СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: Л.Н. Толстой " Какая бывает роса на трава", " Куда девается вода из моря?"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»

Дата: 14 декабря 2017 г.

Урок: литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст — рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.

Планируемые результаты

Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные: распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей

Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение» 3 класс, конверты с капельками

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Я предлагаю вам урок, но не обычный!

Читать и думать — пусть войдёт у вас в привычку!

Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!

Скорей садитесь на места,

Ведь начинать уже пора.

II. Проверка домашнего задания (5 мин)

Пересказ рассказа «Лев и собачка»

Ш. Актуализация знаний

Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чем будут произведения, с которыми мы познакомимся на уроке.

Я и туча, и туман,

я – река и океан.

Я летаю и бегу.

И стеклянной быть могу. (Вода)

- На каком уроке мы с вами говорили о воде? В каких состояниях бывает вода?

— И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода – настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода.

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед) Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Седой дедушка у ворот Убаюкивает? (Дождь)

Всем глаза заволок. (Туман)

-О чем же мы сегодня будем читать? И кто автор этих произведений?

—Правильно, ребята. Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состояниях воды. А поможет нам в этом великий русский писатель, с творчеством которого мы знакомились на предыдущих уроках, Лев Николаевич Толстой.

—— Каковы задачи урока?

IV.Изучение нового материала

1. Прогнозирование.

— Прочитайте название текста. О чём будет текст?

— По названию, определите, к какому типу текста относится данное произведение? (Описание)

— А что такое роса? Кто видел ее?

С.И. Ожегов с «Словаре русского языка» дает такое определение:

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.

2.Знакомство с рассказом «Какая бывает роса на траве»

А) Чтение текста учителем.

— Подтвердилось ли ваше предположение?

— Что описывает автор?

Б) Словарная работа

– Что было непонятно? Какие слова?

Алмазы – прозрачные драгоценные камни.

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом.

В) Языковой анализ текста.

-Как автор называет капли росы, с чем их сравнивает?

— Что такое алмазы? Почему автор росу так называет? Передаёт ли автор своё отношение к росе? Какое чувство хочет передать автор (радость, восхищение)

Прочитайте строчку, которая особенно передаёт авторское отношение.

— Почему этот рассказ можно назвать описанием?

— Какая картина создалась в вашем воображении?

— С чем ещё можно сравнить росу? (Искры, каменья, слёзы, жемчуг, хрусталики, разноцветные стекляшки, слезинки)

-Употребляет ли автор слова в переносном значении?

— Есть ли слова эмоционально окрашенные?

— Автор сообщает факты или передаёт свои впечатления?

Г) Повторное чтение учащимися

— Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.

Д) Описание

— Какое настроение создает рассказ?

— Определите тип текста? (текст-описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст — описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

— Подумайте, с какой целью Толстой написал его? (Поделился с нами радостью. Восхищением от увиденного, привлечь наше внимание к красоте окружающего мира.

— Как мы должны относится к природе, к цветочкам, деревцам?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3.Прогнозирование

— Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

— Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась, чем могу!

— А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.

4. Знакомство с рассказом «Куда девается вода из моря?

- Как вы думаете, к какому типу текста относится этот рассказ?

А) Чтение текста самостоятельно

— Куда девается вода из моря?

Б) Словарная работа.

Ключ — бьющий из земли источник

В) Работа над языком текста

-Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

-Какая цель у автора? Что он хотел рассказать нам этим произведением (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- Какой это тип текста? — В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их.

На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение — размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».

— Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем», «отчего ?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.

— Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)

Г) Повторное чтение (Жужжащее чтение)

Д) Ребята задают вопросы по тексту

— Как вода попадает в моря?

— Куда течет вода из родников?

— Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)

— Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)

— Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)

Е) Повествование

Мы сегодня вспомнили два типа текстов. А какой еще тип текста вы знаете? Приведите примеры.

(Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

«Текст-повествование — сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»

4) Ответы на вопросы в учебнике (стр. 163 № 4, 5)

— Какой из текстов Л. Н. Толстого, прочитанных сегодня, можно отнести к научно-познавательному?



VI. Домашнее задание.

— Придумайте свой рассказ описание или рассуждение, запишите его. Стр.162-163, читать.

VII. Итог урока.

- Подведём итог урока. Продолжите любое из предложений, записанных на доске. Чем вам запомнился урок? (презентация)

- А сейчас послушайте стихотворение , которое нам прочитает ….

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Растает- и снова в поход!

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода!

VIII. Рефлексия

— У каждого в конверте на парте лежит три капельки. Одна из них улыбающаяся, другая расстроенная, а третья не выражает никаких эмоций. Покажите мне ту капельку, которая отражает ваше настроение после этого урока. Давайте мы сейчас из этих капелек сделаем озеро. Прикрепите их на доску. И посмотрим, с каким настроением вы уходите с урока.

Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!