Дата: 14 декабря 2017 г.
Урок: литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст — рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.
Планируемые результаты
Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;
регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;
коммуникативные: распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей
Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение» 3 класс, конверты с капельками
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Я предлагаю вам урок, но не обычный!
Читать и думать — пусть войдёт у вас в привычку!
Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!
Скорей садитесь на места,
Ведь начинать уже пора.
II. Проверка домашнего задания (5 мин)
Пересказ рассказа «Лев и собачка»
Ш. Актуализация знаний
Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чем будут произведения, с которыми мы познакомимся на уроке.
Я и туча, и туман,
я – река и океан.
Я летаю и бегу.
И стеклянной быть могу. (Вода)
- На каком уроке мы с вами говорили о воде? В каких состояниях бывает вода?
— И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода – настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед) Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Седой дедушка у ворот Убаюкивает? (Дождь)
Всем глаза заволок. (Туман)
-О чем же мы сегодня будем читать? И кто автор этих произведений?
—Правильно, ребята. Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состояниях воды. А поможет нам в этом великий русский писатель, с творчеством которого мы знакомились на предыдущих уроках, Лев Николаевич Толстой.
—— Каковы задачи урока?
IV.Изучение нового материала
1. Прогнозирование.
— Прочитайте название текста. О чём будет текст?
— По названию, определите, к какому типу текста относится данное произведение? (Описание)
— А что такое роса? Кто видел ее?
С.И. Ожегов с «Словаре русского языка» дает такое определение:
Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.
2.Знакомство с рассказом «Какая бывает роса на траве»
А) Чтение текста учителем.
— Подтвердилось ли ваше предположение?
— Что описывает автор?
Б) Словарная работа
– Что было непонятно? Какие слова?
Алмазы – прозрачные драгоценные камни.
Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом.
В) Языковой анализ текста.
-Как автор называет капли росы, с чем их сравнивает?
— Что такое алмазы? Почему автор росу так называет? Передаёт ли автор своё отношение к росе? Какое чувство хочет передать автор (радость, восхищение)
Прочитайте строчку, которая особенно передаёт авторское отношение.
— Почему этот рассказ можно назвать описанием?
— Какая картина создалась в вашем воображении?
— С чем ещё можно сравнить росу? (Искры, каменья, слёзы, жемчуг, хрусталики, разноцветные стекляшки, слезинки)
-Употребляет ли автор слова в переносном значении?
— Есть ли слова эмоционально окрашенные?
— Автор сообщает факты или передаёт свои впечатления?
Г) Повторное чтение учащимися
— Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.
Д) Описание
— Какое настроение создает рассказ?
— Определите тип текста? (текст-описание)
Учитель на доске вывешивает таблицу:
« Текст — описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»
— Подумайте, с какой целью Толстой написал его? (Поделился с нами радостью. Восхищением от увиденного, привлечь наше внимание к красоте окружающего мира.
— Как мы должны относится к природе, к цветочкам, деревцам?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3.Прогнозирование
— Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.
Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не могла?
Отвечала Морю Туча:
— Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай –
Расплатилась, чем могу!
— А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.
4. Знакомство с рассказом «Куда девается вода из моря?
- Как вы думаете, к какому типу текста относится этот рассказ?
А) Чтение текста самостоятельно
— Куда девается вода из моря?
Б) Словарная работа.
Ключ — бьющий из земли источник
В) Работа над языком текста
-Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?
-Какая цель у автора? Что он хотел рассказать нам этим произведением (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
- Какой это тип текста? — В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их.
На доску вывешивается таблица:
«Текст-рассуждение — размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».
— Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем», «отчего ?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
— Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)
Г) Повторное чтение (Жужжащее чтение)
Д) Ребята задают вопросы по тексту
— Как вода попадает в моря?
— Куда течет вода из родников?
— Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)
— Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)
— Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)
Е) Повествование
Мы сегодня вспомнили два типа текстов. А какой еще тип текста вы знаете? Приведите примеры.
(Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)
На доску вывешивается таблица:
«Текст-повествование — сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»
4) Ответы на вопросы в учебнике (стр. 163 № 4, 5)
— Какой из текстов Л. Н. Толстого, прочитанных сегодня, можно отнести к научно-познавательному?
VI. Домашнее задание.
— Придумайте свой рассказ описание или рассуждение, запишите его. Стр.162-163, читать.
VII. Итог урока.
- Подведём итог урока. Продолжите любое из предложений, записанных на доске. Чем вам запомнился урок? (презентация)
- А сейчас послушайте стихотворение , которое нам прочитает ….
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает- и снова в поход!
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
VIII. Рефлексия
— У каждого в конверте на парте лежит три капельки. Одна из них улыбающаяся, другая расстроенная, а третья не выражает никаких эмоций. Покажите мне ту капельку, которая отражает ваше настроение после этого урока. Давайте мы сейчас из этих капелек сделаем озеро. Прикрепите их на доску. И посмотрим, с каким настроением вы уходите с урока.
Спасибо за урок!