СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии Введение

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока расчитан на проведение занятия в СПО (тайминг 1,5 часа). Занятие предусматривает входной контроль и объяснение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии Введение»

Тема: Предмет изучения химии. Основные понятия химии.

Задачи:

Образовательные: сформулировать первоначальные знания об элементарных понятиях и терминах применяемых в химии.

Развивающие: создать условия для развития образного мышления.

Воспитательные: формирование навыков работы в группе.

Тип урока: комбинированный.

Технология: Игровые технологии

ТСО: проектор, таблица Д.И. Менделеева

Ход урока: 1) Организационный момент 10 минут. Приветствие, рассказ об условиях получения зачета. Перекличка. Роспись тех кто не расписался в журнале по технике безопасности. Запись темы на доске. Совместное с обучающимися формулирование цели урока. Примерная цель «Ознакомиться с основными элементарными понятиями применяемыми в химии»

2) Основная часть 45-50 минут.

Входной контроль.

1. Правильным является утверждение

1) все атомы состоят из молекул 2) все вещества состоят из молекул

3) все ядра состоят из молекул 4) все молекулы состоят из атомов


2. О химическом элементе железе идёт речь в предложении

1) из железа делают гвозди 2) железо – основной компонент стали

3) железо ржавеет во влажном воздухе 4) железо входит в состав ржавчины


3. Оцените справедливость утверждений:

А. Сложное вещество состоит из разных молекул.

Б. Простое вещество может быть получено как в реакции разложения, так и в реакции замещения.

1) верно только А 2) верно только Б

2) оба утверждения верны 4) ни одно из утверждений не верно


4. При растворении йода в спирте молекулы спирта…

1) остаются неизменными 2) распадаются на атомы

3) окрашиваются в коричневый цвет 4) улетучиваются


5. Химическое превращение меди будет наблюдаться, когда

1) через медь пропускают ток 2) её сплавляют с оловом, получая бронзу

3) медь покрывают серебром 4) медь покрывается зелёным налётом


6. При горении угля атомы углерода

1) не изменяются 2) распадаются

3) превращаются в атомы других элементов 4) исчезают


7. Молекула вещества, формула которого HClO2, содержит

1) три атома двух элементов 2) три атома трёх элементов

3) четыре атома трёх элементов 4) четыре атома четырёх элементов

8. Запись 2NO2 применяют, когда речь идёт о

1) двух молекулах соединения азота с кислородом

2) двух атомах азота и одной молекуле кислорода

3) двух атомах азота и двух атомах кислорода

4) двух молекулах азота и двух молекулах кислорода


9. Уравнение реакции 2Н2 + О2 = 2Н2О показывает, что

1) массы водорода и кислорода относятся как 2 : 1

2) количества вещества водорода и кислорода относятся как 2 : 1

3) количество вещества воды равно общему количеству вещества водорода и кислорода

4) объём водорода равен объёму воды

То, из чего состоят физические тела, то есть окружающие нас предметы, называется веществом.

Если взять мягкий серебристый металл натрий, то с таким физическим телом лучше не проводить опытов по измерению выталкивающей силы в воде. На глазах у исследователя, который решится проделать такой эксперимент, погруженный в воду кусочек натрия всплывет и начнет бурно пузыриться, бегая по поверхности воды расплавленной каплей. Затем вокруг того, что осталось от натрия, появятся красные всполохи огня и, наконец, если кусочек натрия был достаточно велик, раздастся оглушительный взрыв. Даже если взрыва не последует, после окончания опыта наш исследователь обнаружит, что натрий исчез! Он превратился в какое-то другое вещество!

Но если измерять температуру плавления или электропроводность предмета, сделанного из того же натрия, то эти опыты, скорее всего, окончатся благополучно, хотя результаты будут отличаться от опытов с физическими телами из какого-нибудь другого вещества.

Вы можете посмотреть видеоопыт Если при взаимодействии натрия с водой и происходит взрыв, то взрывается не натрий, а газ водород, выделяющийся в реакции. Смесь водорода с кислородом (или воздухом) не зря называют «гремучим газом». Другой продукт реакции – щелочь NaOH. Её присутствие в растворе можно обнаружить с помощью индикатора фенолфталеина (раствор становится малиновым). В опыте, который вы увидите, кусочек натрия достаточно мал и взрыв гремучего газа, к счастью, не происходит. Ясно, что в случае с незадачливым исследователем (он остался жив, но твердо решил изучить химию), мы имеем дело с каким-то новым явлением - не физическим, а химическим. Натрий в этом опыте перестал быть самим собой - металлом натрием, превратившись в другое вещество. Произошло типичное химическое превращение, в то время как в других опытах (с нагреванием натрия или измерением его электропроводности) вещество осталось тем же серебристым металлом натрием, хотя с ним происходили физические превращения: натрий плавился, проводил ток и т.д. К химическим явлениям относят такие явления, при которых одни вещества превращаются в другие. Химические явления называют иначе химическими реакциями. Физические явления не сопровождаются превращением одних веществ в другие.

Наш исследователь, сам того не желая, проделал типичную химическую реакцию между натрием и водой. Натрий и вода при этом превратились в другие вещества.

Химия - это наука о веществах и законах, по которым происходят их превращения в другие вещества.

Если бы мы захотели проследить, когда возникла химия, то обнаружили бы ее следы у самых истоков человеческой цивилизации - в те времена, когда зарождались ремесла и искусства. С тех пор история человечества неразрывно связана с получением нужных человеку веществ - будь то порох, лекарства, бумага, булатная сталь, краски, топливо и смазка для машин, цемент, стекло, фарфор и многое другое, что не существует в природе в готовом виде. Это приводило к постоянному накоплению химических знаний, что, в свою очередь, подталкивало дальнейшее развитие цивилизации.

Сейчас, когда население земного шара достигло 7 миллиардов, трудно представить, как можно было бы прокормить, защитить от болезней, одеть и согреть в холодное время такое огромное количество людей, не используя синтетических материалов, лекарств, искусственных удобрений, продуктов переработки нефти, угля, газа, древесины, различных руд. Не менее важны и многие вещи, которые просто украшают нашу жизнь, делают ее легкой и удобной. Это современные воздушные лайнеры из новейших материалов, переносящие нас без посадки на другой конец Земли, живые краски кино и телевидения, искусственные беговые дорожки стадионов, яркие цвета легкой и удобной одежды, прекрасные ароматы духов и шампуней. И многое, многое другое, что так или иначе связано с химией.

К сожалению, неконтролируемый рост потребления, за которым часто не поспевает совершенствование технологий производства, во многих странах породил немало проблем. Природа испытывает непосильные для нее "нагрузки" на среду обитания, которые создает человек. Если потребление все новых и новых материалов будет возрастать теми же темпами, а технологии изготовления этих веществ будут оставлять на Земле горы отходов, то природа отплатит за это изменением климата, прекращением плодоношения земли, непредсказуемыми генетическими изменениями самого человека, исчезновением многих видов зверей, птиц, рыб, растений.

Чтобы избежать в будущем серьезных неприятностей, люди должны постоянно искать способы так производить нужные им вещества, чтобы при этом не разрушалась окружающая среда. И еще нужно постоянно изобретать все более и более эффективные материалы взамен старых, создававших проблемы. Надо придумывать способы их безотходного производства, разумно использовать невосполняемые источники сырья, научиться перерабатывать отходы промышленности и жизнедеятельности. Причем это нужно делать так, чтобы человечество не теряло достигнутых возможностей наслаждаться полноценной жизнью. И здесь опять решающее слово за химией.

Но это лишь одна - прикладная сторона химии. Еще более интересна ее роль в познании окружающего мира. Здесь до сих пор много неясного, даже загадочного. Например, нашу планету можно сравнить с могучей химической “машиной”. На поверхности Земли и в ее недрах постоянно происходят сложнейшие химические превращения. Как работает эта “машина”? Каким образом поддерживаются условия для ее бесперебойной работы? Как на протяжении миллиардов лет Земле удается сохранить примерно постоянную (и наилучшую!) температуру для протекания сложных химических реакций? Почему содержание газа кислорода в атмосфере Земли сохраняется неизменным (причем с точностью до процента!) последние полмиллиарда лет? Задачи: Среди окружающих вас предметов многие состоят из веществ, не существующих в природе в готовом виде и полученных на химических производствах. Назовите хотя бы пять из них Атомы и молекулы. Чистые вещества и смеси. Простые и сложные вещества. Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Их называют атомами. В подавляющем большинстве случаев атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы - молекулы. Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике. По сравнению с многообразием веществ число атомов весьма ограничено. Атомы могут различным образом соединяться друг с другом. Как из букв алфавита можно составить сотни тысяч слов, так из одних и тех же атомов образуются молекулы или кристаллы огромного количества различных веществ, из которых состоит окружающий мир. Молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию. Молекулы построены из атомов. Вещество (например, сахар) можно размолоть на самой тонкой мельнице и все равно каждая крупинка будет состоять из огромного количества одинаковых молекул сахара и сохранит все известные нам свойства этого вещества. Даже если раздробить вещество на отдельные молекулы, как это происходит при растворении сахара в воде, то вещество продолжает существовать и проявлять свои свойства (в этом легко убедиться, попробовав раствор на вкус). Значит, самостоятельно существующая молекула сахара - это еще вещество под названием "сахар" (пусть даже очень маленькое количество этого вещества). Но если продолжить дробление дальше, то придется разрушить молекулы. А разрушив молекулы или даже отняв у них по паре атомов (из трех десятков, составляющих молекулу сахара!), мы уже разрушаем само вещество. Конечно, атомы никуда не исчезают - они начинают входить в состав каких-то других молекул. Но сахар как вещество при этом перестает существовать - он превращается в какие-то другие вещества.

Вещества не вечны, потому что не вечны их молекулы. Зато атомы практически вечны. В каждом из нас найдутся атомы, существовавшие еще во времена динозавров. Или участвовавших в походах Александра Македонского, или в плавании Колумба, или побывавших при дворе Ивана Грозного.

Несмотря на то, что молекулы очень малы, их устройство можно выяснить различными физическими и химическими методами. Чистое вещество состоит из молекул одного вида. Если физическое тело содержит молекулы нескольких видов, то мы имеем дело со смесью веществ. Понятия "чистый" в химии и в быту неодинаковы. Например, когда мы говорим: - "Какой чистый воздух!" - то на самом деле вдыхаем сложную смесь нескольких газообразных веществ. Химик скажет о лесном воздухе: "Нужно серьезно поработать, чтобы выделить из этой смеси чистые вещества". Интересно, что в атмосфере любого из них по отдельности человек существовать бы не смог. Атомы в молекулах разных веществ связаны друг с другом в строго определенном порядке, установление которого - одно из самых интересных занятий в работе химика. Издавна за каждым видом атомов в химии закреплен символ из латинских букв.

Простое вещество состоит из атомов только одного вида или из молекул, построенных из атомов одного вида. Сложное вещество состоит из молекул, построенных из атомов разных видов. Смесью называется вещество, состоящее из молекул (или атомов) двух или нескольких веществ. Вещества, составляющие смесь, могут быть простыми и сложными. На Земле пока никто не смог написать такой книги, в которой были бы описаны абсолютно все известные человечеству вещества - от "а" до "я". Впрочем, в этом нет особой необходимости. Чтобы знать химию, не нужно заучивать названия или сведения об огромном количестве веществ - достаточно знать законы, по которым они образуются и взаимодействуют с другими веществами. Посмотрите простой опыт с помощью которого можно приблизительно определить состав воздуха. Опыт легко проделать даже в домашних условиях. Задачи : Найдите простые вещества среди перечисленных веществ: воздух, вода, озон, мед, морская вода, кислород, азот. Просмотр фильма.

3) Закрепление 10 минут. Делимся на группы по четыре человека и отвечаем на вопрос что нам дала химия и по очереди называем значимые факты из истории человечества.

4)Д.з дома повторить конспект, сделать реферат история развития химии


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!