СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии для 8 класса "Агрегатные состояния веществ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии для 8 класса "Агрегатные состояния веществ"»

Урок№3 09.09.2022


Тема: Агрегатные состояния веществ

Цели: Расширение представлений о строении веществ посредством введения понятия агрегатное состояние и ознакомления с агрегатными превращениями.

Задачи:

Образовательные задачи: - научить применять основные положения МКТ к объяснению различий в строении и свойствах различных агрегатных состояний вещества и их превращений; - продолжить работу по формированию умения составлять таблицы при систематизации и обобщении знаний о строении вещества в различных агрегатных состояниях и агрегатных превращениях.

Развивающие: - продолжить развитие познавательного интереса учащихся к предмету, демонстрационный эксперимент; - используя правила написание синквэйна и выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника; - высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у учащихся умение говорить, спорить, доказывать, анализировать, делать выводы; - работая с таблицами развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание информации.

Воспитывающие: - в ходе проведения урока воспитывать у школьников уверенность в познаваемости окружающего мира; - способствовать воспитанию в учащихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение; - работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемые результаты:

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Тип урока: комбинированный. 

Метод обучения: словесно-логические (объяснение, эвристическая беседа), наглядные (таблица), практические (работа по карточкам – заданиям, по таблице).

Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», карточки-задания для проверки знаний учащихся.

Структура урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Мотивация.

  4. Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).

  5. Закрепление и применение знаний.

  6. Подведение итогов. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.


Ход урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним «Основные положения о строении вещества». Для этого я вам буду задавать вопросы, а вы, подняв руку, на них отвечать.

1.Из чего состоят все вещества? (молекул и атомов)

2.Как движутся частицы вещества? (непрерывно и беспорядочно)

3. Как молекулы взаимодействуют друг с другом? (притягиваются и отталкиваются)

3. Мотивация

- Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ.

Проблемный вопрос: возможна ли ситуация, что при некоторых температурах вещество одновременно может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях?

- Какое вещество вы видите на слайде? (лед) Когда лед растает образуется…(вода). Когда вода закипела образуется… (водяной пар)

Ответим на вопросы на слайде

- Лед, какое состояние воды? (твердое)

- Водяной пар, какое состояние воды? (газообразное)

Делаем вывод: одно вещество может переходить между различными агрегатными состояниями

- В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое. газообразное). Эти состояния вещества называются агрегатными.

Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях.

Откройте тетрадь. Запишите число и теме урока.

4. Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).

Агрегатное состояние – это состояния одного и того же вещества, отличающиеся взаимным расположением и характером движения молекул (запишем в тетрадь)

Итак, различают три основных агрегатных состояния вещества: жидкое, твердое, газообразное.

- Немецкий философ Иммануил Кант сказал «Без сомнения, все наше знание начинается с опыта». Сейчас мы определим свойства жидких, твердых и газообразных тел. (на столах у учащихся лежат шаблоны таблиц, которые они заполняют в течение урока)

Учащиеся разбиты на группы:

1-ая группа: «Твердые тела»

2-ая группа: «Жидкости»

3-ья группа: «Газы»

Карточки с заданиями:

1-ая группа: «Твердые тела»

- В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)

- У вас на партах несколько твердых тел. Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда, цилиндра)

-Попробуйте изменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать, так чтобы не сломать тело? (нет)

Вывод: твердые тела сохраняют форму и имеют объем.

2-ая группа: «Жидкости»

- Теперь определим свойства жидкостей.

Мы можем перелить жидкость в различные сосуды. (учитель переливает воду в сосуды различной формы)

- Что происходит с формой жидкости? (она меняется) Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)

- Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)

Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем.

3-ья группа: «Газы»

- Выясним, какими свойствами обладают газы.(выполняют учащиеся вместе с учителем)

1.Измените объем резинового шарика, немного сжав его. Изменяет ли газ объем?(да)

2.Измените форму резинового шарика, слегка растянув его. Изменяет ли газ форму? (да)

Внимание! При сильном сжатии или растяжении шарик может лопнуть.

Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем, принимает форму сосуда, в котором находится.

Газы. Расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объем, не имеют формы и легко сжимаются. Но если их сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние.

Жидкости. Молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место- «прыгают». Поэтому жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так как при этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание.

Т вердые тела. Молекулы расположены в строгом порядке, расстояние между молекул сравнимо с размером молекул. Молекулы колеблются около определенной точки и не могут перемещаться далеко от нее. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем.

Жидкости

кристаллизация парообразование

плавление конденсация

Твердое тело

Газ

сублимация


- Ребята, а кто ни будь из вас слышал еще об одном агрегатном состоянии вещества, которое по сей день изучается? (Плазма).Проверим вашу таблицу:

5. Закрепление и применение знаний

- А теперь давайте проверим, как вы поняли данную тему.

САЙТ UCHI.RU (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ). Как вариант в форме соревнования между группами

Качественные задачи (дополнительно)

- Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится Джинн? (газообразном)

- В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял, скажите, в каких состояниях находится вода в чайнике? (жидком, твердом, газообразном)

- Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение? (молекула не изменилась, расстояние между ними увеличилось, скорость движения молекул увеличилась)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

  1. Домашнее задание п. 3, з.1, 2

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!