2. Вызов(мотивация) 3. Осмысление | Детям предлагается рассмотреть репродукцию покушения на Александра II 1 марта 1881г (слайд 1)Учитель кратко рассказывает об этом событии и о том, что император пережил 6 покушений, но последнее окажется для него роковым. Александр II провёл, как мы уже знаем, ряд важнейших шагов для того, чтобы привести состояние страны и общества в соответствие с требованиями времени. Он решился наконец отменить крепостное право, а затем провести ряд реформ- земскую, судебную, военную , городскую, призванных улучшить управление в стране, сделать более современной и боеспособной российскую армию. Однако, российская бюрократическая машина действовала очень медленно, реформы увязали в чиновничьем болоте. Александр II освободил крестьян от помещиков, но на смену ему пришёл гнёт чиновников, и с каждым годом он усиливался. | 1)Учащиеся высказывают свои предположения относительно темы урока(Охота на царя, Недовольство общества, Протестные настроения ит.д) 2) Совместно с учителем формулируют тему, записывают её в тетрадь- «Общественное движение при Александре II и политика правительства» 3) На какие вопросы получим ответы при изучении темы? Примерные ответы учащихся: Причины общественного недовольства? Основные идеи и цели участников движения? Кто принимал участие в этих движениях? Результаты их деятельности. |
4. Рефлексия 5. Д.3 п. 19-20, выучить новые термины. С146 вопрос №5. | Определить, какие идеи отстаивали представители этих движений Проверяет работы учащихся. Учитель обращает внимание, что в это время, разочаровавшись в правительстве, многие представители либерального лагеря обращают свой взор в сторону более радикальных методов - наблюдается рост революционных настроений. На формирование их идеологии большое влияние оказали Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, печатавшиеся в журнале «Современник», «Колокол». Они призывали крестьян к немедленному всеобщему бунту. В то время в полицейских сводках можно было встретить такие слова- разночинцы, «Земля и воля», «Народная расправа». Что они означают? Задание ученикам по вариантам: найти значение этих понятий на С138-139 На слайде появляются слова: разночинцы, «Земля и воля», «Народная расправа». Учитель дополняет ответы учащихся, подчёркивает, что первая революционная организация «Земля и воля» распалась и возродится она только через 13 лет, но уже в ином обличье. Руководили ею из Лондона русские дворяне- эмигранты - Герцен и Огарев. Именно Герцен стал автором теории русского или общинного социализма, согласно которой только в России чудом сохранился зародыш социализма- крестьянская община, распространив её порядки на всю Россию, можно не допустить капитализм и перейти к социализму, создать самое справедливое государство. С.Г. Нечаев идейный руководитель «Народный расправы» создаёт образ русского революционера — человека отрешённого от окружающего мира, порвавшего с нравственностью и законными приличиями, готового на всё ради революции. Пытаясь насадить в своей организации слепое подчинение вождю, он приказал её членам убить студента Иванова, который пытался оспаривать некоторые положения Нечаева. После разгрома организации Нечаеву удалось бежать за границу, однако он был выдан как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости. Образ Нечаева выведен Ф.М. Достоевским в романе «Бесы». Переходим к изучению пункта народничество в 1870-е годы. Задание: поработать в парах и составить схему по теме «Течения народничества». (учебник с 140) Ученики, справившиеся с заданием, по желанию, презентуют свою работу, правильную схему зарисовывают на доске. Вопрос к классу: Что было общего и различного во взглядах народников? Рассказ учителя о первой крупной акции народников 1774-1775гг- «Хождение в народ» Вопрос к учащимся- Предположите, насколько результативна была подобная тактика? Свой ответ обоснуйте. Учитель дополняет ответы учащихся: -Крестьяне смотрели на приходивших к ним как «бар». В деревне, где все друг друга знают на пришедших смотрели с опаской. -Их речь была непонятной, а разговоры, о том, что всё имущество будет общим встречалось с усмешкой Учитель иллюстрирует пропасть между революционерами и крестьянами картиной Репина «Арест пропагандиста». Вопросы по картине: 1) Где происходит действие картины? 2) Что происходит 3) Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины? На чье стороне симпатии Репина? 4)Как относятся к происходящему крестьяне? 5) Можно ли по сюжету картины определить как полиция узнала о пропагандисте? 6) Есть ли на картине люди, сочувствующие пропагандисту? Учитель: Все попытки поднять крестьян на революцию не принесли ощутимых результатов, тезис о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь не нашёл подтверждения, крестьяне оказались собственниками, причём достаточно консервативными. Неудача «хождения в народ» заставила народников пересмотреть свою тактику. Возникла мысль о создании революционной законспирированной организации с чёткой структурой и разработанной программой. Индивидуальное задание на карточке - соотнесение русских революционеров и их программных установок. Вспомните 3 течения в народничестве, и укажите к каким из этих направлений обращаются русские революционеры во время акции «Хождение в народ»?(идеи Бакунина) А теперь давайте обратимся к началу нашего урока и посмотрим смогли ли мы ответить на вопросы, которые ставили в начале урока? Да, мы получили информацию о об основных направлениях общественного движения 60-70-х гг, их идеологии, причинах роста революционных настроений и о методах их борьбы с правительством. Учитель обращает внимание, что мы не получили ответ на последний вопрос — Смогли ли они достичь своих целей? Об этом мы узнаем на следующем уроке. вопроса, продолжим изучать тему на следующем уроке. | Ученики по вариантам читают пункты параграфа, формулируют основные идеи движений, представляют лозунги, лучшие примеры записываем в тетрадь. Ученики находят значение слов в учебнике на с.138-139. Записывают новые слова в тетрадь. Отвечают на вопрос: -Что было общего и различного во взглядах народников?(Общее- опора на народ, крестьянство, построение социалистического общества на основе общинных порядков; различие методы достижения цели) Отвечают на вопрос -Предположите, насколько результативна была подобная тактика? Вопросы по картине: 1) Где происходит действие картины? 2) Что происходит 3) Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины? На чье стороне симпатии Репина? 4)Как относятся к происходящему крестьяне? 5) Можно ли по сюжету картины определить как полиция узнала о пропагандисте? 6) Есть ли на картине люди, сочувствующие пропагандисту? |