Урок №33 23.05.2022
Тема: обобщение изученного материала. Решение задач.
Цели урока:
Образовательная: Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся по решению расчетных задач следующих типов: 1) Вычисление объёма и массы вещества, массовой доли вещества в растворе. 2) Выведение формулы вещества на основании его плотности по водороду или воздуху, а также по массе и объёму, количества продуктов его сгорания. 3) Вычисление по уравнениям реакций. Если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4) Закрепить умения пользоваться алгоритмами, проводить эксперименты. Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учёбе, любовь к предмету, взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, ответственность за выполненную работу. Развивающая: развитие навыков и умения в решении расчетных задач, вычисление масс веществ, вычисление по уравнениям реакций, вычисление массовой доли выхода продукта реакции и массовой доли примеси, выведение молекулярной формулы вещества, приготовления растворов и смесей..
Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы обучения:
1. Словесный.
2. Наглядный.
3. Работа по карточкам.
Структура урока
Организационный этап.
Мотивация знаний. Актуализация знаний.
Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).
Закрепление и применение знаний.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный этап.
2. Мотивация знаний. Актуализация знаний. Повторение алгоритмов решения задач.
3. Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).
а)повторение алгоритмов решения задач:
Общий алгоритм решения задач:
Прочитайте текст химической расчётной задачи.
Запишите кратко условие и требование задачи с помощью общепринятых условных обозначений.
Составьте химические формулы, уравнения реакций в соответствии содержанием химической расчётной задачи и её требованиям.
Составьте рациональный план решения задачи
Продумайте, какие дополнительные данные можно извлечь из химических формул, уравнений реакций для реализации требований задачи.
Произведите все необходимые в данной задаче действия с заданной математической точностью.
Запишите полученный ответ.
Решение разноуровневых задач по вариантам и у доски.
ЕГЭ задание № 29.
1.При взаимодействии 0,2 моль сульфида железа (II) с соляной кислотой выделяется газ объёмом____ л (н.у.). (Запишите число с точностью до сотых.)
2.При взаимодействии избытка раствора хлорида бария с раствором, содержащим 10,26 г сульфата алюминия, образуется осадок массой___ г. (Запишите число с точностью до целых.)
3.В результате взаимодействия 6,5 г. Цинка с избытком раствора нитрата свинца образуется свинец массой ____ г. (Запишите число с точностью до десятых.)
4.При растворении сульфида железа (II) в избытке соляной кислоты выделилось 2,8 л (н. у.) газа. Чему равна масса сульфида железа? (Запишите число с точностью до целых.)
5.При растворении карбоната кальция в избытке соляной кислоты выделилось 11,2 л (н. у.) газа. Чему равна масса карбоната кальция? (Запишите число с точностью до целых.)
6. Какая масса осадка образуется при взаимодействии избытка раствора нитрата вария с раствором, содержащим 3,92 г серной кислоты? (Запишите число с точностью до сотых.)
ЕГЭ, Задачи № 27.
1. К раствору хлорида кальция массой 140 г с массовой долей 5% добавили 10 г этой же соли. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?
2.Определите, чему равна масса раствора уксусной кислоты с массовой долей 80%, которая потребуется для приготовления 500 г раствора этой кислоты с массовой долей 10%.
3.Смешали два раствора: один массой 260 г и с массовой долей 3%, второй – массой 140 г и с массовой долей этой же соли 1%. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?
4.К раствору сульфида кальция массой 60 г и с массовой долей 4% добавили 5,6 г этой же соли. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?
Разбор задачи ЕГЭ № 33 у доски.
Задача. Карбонат кальция массой 10 г растворили при нагревании в 150 мл хлороводородной кислоты (ρ = 1, 04 г/мл) с массовой долей 9%. Какова массовая доля хлороводорода в образовавшемся растворе?
4. Закрепление и применение знаний. Работа в группах. Решение задач на вывод формул органических веществ.
ЕГЭ № 34.
Группа. При сгорании 172 г органического вещества выделилось 224 л СО2 и 180 г Н2О. Плотность паров этого вещества по водороду ровна 86. Установлено, что это вещество подвергается гидролизу с образованием карбоновой кислоты и спирта, восстанавливается водородом до двух спиртов.
1.Произведите необходимые вычисления.
2.Выведите молекулярную формулу вещества.
3.Составьте структурную формулу вещества.
4.Запишите уравнение реакции гидролиза этого вещества.
Группа. При сгорании 150 г некоего органического вещества выделилось 396 г СО2 и 90 г Н2О. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 5, 17. Установлено, что это вещество подвергается гидролизу с образованием карбоновой кислоты и спирта, восстанавливается водородом до двух спиртов.
1.Произведите необходимые вычисления.
2.Выведите молекулярную формулу вещества.
3.Составьте структурную формулу вещества.
4.Запишите уравнение реакции взаимодействия этого вещества с водородом.
У первой группы – октилацетат, у второй – бензилацетат.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Рефлексия. Ответьте на вопросы. – Что мы учились выполнять? – Какие были затруднения? – Что показалось самым интересным? – Что удивило вас? – Спасибо за сотрудничество!
6.Домашнее задание.