сделали. А сейчас вы попробуйте угадать сказочных героев, которые делали добрые дела, по маленькому описанию. Слушайте внимательно. О ком идет речь?
Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, часто ношу ей пирожки. «Красная Шапочка».
Я несмотря на свой рост в дюйм, спасла Ласточку. «Дюймовочка».
Лечил зверей и птиц,спас больных зверей Африки. «Айболит».
- Молодцы вы справились с заданием.
3. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью».
- А каким человеком быть лучше добрым или злым? Почему?
- А вам приходилось вчера или сегодня злиться?
- Когда вы чем-то рассержены, что вы чувствуете? (злость, гнев, обиду)
- Что можно сделать, чтобы изменить настроение?
Можно рассмешить себя, глядя в зеркало, побеседовать с другом, поиграть с котенком, послушать приятную спокойную музыку, принять душ.
- Я предлагаю всем «выпустить из себя злого дракона»:
- Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Надуйте его и отпустите. Представьте, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним ваше плохое настроение, обиды и злость.
Что вы сейчас чувствуете? Стало легко, улучшилось настроение.
4. «Солнце доброты»
- В природе есть солнце. И в «стране Добрых дел и поступков» тоже есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет.
-А сейчас я предлагаю вам выполнить задание.
«Солнце доброты»
- Добро, как солнце - всех согревает. Добрый человек дарит тепло другим, с хорошим человеком приятно общаться, такой человек дарит радость и улыбку. Добро похоже на вот такое солнышко. (На доске и на слайде появляется солнышко, у которого глаза улыбаются).
- Дети, как можно назвать это солнышко? Солнце доброты ...
- И сейчас мы с вами и наши гости изготовим «солнышко доброты».
- Наша школа тоже является источником тепла, уюта, источником знаний. Школа – это источник добрых дел.
5 Презентация «Поговорим о доброте».
VI. Итог занятия.
1) Вопросы
- Какова была тема нашего занятия?
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Продолжите предложения:
Добро – это…
Зло – это…
- Каким лучше быть человеку…
- Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос?
2) Рефлексия
- Наше занятие подходит к концу.
- Покажите, свое настроение смайликами.