СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием здоровьесберегающей технологии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории»





Разработка урока по истории России на тему:

« Реформы Никона. Церковный раскол».









Урок разработал учитель истории

МОКУ « Чермошнянская основная общеобразовательная школа»

Медвенского района

Бабанина Наталья Владимировна













Цели урока:

  • Дать представление о причинах, сущности и результатах церковной реформы XVII в;

  • Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и сторонниками Аввакума;

  • Сделать историографический анализ церковно-обрядовой реформы Никона;

  • Показать, что тема церковного раскола связана с идеологией «Третьего Рима» и идеалом «Святой Руси»;

  • Выявить суть конфликта между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном;

  • Обобщить знания обучающихся о реформе Никона и церковном расколе;

  • Продолжить работу по формированию умения характеризовать деятельность исторической личности (патриарха Никона, протопопа Аввакума);

  • Воспитать уважение к истории родной страны, и понимание значимости отдельных исторических событий

  • Подвести обучающихся к выводам о роли православной церкви в истории страны; опасностям расколов в обществе и церкви;

Основные личности :

Алексей Михайлович, Патриарх Никон, Протопоп Аввакум, боярыня Морозова

Основные понятия :

  • Патриаршество;

  • РПЦ – русская православная церковь;

  • Самодержавие = абсолютизм;

  • теория “Москва – Третий Рим”;

  • реформы патриарха Никона;

  • раскол;

  • канон;

  • старообрядцы;

  • самосожжение;

Основные даты урока:

1652 г. - церковная реформа Никона

1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы

1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем

1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.

1667-1676 гг. - Соловецкое восстание.

Проблема урока: В чем вы видите причины разногласий Никона и Аввакума и к чему они привели?



Ход занятия

  1. Вводное слово учителя, где он подводит обучающихся к теме урока и дети самостоятельно формулируют цели урока.

  2. Изучение нового материала ( картина Сурикова «Боярыня Морозова».)

Учитель: - Взгляните на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.

В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

Вопрос : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?

- Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив « Реформы Никона. Церковный раскол».


  1. Работа обучающихся под руководством учителя на уроке.

Обучающиеся вспоминают сущность теории «Москва - третий Рим», обоснованную старцем Филофеем.

Основные принципы данной теории:

  • падение «первого Рима» от язычества и «второго Рима» от мусульман за прегрешения против веры;

  • наступление эпохи «третьего Рима», после которого «четвертому» не быть;

  • ответственность Руси за весь православный мир;

  • борьба за чистоту веры, укрепление власти духовной и светской в их взаимной

« симфонии» как тесного сотрудничества при разделении функций.

Делается вывод о том, что московские государи получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с врагами России.


  1. Кружок «Ревнителей древнего благочестия».

Учитель: -Итак, вопросы церковного характера Филаретом так и не были решены.

В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства:

духовник царя Стефан Вонифатьев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др.

Цель кружка:

• разработать программу церковной реформы.

• устранить разночтения в богослужебных книгах.


Работа с классом( коммуникативная беседа)

-Почему искажались книги?

Потому что книги перепи­сывались от руки, а во время переписывания неизбежны ошибки, людям свойственно ошибаться. Переписчики не­редко добавляли что-то свое. Почему искажались обряды? Обряды исполняются людьми. Все люди разные. У разных людей могут быть разные представления об исполнении об­рядов.


- Какие церковные обряды вы знаете?

Главные цер­ковные обряды — крещение, венчание, отпевание и т.п.


  1. В 1651 году, по предложению царя Алексея Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Патриарх Никон решил, что если верующие читают в кни­гах разное, обряды совершают по-разному, то это ведет к ис­кажению веры, что недопустимо. Православие утверждает, что верующие могут спастись только все вместе.

Разночте­ния в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось на­вести порядок, унифицировать обряды и священные книги согласно единому образцу.

Большинство верующих «приняло реформу Никона.

Записи в тетради

1653-1655 гг Церковная реформа Никона

Возможно составление таблицы (первая колонка заполнена, вторую заполняют дети с опорой на учебник или дополнительную литературу).

«Русская православная церковь до и после реформы Никона».


До преобразований Никона

После преобразований Никона

1.Крестное знамение двумя перстами.

2.Двоекратное пение «аллилуйя».

3.Движение по-Солонь ( по Солнцу) во время крестного хода.

4.Написание имени Христа как Исус.

5. Разночтения в богослужебных книгах.

6.Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи.

7.Служение литургии на семи просфорах.

8.Произнесение в церкви определенных текстов проповедей.

1.Крестное знамение тремя перстами.

2.Троекратное пение «аллилуйя».

3.Движение против часовой стрелки (до середины XVII в. В церкви ходили «посолонь»).

4.Написание имени Христа как Иисус.

5.Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам.

6.Написание икон по греческим образцам. Уничтожение старых икон.

7.Служение литургии на пяти просфорам.

8.Произнесение проповедей собственного сочинения.

9.Поясные поклоны вместо земных.

10. Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы.


Выводы:

Церковная реформа имела множество тесно переплетенных между собой смыслов.

  • Реформаторы стремились все привести к образцу.

  • Идеологически реформа «обустраивала «внешнеполитические планы правительства: не просто освобождение единоверцев на Украине, а соединение их в едином Православном царстве, прочность которого – в единых и единообразных обрядах и уставах.

  • В культурологическом смысле церковная реформа создавала условия для более тесных контактов с греческой и украинско-белорусской «образованностью». Реформа становилась средством преодоления изоляции от иноверцев, однако, без утраты прежде высокого взгляда на предназначение Московского царства.

  • Реформа потенциально призвана была еще более возвысить положение московских государей. Это был внутриполитический и светский подтекст реформ.

  • Стараниями Никона реформа приобрела еще один смысл, призванный возвысить церковную, а точнее патриаршую власть.

Дополнение обучающихся:

-изменены чины миропомазания, крещения, покаяния, елеосвящения, брака.

-изменение в иконописи. Все иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

4. Учитель: Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».

Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.

А теперь немного отдохнем. Зрительная гимнастика:

  • Упр. 1. Расслабление. Потрите ладошки друг об друга, чтобы согреть. Закройте глаза ладонями и досчитайте до 15. 

  • Упр. 2. Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте. Выполнять упражнение 3 - 4 раза.

  • Упр. 3. Смотрите вдаль перед собой (учитель обозначает дальнюю точку в классе при помощи красочной картинки на доске), досчитайте до 3. Переведите взгляд на кончик носа, задержитесь и досчитайте до 5. Повторить 6 - 8 раз.

  • Упр. 4. Выполнять движения открытыми глазами: посмотрите вверх вправо, вверх влево, вниз вправо, вниз влево. Повторить 3-4 раза.

  • Упр. 5. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам.  6 раз влево, 6 раз вправо.

  • Упр. 6. Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте. Выполнять упражнение 3 - 4 раза.


А теперь продолжим.

Проблемный вопрос : Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?

(обсуждение)

- А теперь обратимся к учебнику и проверим наши высказывания.

5. Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.

Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум (Петров). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.

Работа с документом 1,2.

За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Но и там он вел пропаганду старообрядческих идей и принципов, за что был предан церковному проклятию, и заключен в тюрьму. В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие».

Работа с документом №3 . Ответы на вопросы

Рассказ учителя:

Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.

Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение.

Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.

Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.

Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.


III. Закрепление.

Вопрос учителя:

-Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились?

- В чем вы видите причины разногласий Никона и Аввакума и к чему они привели?

Задание 4. Давайте прочтем пословицы старообрядцев и выясним их смысл.

Задание 5 найдите в данном тексте исторические ошибки.

- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.

Обучающиеся самостоятельно выполняют тест.

1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:

а) Игнатий

б) Филарет

в) Никон

2. Причиной церковной реформы не было:

а) искажение церковных книг

б) искажение церковных обрядов

в) конфликт между царем и патриархом

3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:

а) Филарет

б) Никон

в) Аввакум

4. Церковная реформа привела:

а) к сплочению верующих

б) расколу между верующим

в) конфликту между царем и патриархом


IV .Подведение итогов.

Многогранна и трагична судьба двух крупных представителей духовенства XVII в. патриарха Никона и протопопа Аввакума. Церковная реформа патриарха Никона привела к расколу приверженцев Русской православной церкви на никониан и старообрядцев и подчинению церкви государству. После Никона уже никто из высших церковных иерархов не осмеливался претендовать на первенствующую роль государстве.

В последнее время мы часто слышим такое слово как толерантность, т.е. терпимость. Терпимое отношение к людям других национальностей, других верований, других взглядов.

« Для человека главное - жить по совести. Лекарства смогут продлить наш срок на несколько лет, а праведность и терпимость подарят жизнь вечную»...

Митрополит Кирилл

V. Выставление оценок.

















Литература



  1. Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории. М.: Правда, 1989. С. 335-336.

  2. Энциклопедия для детей. Т.5. Ч.1. История России и ее ближайших соседей. М. 1995. «Аванта +».

  3. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч.2 (Религии мира) М. «Аванта+».1997.

  4. М.Н.Чернова, В.Я. Румянцев. Документы по истории России с древнейших времен до конца XVIII века. Айрис Пресс. 2008.

  5. Багдасарян В.Э. История России: Учебник для учителя. М.: Научный эксперт.2012.

  6. И.А. Федорчук. История. Интеллектуальные игры для школьников . « Академия К». 1998.

http://anthropology.ru

http://www.portalus.ru

http://vvvasilyev.narod.ru








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!