СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России по теме "Общественное движение при Александре II"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России по теме "Общественное движение при Александре II"»

Разработка урока по теме: «Общественное движение при Александре II и политика правительства» 1урок

Учебник: История России 9 класс; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение 2018.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: дать представление об основных направлениях общественного движения 60-70-х гг., охарактеризовать русское народничество, взгляды и деятельность наиболее ярких его представителей

Оборудование: учебник, проектор, презентация, карточки.

Методы: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Основные понятия: Либералы, консерваторы, революционеры, разночинцы, теория общинного социализма, бунтарское, пропагандистское, заговорщическое направления в народничестве.

Технология: приёмы технологии развития критического мышления

Планируемые результаты:

Предметные: изучить основные направления общественного движения в 60-70-е г.г, их особенности, определить истоки народничества, охарактеризовать основные направления в идеологии, проследить, как изменялась идеология и тактика народников.

Метапредметные:

Познавательные УУД развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде схемы, делать выводы, обобщать.

Личностные УУД Развивать нравственные личностные качества; Интерес к изучению истории Отечества;

Регулятивные: принимают учебную задачу; приобретают умения ориентироваться в учебнике, по инструкции учителя.

Коммуникативные: совершенствуют навыки совместной деятельности, делового сотрудничества.


Приложение №1

Карточка в конце урока.

Сопоставить взгляды и факты – общественному течению

(взглядам видного направления):

  1. Либералы


  1. Консерваторы


3. Бакунин


4. Нечаевцы




5.Последователи Лаврова


6.Последователи Ткачева

А) В процессе революции сильное централизованное государство проводит замену старых общественных институтов новыми – революционными. Народ еще не готов к революции, но и пропаганда не даст ничего. Революция начинается с захвата власти законспирированной революционной организацией.

Б) Главная задача – углубление либеральных реформ; добиться введения в России Конституции, гражданских и политических свобод. Эволюционное развитие России.

В) Полное самоотречение ради дела революции, строжайшая дисциплина, слепое подчинение вождю, строго законспирированная организация.

Г) Либеральные реформы вредны для России, они разрушают русский народ. Самодержавная монархия – единственная форма власти, приемлемая для России.

Д) Дворянство и интеллигенция находятся в неоплатном долгу перед народом. Народ еще не готов к революции, ее нужно готовить длительной пропагандой.


Е) Государство должно быть уничтожено в результате стихийного бунта масс. Русский крестьянин – прирожденный бунтарь, интеллигенция должна разбудить его и подтолкнуть к восстанию.














Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

Приветствуем учащихся. Проверяем готовность к уроку.

Приветствие учителя. Проверяют наличие учебника, тетради.





2. Вызов(мотивация)


























3. Осмысление


Детям предлагается рассмотреть репродукцию покушения на Александра II 1 марта 1881г (слайд 1)Учитель кратко рассказывает об этом событии и о том, что император пережил 6 покушений, но последнее окажется для него роковым.


Александр II провёл, как мы уже знаем, ряд важнейших шагов для того, чтобы привести состояние страны и общества в соответствие с требованиями времени. Он решился наконец отменить крепостное право, а затем провести ряд реформ- земскую, судебную, военную , городскую, призванных улучшить управление в стране, сделать более современной и боеспособной российскую армию. Однако, российская бюрократическая машина действовала очень медленно, реформы увязали в чиновничьем болоте. Александр II освободил крестьян от помещиков, но на смену ему пришёл гнёт чиновников, и с каждым годом он усиливался.



1)Учащиеся высказывают свои предположения относительно

темы урока(Охота на царя, Недовольство общества, Протестные настроения ит.д)

2) Совместно с учителем формулируют тему, записывают её в тетрадь- «Общественное движение при Александре II и политика правительства»

3) На какие вопросы получим ответы при изучении темы? Примерные ответы учащихся:

Причины общественного недовольства?

Основные идеи и цели участников движения?

Кто принимал участие в этих движениях?

Результаты их деятельности.




























































































































4. Рефлексия








5. Д.3 п. 19-20, выучить новые термины.

С146 вопрос №5.

Определить, какие идеи отстаивали представители этих движений Проверяет работы учащихся.

Учитель обращает внимание, что в это время, разочаровавшись в правительстве, многие представители либерального лагеря обращают свой взор в сторону более радикальных методов - наблюдается рост революционных настроений.

На формирование их идеологии большое влияние оказали Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, печатавшиеся в журнале «Современник», «Колокол». Они призывали крестьян к немедленному всеобщему бунту.

В то время в полицейских сводках можно было встретить такие слова- разночинцы, «Земля и воля», «Народная расправа». Что они означают? Задание ученикам по вариантам: найти значение этих понятий на С138-139


На слайде появляются слова:

разночинцы, «Земля и воля», «Народная расправа».

Учитель дополняет ответы учащихся, подчёркивает, что первая революционная организация «Земля и воля» распалась и возродится она только через 13 лет, но уже в ином обличье. Руководили ею из Лондона русские дворяне- эмигранты - Герцен и Огарев.

Именно Герцен стал автором теории русского или общинного социализма, согласно которой только в России чудом сохранился зародыш социализма- крестьянская община, распространив её порядки на всю Россию, можно не допустить капитализм и перейти к социализму, создать самое справедливое государство.


С.Г. Нечаев идейный руководитель «Народный расправы» создаёт образ русского революционера — человека отрешённого от окружающего мира, порвавшего с нравственностью и законными приличиями, готового на всё ради революции. Пытаясь насадить в своей организации слепое подчинение вождю, он приказал её членам убить студента Иванова, который пытался оспаривать некоторые положения Нечаева. После разгрома организации Нечаеву удалось бежать за границу, однако он был выдан как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости. Образ Нечаева выведен Ф.М. Достоевским в романе «Бесы».

Переходим к изучению пункта народничество в 1870-е годы.

Задание: поработать в парах и составить схему по теме «Течения народничества». (учебник с 140) Ученики, справившиеся с заданием, по желанию, презентуют свою работу, правильную схему зарисовывают на доске.


Вопрос к классу: Что было общего и различного во взглядах народников?


Рассказ учителя о первой крупной акции народников 1774-1775гг- «Хождение в народ»

Вопрос к учащимся- Предположите, насколько результативна была подобная тактика? Свой ответ обоснуйте. Учитель дополняет ответы учащихся:

-Крестьяне смотрели на приходивших к ним как «бар». В деревне, где все друг друга знают на пришедших смотрели с опаской.

-Их речь была непонятной, а разговоры, о том, что всё имущество будет общим встречалось с усмешкой

Учитель иллюстрирует пропасть между революционерами и крестьянами картиной Репина

«Арест пропагандиста».

Вопросы по картине:

1) Где происходит действие картины?

2) Что происходит

3) Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины? На чье стороне симпатии Репина?

4)Как относятся к происходящему крестьяне?

5) Можно ли по сюжету картины определить как полиция узнала о пропагандисте?

6) Есть ли на картине люди, сочувствующие пропагандисту?

Учитель: Все попытки поднять крестьян на революцию не принесли ощутимых результатов, тезис о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь не нашёл подтверждения, крестьяне оказались собственниками, причём достаточно консервативными. Неудача «хождения в народ» заставила народников пересмотреть свою тактику. Возникла мысль о создании революционной законспирированной организации с чёткой структурой и разработанной программой.

Индивидуальное задание на карточке - соотнесение русских революционеров и их программных установок.

Вспомните 3 течения в народничестве, и укажите к каким из этих направлений обращаются русские революционеры во время акции «Хождение в народ»?(идеи Бакунина)

А теперь давайте обратимся к началу нашего урока и посмотрим смогли ли мы ответить на вопросы, которые ставили в начале урока?

Да, мы получили информацию о об основных направлениях общественного движения 60-70-х гг, их идеологии, причинах роста революционных настроений и о методах их борьбы с правительством.



Учитель обращает внимание, что мы не получили ответ на последний вопрос — Смогли ли они достичь своих целей? Об этом мы узнаем на следующем уроке. вопроса, продолжим изучать тему на следующем уроке.


Ученики по вариантам читают пункты параграфа, формулируют основные идеи движений, представляют лозунги, лучшие примеры записываем в тетрадь.

Ученики находят значение слов в учебнике на с.138-139.

Записывают новые слова в тетрадь.

Отвечают на вопрос: -Что было общего и различного во взглядах народников?(Общее- опора на народ, крестьянство, построение социалистического общества на основе общинных порядков; различие методы достижения цели)

Отвечают на вопрос -Предположите, насколько результативна была подобная тактика?

Вопросы по картине:

1) Где происходит действие картины?

2) Что происходит

3) Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины? На чье стороне симпатии Репина?

4)Как относятся к происходящему крестьяне?

5) Можно ли по сюжету картины определить как полиция узнала о пропагандисте?

6) Есть ли на картине люди, сочувствующие пропагандисту?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!